Реферат: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь

Остальные рефераты » Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов пермь

Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Пермский государственный институт искусства и культуры

Кафедра философии и общественных наук


А.Н. Вьюшкова

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Пермь 2006

Вьюшкова, А.Н. Общая социология : учебно - методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А.Н. Вьюшкова. - РИО ПГИИК.- Пермь, 2006. - 24 с.


В учебно-методическом пособии приведены темы рефератов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, список обязательной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы. Пособие предназначено для студентов вузов.

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук

От _ июня 200_ года (протокол № _ ).


Введение Предмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология культуры, социология семьи, социология управления и методика социологических исследований. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и докладов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, вопросы к экзамену, список учебно-методической литературы. Учебно-методическое - пособие включает в себя перечень тем в соответствии со структурой предмета «Общая социология», представленной Госстандартом.

В заданиях для самостоятельной работы студентов предусматривается перечень вопросов, работа над которыми необходима для более полного раскрытия содержания тем курса.

Структура и способ изложения материала позволяет студентам ознакомиться с содержанием курса в целом, его структурой, а также с основными вопросами и структурой каждой темы курса.

Цель курса - дать представление об основных аспектах общей теории социологии и о наиболее важных специальных теориях, ознакомить с социологическими категориями и понятиями, научить анализировать основные процессы, происходящие в обществе.

Предмет курса -общетеоретическая социология, основные социологические теории среднего уровня, методология социологического исследования и методы социологических исследований.

Задачи курса Познакомить с предметом, задачами и методологией социологического знания. Изучить возникновение и эволюцию социологии. Сформулировать категориальный (понятийный) аппарат социологии в сознании студента. Освоить основные специальные теории (социология культуры, социология молодежи, социология конфликта и т.п.) Научить понимать общество как систему взаимосвязанных и взаимодействующих социальных объектов. Дать анализ явлений и процессов современного российского общества.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса студент должен знать: основные социологические понятия, предмет и историю социологической науки.

Студент должен осознавать: какую позицию он и его социальная группа занимают в структуре общества, какие функции они выполняют.

Студент должен задумываться: над причинами и возможностями решения основных социальных проблем России, над закономерностями современных социальных процессов в своей стране и за рубежом.

Студент должен уметь: активно пользоваться социологическими знаниями и методами социологических исследований.

Студент должен владеть социологическими знаниями для решения определенных задач в сфере своей профессиональной деятельности.

Основными формами организации учебного процесса являются лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов (СРС).

Контроль над качеством освоения дисциплины осуществляется на нескольких уровнях: работа студентов на лекциях, на семинарах (выступления с докладами, участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, коллоквиум, тесты).

Тематический план курса «Общая социология»


Наименование разделов и тем Количество часов
всего Аудиторные срс
всего лекции семинары
Раздел 1. МАКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ
Социология как наука 6 4 2 2 2
1.2. История западной социологии 8 4 2 2 4
1.3.История отечественной социологии 8 4 2 2 4
1.4. Общество как система 7 3 2 1 4
Раздел 2. УРОВЕНЬ СРЕДНИХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
2.1. Социальная стратификация 6 4 2 2 2
2.2 Социальные институты 10 6 4 2 4
2.3. Социология культуры 8 4 4 - 4
2.4. Этническая социология 4 2 2 - 2
2.5. Политическая социология 6 4 2 2 2
2.6. Социология общественного мнения 6 2 2 - 4
2.7 Социология конфликта 8 4 2 2 4
2.8. Социология досуга 8 4 2 2 4
Раздел 3. МИКРОУРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ
3.1. Социология личности 8 4 2 2 4
3.2. Социология молодежи 8 4 2 2 4
3.3. Социология семьи 6 2 - 2 4
Раздел 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЦИОЛОГИИ
4.1. Методология социологического исследования 4 2 1 1 2
4.2. Методы социологических исследований 5 1 1 - 4
Всего часов 116 58 34 24 58
Программа курса

Раздел 1

Макроуровень социологии

1.1. Социология как наука

Научный статус социологии. Понятие, субъект, объект, предмет социологии. Общенаучные и специальные методы социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Подходы к структурированию социологического знания (Уровни социологии). Функции социологии


1.2. История западной социологии

Предыстория социологии. Мыслители античности: Сократ, Сенека, Платон, Аристотель, Конфуций, и др. Ученые средневековья: Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень и др. Деятели эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Социальные реформаторы: С.- Симон, Р. Оуэн и др.

Предпосылки появления западной социологии. О. Конт-основоположник позитивизма в социологии. Социологи–классики: Э. Дюркгем, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис.

Направления зарубежной социологии. Структурный функционализм: Т. Парсонс и др. Биологический редукционизм: Т. Мальтус, Г. Спенсер, Л. Гумлпович, У. Самнер. Конфликтологическое направление: Р. Дарендорф, Л. Козер и др. Американская социология: Р. Парк, Э. Мэйо и др. Символический интеракционизм: Дж. Мид и др.

Современный этап развития зарубежной социологии: Теория структурации Э. Гидденса, социология Н. Лумана, феноменологическая социология А. Шутца. Концепция постиндустриального общества Д.Белла, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неомарксизм, неопозитивизм, неоструктурализм, постмодернизм в социологии.

1.3. История отечественной социологии

Особенности формирования и развития социологии в России. Основные этапы развития. Классический период русской социологии с 60-х гг. 19 в. до 1917. Становление русской социальной мысли: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, В.Н. Татищев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Западники и славянофилы.

Основные социологические направления и традиции: позитивизм в отечественной социологии (М.М. Ковалевский и др.), психологическое направление (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий ), субъективизм в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), теоретики анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксистское направление в русской социологии, социал-органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), эмпирическая социология (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), немарксистская социология (Н.В. Булгаков и др.).

Состояние социологической мысли в СССР: предпосылки и последствия. Возрождение социологии периода хрущевской оттепели. Современный этап развития отечественной социологии: основные процессы и направления социологических исследований.

1.4. Общество как социальная система

Общая теория систем. Определение и разновидности систем. Общество как социальная система. Системообразующие признаки общества. Политическая, экономическая, социальная, культурная системы как подсистемы социальной социетальной системы. Функции и особенности подсистем общества.

Социальные связи и социальные отношения. Социальная структура общества: основы структурирования и элементы. Социальные группы и социальные общности.

Раздел 2

Уровень средних социологических теорий

2.1. Социальная стратификация

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Исторические типы социальной стратификации: рабовладельческий строй, кастовая стратификация, феодальный строй, классовая стратификация. Возможности социальной мобильности и понятие закрытого общества.

Усложнение структуры и маргинализация населения как процессы социальной стратификации современного российского общества. Подходы к определению понятия маргиналов. Разделение на социальные слои в стратификации современного российского общества.

2.2. Социальные институты

Сущность и основные черты социальных институтов. Структура социального института: цель и задачи института, система норм и санкций, система статусов и ролей, подинституты.

Функции социальных институтов: типология и сравнение. Понятие дисфункции социального института. Классификация социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие институционализации. Социальная организация и социальное движение: понятия и отличительные черты.

2.3. Социология культуры

Генезис понятия культура. Функции культуры. Типологии культуры (по субъекту, по содержанию, по характеру, по видам и т.д.). Уровни социологического анализа культуры: фундаментальный уровень, национально – локальный, уровень доминирующей культуры и субкультур. Субкультура и контркультура. Феномен массовой культуры. Теории развития культуры: эволюционная, диалектическая, антиэволюционная. Культура как ценностно-нормативная система: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, законы.

2.4. Этническая социология

Предмет этнической социологии. Подходы к определению понятия этнос, нация и национальность. Этнические процессы в странах дальнего и ближнего зарубежья. Ассимиляция. Национальный конфликт в Российской Федерации. Социологические проблемы мигрантов. Содержание понятий: патриотизм, этноцентризм, национализм, шовинизм, расизм.

2.5. Политическая социология

Предмет политической социологии и политологии. Политический институт общества: структура и функции. Понятие государства и политики в трудах античных философов. Развитие политической мысли: античные мыслители; теоретики естественного права и общественного договора; М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Маркс, К.Маннгейм; современные политологи.

Общие и отличительные признаки общества и государства. Государство как элемент политической системы. Формы государственного правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Партийные системы. Теории власти и теории политической элиты. Легитимность власти. Политическая социализация: сущность и этапы. Формы и методы взаимодействия населения и государства.

2.6. Социология общественного мнения

Общественное мнение и массовое сознание. Понятие и признаки массы. Отличия массы и общественности. Общественность как носитель общественного мнения. Субъекты и функции общественного мнения современной России. Идеология, манипуляция общественным мнением и пропаганда. Измерение общественного мнения.

2. 5. Социология конфликта

Социальный конфликт: понятия и теории (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Ч. Боулдинг, Р. Дарендорф). Социальное противоречие и социальный конфликт. Механизм и методы разрешения социального конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Основания для классификации социальных конфликтов. Особенности социальных конфликтов современной России: предпосылки, виды, субъекты и объекты.

2.6. Социология досуга

Досуг в структуре свободного времени. Понятие досуга. Особенности социологического подхода к анализу досуга. Разновидности досуга. Закрытый и открытый досуг. Типология современной российской молодежи по проведению досуга.

Раздел 3

Микроуровень социологии

3.1. Личность и общество

Подходы к анализу личности. Структура и типологии личности. Социальный статус и роль. Ролевой конфликт. Социализация личности: понятие, подходы к периодизации. Девиантное поведение: теории, понятия и виды. Делинквентное поведение. Социальная норма и санкция – элементы социального контроля. Механизмы социального контроля.


3.2 Социология молодежи

Молодежь как специфическая социальная группа. Социальные, психологические и возрастные характеристики молодежи. Современная российская молодежь (структура, потребности, проблемы). Молодежная субкультура и контркультура. Особенности молодежного досуга.

3.3. Социология семьи

Предмет социологии семьи. Подходы к трактовке семьи: европейский, американский, макросоциологический, микросоциологический, как к малой социальной группе и как к социальному институту. Жизненный цикл семьи. Подходы к структурированию семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Традиционная типология семьи и брака и альтернативные формы семьи и брака. Динамика и проблемы развития современной семьи. Теория кризиса социального института семьи и семейного образа жизни. Альтернативные формы брака. Изменение мотивов вступления в брак и семейных ценностных ориентаций в современности.


Раздел 4

Эмпирическая социология

4.1. Методология социологического исследования.

Методология социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Этапы и элементы методологического и методико-процедурного разделов программы. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Анализ данных: понятие, виды, этапы. Отчет об исследовании.

4.2. Методы социологических исследований

Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Типология и особенности методов социологического исследования. Виды опроса: анкетирование, интервьюирование и др. Виды наблюдения: прямое, опосредованное. Виды анализа документов: качественный, количественный. Применение общенаучных и специальных методов социологии в исследованиях. Качественная, количественная и интегральная социологические традиции (стратегии). Особенности инструментария и обработки данных в зависимости от исследовательской традиции. Проведение комплексных социологических исследований.

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание № 1 для самостоятельной работы студентов Раздел 1. Макроуровень социологии. Темы: «Методология социологического исследования» и «Методы социологических исследований»

Цель задания: помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями. Студент должен произвести поиск, обзор и отбор необходимого материала, а затем проанализировать его.

Задание: Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:

Обоснование выбора статьи (актуальность, значимость)

Проблема исследования

Цель и задачи исследователей

Общенаучные методы исследования, используемые в статье (например: исторический метод, сравнительный метод…)

Респонденты, информанты.

Специальные социологические методы, используемые в статье (интервьюирование, опрос…)

Результаты исследования

Собственное мнение студента о социальной значимости исследования

Подробное описание содержания плана дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статью. На семинаре происходит защита статьи и обсуждение группой, задаются вопросы.

Итог: Студенты получает наглядное представление о том, какие социологические стратегии и методы используют социологи для исследования конкретных социальных явлений и процессов.


Задание №2 для самостоятельной работы студентов

Раздел 2. Уровень средних теорий социологии.

Тема: Социология конфликта

Цель задания: Сформировать у студента мнение о распространенности и предпосылках социальных конфликтов в России, показать возможные пути их разрешения.

Задание: Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России».

Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально – гуманитарные знания» последних 2 - лет. Провести анализ по предлагаемому плану:

Обоснование выбора статьи ( обосновать наличие ситуации социального конфликта в выбранной статье по наличию признаков конфликта)

Описание инцидента и механизма конфликта

Типологизация конфликта по следующим основаниям:

- по субъекту

- по предмету

- по степени напряженности

- по сфере общества

- по форме проявления

Описание результатов конфликта. Каковы позитивные и негативные функции конфликта. Выбор возможных методов разрешения

Подробное описание содержания типологий конфликта дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статьи. На семинаре происходит выступление по описанному плану и последующее обсуждение выступления в группе.

Итог: У студентов формируется собственное мнение о состоянии социальной ситуации в стране, степени ее напряженности, наиболее распространенных причинах и типах социальных конфликтов. Студенты самостоятельно выбирают интересующие их темы, формируют свою социальную позицию по ним. Кроме того, они стремятся найти разрешение социальных конфликтов, затрагивающих их самих.


Задание №3 для самостоятельной работы студентов

Раздел 3. Микроуровень социологии


Тема: Социология личности

Цель задания: Познать многообразие подходов к определению личности, чтобы понять ее сущность. Помочь студенту находить ключевые слова в определении понятия и существенные свойства объекта.

Задание: Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.


Определение личности

Зарубежные подходы

Отечественные подходы

Социология



Философия



Психология




Итог: Студент охватывает многообразие различных подходов к определению личности, находит специфику предметной области каждой науки.

Задание №4 для самостоятельной работы студентов


Цель задания: Сформировать категориальный аппарат студента.

Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий.

Основные социологические понятия

Социология, макросоциология, микросоциология, фундаментальная, прикладная, теоретическая и эмпирическая социология. Объект, предмет, методы социологии.

Личность (социологический подход). Социальная: адаптация, интеграция, функция, роль, позиция. Интерес, стимул, мотив личности. Межличностный, межролевой, внутриличностный конфликт. Социальный статус, престиж. Социальное действие, поведение. Социализация личности, девиантное и делинквентное поведение. Социальный контроль. Социальная норма и санкция.

Общество (как социальная система). Социальный процесс, социальные: изменения, отношения. Социальная: стабильность, деятельность, общность, сфера. Социальное развитие. Прогресс и регресс.

Культура, (социологический подход), субкультура, социокультурный процесс, социальная: норма, ценность. Социальная ценность и ценностная ориентация.

Социальная группа: формальная, неформальная, большая, малая, референтная. Социальные: институты, организации. Социальная: структура, стратификация, мобильность. Миграция, урбанизация.

Элита, средний класс, низший класс, маргинализация общества.

Этнос, народность, нация, национализм, ассимиляция.

Семья как малая социальная группа и социальный институт.

На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20-30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества».

Итог: Студент проявляет творческий подход при поиске, сравнении, дроблении, интеграции понятий и описании их примеров из окружающей социальной действительности.

Задание № 5 для самостоятельной работы студентов Задание: Написание реферата с последующим докладом на семинаре. Реферат должен отвечать следующим требованиям:

1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание социального явления и его роль в российском обществе.

2. Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:

Обложка: включает полное наименование вуза, факультета; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата.

Оглавление. Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе.

Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы.

Основная часть: раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации.

Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач).

Список литературы. Не менее 3-х источников литературы.

Объем работы. В печатном исполнении 6 – 10 страниц.

Итог: Студент углубляется в ту тему, которая наиболее интересна для него, самостоятельно работает с источниками и высказывает свое мнение на семинаре.

Темы рефератов

Значение позитивизма в зарождении западной социологии.

Отличительные черты становления отечественной социологии.

Практическое значение социологии для общества.

Взаимосвязь личности и общества: норма и девиация.

Семья и брак: традиция и альтернатива.

Характеристика субкультуры (молодежной, субкультуры пожилых, любой этнической субкультуры и др.).

Положительные и отрицательные черты урбанизации в современности.

Особенности формальной и неформальной социальных групп (примеры).

Динамика отношения общества к сексуальным проблемам.

Формирование общественного мнения в России.

Тема насилия в современных СМИ (влияние на личность, на разные социальные группы).

Идеология как форма общественного сознания.

Экономические институты в социальной системе.

Особенности социально-экономической структуры современной России.

Социальная мобильность в современной России

Национальный конфликт в современной России.

Этническая идентификация народов бывшего СССР

Нормативная культура: нормы, ценности, санкции.

Особенности народной культуры России.

Парадигмы развития мировой культуры.

Особенности социализации личности на разных возрастных этапах.

Семейная политика в России и зарубежных странах.

Семья в урбанизированной культуре.

Проблема досуга российской молодежи .

Особенности социокультурных ситуаций в России.

Социальные предпосылки формирования политической элиты в России.

Социальные и политические движения в России.

Реформа и революция как альтернативы социального развития.

Методы социологического опроса

Развитие эмпирической социологии в России


Вопросы к экзамену по курсу «Общая социология»


Социология как наука: понятие, объект, предмет, методы.

Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Структура социологии.

Западная социология: предпосылки появления социологии, социологи – классики, современная западная социология.

Отечественная социология: особенности, периодизация, социологические направления.

Понятие, содержание, элементы категорий «социальная система», «социальная структура», «социальная стратификация общества», «социальная мобильность».

Основные процессы социальной стратификации современного российского общества: усложнение и маргинализация.

Сущность и основные черты социальных институтов. Институционализация.

Типологии социальных институтов и функций.

Взаимосвязь и различие категорий «социальный институт», «социальная организация» и «социальное движение».

Теории личности, структура личности

Социализация личности. Девиантное поведение, социальный контроль.

Содержание социального конфликта. Теории конфликта.

Механизм социального конфликта: стадии и методы разрешения.

Особенности социальных конфликтов в России: виды, причины, последствия.

Культура в обществе: понятие, функции.

Уровни анализа и типология культуры.

Теории развития культуры. Культура как ценностно-нормативная система.

Молодежь как специфическая социальная группа: возрастные, статусные, социально – психологические характеристики.

Критерии выделения молодежных групп. Молодежная субкультура и контркультура.

Социология семьи. Семья как социальный институт и социальная группа.

Социология семьи: типология, функции, структура семьи.

Современная российская семья: проблемы и тенденции развития.

Методы социологических исследований: виды и стратегии.

Программа социологического исследования: этапы проведения исследования

Общественное мнение: сущность, предпосылки, проблемы.

Общественное мнение и массовое сознание: общественность и масса.

Политическая система общества: элементы и функции.

Свободное время и досуг: социологический подход, типологии досуга.

Разновидности и современные особенности досуга.

Предмет этнической социологии.

Обязательная литература:


Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов – на - Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. – 576 с.

Козлова О. Н. Социология. – М.: Изд-во Омега – Л, 2006. – 320 с.

Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. – (серия «Gaudeamus»).

Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: Инфра – М, 2005. - 360 с.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. – 290 с.


Дополнительная литература

Антонов, А.И. Судьба семьи в России 21 века. Размышление о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов. - М.: Издательский Дом «Грааль», 2000. – 416 с.

Батыгин, В.С., Подвойский, Д.Г. История социологии / В.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский - М.: Российский университет дружбы народов, 2003. – 369 с.

Боронникова, Г.А. Социология семьи: учебно-методическое пособие для вузов / Г.А. Боронникова; ПГИИК. Каф. СКД. - Пермь, 2004. - 28 с.

Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) / М. Вебер // Личность. Культура. Общество. 2003, Вып. 1-2 (15-16). – М., 2003. – С.140.

Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.

Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб.пособие/ Е.М. Черняк. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. – 304 с.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. – М. – Кн. Дом «Университет», 2003. – 596 с.

Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде/ Галкина Т.П.: Учебное пособие/ Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 224с.

Артемов, Г.П. Политическая социология : учеб. пособие/ Г.П. Артемов.- М.: Логос, 2002.- 280 с.

Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное / А.В. Дмитриев. - М., 2002. - С. 30-95.

Зайцев, А.К. Социальный конфликт / А.К. Зайцев. – М., 2000. - С. 192.

Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология : учебное пособие для вузов // М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – С.9-15.

Ионин, Л.Г. Социология культуры : учебное пособие для вузов/ Л.Г. Ионин . - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 427 с. - (Учебник высшей школы экономики)

Здравомыслов, А.Г. О судьбах социологии в России / А.Г. Здравомыслов // Социс. – 2000. - № 3. – С. 21-28.

Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический англо – русский словарь. Более 15000 словарных статей. – М.: Руссо, 2002.

Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. - М.: Фаир - Пресс, 2000. - 608с.

Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России // С.С. Новикова. - М.: Московский психолого – социальный институт, 2000. – 270 с.

Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2002. – С. 80.

Соколов, С.В. Социальная конфликтология : учеб. пособие для вузов / С.В. Соколов. - М., 2001. - С. 7-131.

Социология в России XIX- начала XX веков. Тексты / Под ред.В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. - С. 228–511.


Структура учебной программы


Введение--------------------------------------------------------------------3

Тематический план курса-----------------------------------------------5

Программа курса----------------------------------------------------------6

Задания для самостоятельной работы студентов-----------------12

Темы рефератов----------------------------------------------------------17

Вопросы к экзамену-----------------------------------------------------19

Обязательная литература-----------------------------------------------21

Дополнительная литература-------------------------------------------22


24