Реферат: Методические рекомендации по сопровождению и популяризации значимости идеи «Празднование 1150-летия зарождения российской государственности» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по сопровождению и популяризации значимости идеи «Празднование 1150-летия зарождения российской государственности»

Остальные рефераты » Методические рекомендации по сопровождению и популяризации значимости идеи «Празднование 1150-летия зарождения российской государственности»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА


УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ

ул. Володарского, д. 14, г. Челябинск 454080 тел/факс: (8-351) 266-54-40, Е-mail: gorono_74@mail


30.11.2011 № 16-06/7707

На № ______ от ____________ Начальникам РУО,

директорам МОУ


О праздновании 1150-летия

российской государственности


Уважаемые коллеги!


В 2012 году исполняется 1150 лет зарождения российской государственности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03 марта 2011 года № 267 «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» рекомендуем включить в план на 2011/2012 учебный год во внеурочную деятельность мероприятия, отражающие данную тематику.


Приложение: на 14 л. в 1 экз.


Начальник Управления С.В. Портье


М.Г. Мелехова

266 50 64

Разослать: РУО, отдел исполнителя, МОУ лицеи №№ 11, 31, ДПШ им. Н.К. Крупской, портал

Приложение 1

к письму Управления

30.11.2011 № 16-06/7707


Методические рекомендации

по сопровождению и популяризации значимости идеи

«Празднование 1150-летия зарождения российской государственности»


«Для россиянина «история» есть священная книга народов:

главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;

скрижаль откровения и правил; завет предков к потомству;

дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»

(Н. М. Карамзин)


Следствием формирования личности является целостность воздействий воспитания в семье, «давления» окружающих, произвольных и непроизвольных влияний средств массовой информации, а также самовоспитания, стимулируемого появлением у человека определенного плана будущего, известного жизненного идеала. Однако именно школа всемерно способствует личностному развитию детей и подростков, преподавая коренное значение исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организовывая воспитание и обучение на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских и высоких патриотических идей, а также – гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам и человечеству в плане мировой и отечественной культуры.

Наше государство, страна существуют более 11 веков, это государство было разным, очень разным, менялись формы правления, политические режимы, стратегические цели его развития, образ жизни. «Наша история была очень бурной и драматичной. Мы можем многое понять, изучая ее», - отметил глава государства Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в июле 2011г. посвящённое подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности. Эту дату Россия будет отмечать в следующем году. Здесь президент выступил с предложением объявить 2012 год Годом российской истории. Государство не создается одномоментно, в конкретном году. Однако есть условные исторические даты, которые, тем не менее, считаются точкой отсчета. Это есть у всех народов, описывающих свою историю.

Традиционно отсчет российской истории ведется с 862 г., когда на Русь пришли варяги из Скандинавии и стали князьями русских земель. После эпохи отрицания смысла данных событий в настоящий момент сформировался более взвешенный подход к тем событиям давних лет, и празднование юбилея российской государственности имеет значение не только научное, но и практическое.

Инициатором празднования этого события стал в 19-м столетии император Александр Второй, и оно праздновалось с размахом, однако потом, из-за сложных периодов развития государства, праздник был отодвинут «за исторические кулисы» на довольно большой срок. И вот страна возвращается к нему.

Вновь идея всероссийского празднования даты основания Российского государства прозвучала в сентябре 2009 года на совместном заседании Госсовета и совета по культуре и искусству, которые проводились с участием Президента России Дмитрия Медведева. Тогда он поддержал предложение видных деятелей науки и культуры страны о праздновании 1150-летия российской государственности. А 3 марта 2011 года был подписан Указ Президента России «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности». О подписании указа об организации праздничных мероприятий Президент России Дмитрий Медведев сообщил 3 марта 2011 года на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге, посвященной 150-летию подписания манифеста об отмене в России крепостного права.

Историки сегодня едины во мнении: развитие российской государственности изначально происходило на многонациональной основе и пошло не по пути дробления, а, наоборот, по пути объединения. В процессе создания государства преодолевалась удельная раздробленность и препятствия для культурного и религиозного многообразия, подчеркнул Дмитрий Медведев, - что предопределило создание такого уникального государства, как Российская империя, впоследствии Российская Федерация. Более того, вхождение в одно государство способствовало и появлению общих ценностей, а на основе общих ценностей складывались новые нормы социальной жизни, складывались общие правила поведения, происходило развитие отношений со странами Европы, впоследствии и странами Азии и, конечно, происходило приобщение к передовым в тот период образцам культуры и современным идеям. Это один из весьма серьёзных, фундаментальных исторических уроков.

Идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране. Впоследствии наше право создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, и впоследствии, в том числе и в советский период, эта традиция была продолжена, и это обеспечивало дальнейшее правовое развитие нашей государственной жизни.

Грядущая дата – это повод для осмысления и современных проблем. Историческое наследие даёт нам бесценный материал для этого, но в то же время даёт и вектор для развития на будущее. Этот инструмент развития должен включать в себя и национальные традиции, и традиции общей жизни на территории нашей страны, которые проходят через всю нашу историю.

Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, пониманию ценностей демократического общества.

Придерживаясь данной позиции и учитывая значимость событий 862 года в истории Отечества, Управление по делам образования города Челябинска рекомендует организовать во всех образовательных учреждениях города мероприятия в честь юбилея - 1150-летия зарождения российской государственности. Цель проведения мероприятий: «Повысить самосознательную консолидацию народа в целях дальнейшего развития нашего большого и сложного государства – Российской Федерации» (Д.А.Медведев). Работа по сопровождению и популяризации 1150-летие российской государственности проводится как в урочное, так и во внеурочное время с привлечением клубов любителей истории и чтения исторической литературы, исторической реконструкции, мастерских, советов и других организаций и объединений.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь классным руководителям в организации и проведении мероприятий по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации мероприятий должен стать личностно-ориентированный подход. С одной стороны, ребенок учится анализировать собственное поведение, учитывать точку зрения другого человека. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения мероприятий создать эмоционально комфортные для школьников условия.

Основными мероприятиями являются классные часы, главными формами которых могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии. Их цель – развернутое знакомство с историей Российского государства, формирование и закрепление первоначального интереса к своей Родине, воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям России и Челябинской области.

Неотъемлемой частью является оформление классной комнаты к проведению мероприятий: подбор тематических наглядных пособий, расположение их в удобных для просмотраместах (фотографии, простые кроссворды на соответствующую тематику). В начальной школе ученики впервые знакомятся с историей России, и в ходе классных часов учителю, классному руководителю необходимо начинать с объяснения тематики и причин проведения мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения российской государственности. В дальнейшем педагогами освещаются основные вехи истории, содержаться объяснения, почему и после каких событий зародилось Российское государство. Целесообразно также привлечь внимание ребят к тому факту, что любовь к России нашла отражение в творчестве писателей, художников, композиторов и пр.

В основной школе (5-9 классы) мероприятия могут в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Их цель – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности исторических личностей России, на примере которых можно формировать у школьников чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков, побуждать ребят проявлять социальную активность.

При проведении мероприятий целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения классных часов: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер взаимодействия. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое изучение истории, привлекает их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам, к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в научных и общественных кругах. В качестве приоритетной выдвигается задача социализации молодых людей, ориентации всего образовательного процесса на социальную практику, на создание условий для самореализации личности старшеклассника во взрослой жизни. Возрастные особенности старшеклассниковдиктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.

Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий, выбираются соответствующие формы: дискуссия, диспут, моделирование исторической ситуации, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.

В рамках организации юбилейных мероприятий предполагается проведение молодёжных конференций, встреч, литературных конкурсов, круглых столов и мастер-классов с современными государственными деятелями и другими известными личностями из России и стран ближнего зарубежья, представителями крупных российских исторических журналов, специалистов по истории из крупнейших вузов; турниры по историческому фехтованию; конкурсы костюмов; концерты фолк-музыки; балы и многое другое.


Приложение 2

к письму Управления

30.11.2011 № 16-06/7707


Исторический комментарий.

История возникновения Киевской Руси, представляет собой весьма расплывчатую картину, в которой легенды и выдумки древних рассказчиков переплелись с реальными событиями. Многие важные факты остались неизвестными. В распоряжении учёных оказалось крайне мало информации о том, что происходило на приднепровских землях во второй половине IX века.

Знаменитая летопись «Повесть временных лет» (далее ПВЛ), была написана в начале XII в., т. е. через 250 лет после смерти Рюрика. События, происходившие в IX в., частично были записаны из обработанных летописцами памятников устного народного творчества. Этот фольклорный материал не всегда признаёт хронологию и содержит много неточностей. Поэтому и сейчас среди учёных продолжаются споры о роли скандинавов в объединении Руси, об их влиянии на русскую историю и культуру, и были ли Рюрик, Аскольд и Дир скандинавами или славянами.

В наше время появилась надежда, что этот фрагмент истории удастся прояснить благодаря «Велесовой книге» (далее ВК). О происхождении этой книги учёные спорят уже несколько десятилетий.

ВК - представляет собой сборник проповедей, поучений и воспоминаний древнего автора. В книге упоминаются и очень давние времена, но приводимые там рассказы преимущественно являются памятниками устного народного творчества, где легенды и былины переплелись с реальной историей. Судя по упомянутым в ней событиям, ВК была закончена около 880 года, так как в книге ничего не сказано о походе Олега на Киев, но есть информация о том, что происходило до этого похода.

Все исследователи, которые пытались разобраться в этих текстах, столкнулись с множеством проблем из-за архаичности языка и отсутствия дат. Только сопоставляя тексты ВК с другими источниками, например с ПВЛ, можно попытаться восстановить последовательность и время описанных событий.

Ограничимся анализом информации о событиях, которые происходили с 859 по 883 годы. Данный промежуток времени взят потому, что он описан как ПВЛ, так и в ВК. Кроме того, автор ВК вероятно жил в то время и был свидетелем происходящих событий (а не записывал воспоминания старцев), поэтому книга должна содержать более точную информацию об этом периоде.

Приднепровье до прихода варягов.

ВК сообщает, что племена, которые жили возле Киева, находились под властью хазар. Другая часть славянских племён, обосновавшихся южнее, оставалась независимой. Этот союз племён возглавлял болярин (князь-воевода) Скотень. Совместно с иранскими племенами им приходилось воевать с хазарами, крымскими готами и греческими колонистами. В мирное время племена жили по своим обычаям и законам. ПВЛ в некоторой мере подтверждает эту информацию.

Из сообщения в ней следует, что в 859 г. варяги на Днепр ещё не пришли. Они контролируют территории на севере и занимаются торговлей. С полян (которые жили возле Киева) и северян (осевших на берегах Десны, Сейма, и Сулы) дань берут хазары.

О варягах в исторической литературе сохранилось гораздо больше информации. Известно, что варяги (они же викинги и норманны) в IX веке-стали грозной силой как на морях, так и на суше. Они регулярно устраивали опустошительные набеги на берега Британских островов, Германии и Франции.

Но, пиратские набеги были опасным промыслом, участвовать в них могли только молодые и здоровые воины, к тому же постоянных доходов они не давали. Поэтому варяги стали искать себе другие занятия. Они оседали на новых землях, занимались сельским хозяйством, торговлей или ремёслами (среди них было немало умелых кузнецов и плотников). Некоторые - нанимались на военную службу в соседних странах.

На захваченных землях образовывались постоянные владения варягов (например, Нормандия на территории Франции). Одно из таких владений появилось на территории современной Новгородской и Ленинградской областей России. По реке Волхов, которая соединяет два озера: Ладогу и Ильмень проходил важный торговый путь. Варяги обосновались преимущественно в двух городах, находившихся на берегах Волхова. Первый был расположен у озера Ильмень, на небольшом острове в двух километрах от центра современного Новгорода. Сейчас это место называют Рюриковым городищем.

ВК упоминает это поселение как Новый град или Новаград. Городище занимало около 6-7 гектаров. На противоположном берегу Волхова (на 2 км южнее) расположено урочище Перынь, где находилось древнерусское святилище. Там стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была сброшена в Волхов.Второе поселение расположено тоже на берегу Волхова, возле Ладожского озера. Оно известно нам как Старая Ладога.

Варяги в Приднепровье.

В средине IX в. варяги решили подчинить своей власти великий речной путь по Днепру, так как по нему шла торговля с Византией. С этого времени, они стали бесцеремонно вытеснять хазар с берегов Днепра. ВК сообщает, что однажды в Киев прибыли купцы с варягами и прогнали хазар. Славяне были рады, что избавились от хазар. У них было более чем достаточно обид на хазарских ханов, но варяги оказались ничем не лучше. Они хозяйничали на землях славян, как у себя дома. Поэтому славяне их считали врагами и чужаками. Кроме того, у славян не было обычая приносить человеческие жертвы своим богам, как у варягов. Можно только представить, с каким ужасом они смотрели на это варварство.

Варяжским войском командовал Рюрик и этот факт даёт возможность определить период, когда пришли варяги. На Днепре Рюрик мог находиться только до 862 г., потому что после (по информации ПВЛ), он ушёл на север, обзавёлся семьёй и на Днепре больше не появлялся.

Прогнать этих воинственных пришельцев славяне не смогли. ВК упоминает о двух сражениях, в которых они потерпели поражение от варягов.

ВК не приводит подробностей этих битв, а из приведенной в книге информации можно лишь приблизительно восстановить ход событий.

Первая битва, произошла вскоре после изгнания хазар из Киева. Варяги захватили Воронженц (крепость или городок), который находился где-то на западе или юго-западе от Киева, вероятно на территории Змеевых валов. Эти валы тянулись огромной дугой от Днепра до полесских болот, защищая с юго-запада территории возле Киева. Около валов были построены крепости. Например, одна из них найдена на территории г. Васильков, Киевской области.

Скотень со своей дружиной попытался их отогнать, но его разгромили варяги Аскольда. После этого часть населения, не желая платить дань варягам - ушла искать свободные земли на юге.

Второе сраженье произошло значительно позже, поэтому сначала рассмотрим события, которые ему предшествовали.

ВК и другие источники не сообщают, куда направились варяги после сраженья у Воронженца, но об этом нетрудно догадаться. Киев и другие поселения на Днепре не были единственной целью варягов. Основной целью - был Константинополь, где они надеялись разбогатеть за счёт торговли. Туда и взяли курс варяжские корабли. Без войска купцы не могли пройти днепровские пороги, так как необходимо было отогнать от берега враждебные кочевые племена и перетащить по волокам корабли.

Наконец они дошли до Константинополя. Город по тем временам был очень большим и сказочно богатым. Но, варягов ждал неприятный сюрприз - местные жители (христиане) относились к приезжим с пренебрежением, как к варварам. На военную службу варягов-язычников брали неохотно, а варяжские купцы испытывали притеснения со стороны греческих правителей. За минимальные провинности их строго наказывали.

Ещё один неприятный сюрприз ждал варягов по возвращению на Днепр. Скотень снова собрал славянское войско и стал охранять от варягов границы своих земель. Войско было достаточно многочисленным и возможно даже смогло нанести поражение передовому отряду варягов (ВК упоминает о победе над варягами, но непонятно когда произошла битва). Во всяком случае, Рюрик не решился сразу нападать на славян и попытался их обмануть. Проплывая с торговыми караванами мимо славянских селений, варяги стали кричать, что с севера надвигается орда готов во главе с Германрехом. Эта дезинформация привела к тому, что славяне стали чувствовать себя зажатыми между двумя вражескими армиями. Они не знали, что им делать: то ли двигаться на север против готов, то ли держать оборону от варягов.

Никаких готов на севере тогда не было. Праправнук Отореха, знаменитый король готов Германарик (так в книгах по истории упоминается его имя), был убит ещё в 375 году, а годом позже гунны разгромили государство готов в Причерноморье и готы навсегда ушли в Западную Европу. Небольшая часть готов осталась в Крыму. Поэтому, в IX веке славяне могли их не опасаться. Но, у славян этой информации не было. В то время когда они ждали готов с севера, варяги собирали силы и готовились к нападению. Внезапный удар варягов с Диром во главе привел к полному разгрому славянского войска.

Восстание на севере.

Победа позволила варягам укрепиться на Днепре, но на севере вспыхнуло восстание и Рюрику пришлось срочно отправиться на Волхов.

ВК ничего не сообщает о восстании и о походе Рюрика, но это можно объяснить тем, что варяги всё время куда-то плавали с купцами, поэтому поход варягов на север не вызывал интерес у автора. К тому же варяги всегда нападали внезапно – это был их основной тактический приём. Поэтому Рюрик мог принять меры, чтобы никто посторонний не узнал, куда они идут и с какой целью. А в Киеве, вероятно, был оставлен гарнизон.

Проблема в том, что в сообщении об этом учёные нашли много противоречивых фактов. Вероятно, у летописца было мало информации об этом периоде и ему пришлось использовать воспоминания старцев. Поэтому данный фрагмент ПВЛ нельзя читать без оговорок и уточнений.

Благодаря работе многих исследователей удалось отделить основную часть выдумок от реальных событий. Считаются достоверным, что:

1) на севере восставшие племена прогнали варягов.

2) Рюрик с войском прибыл на север, где он и стал княжить.

3) Аскольд и Дир с варягами приплыли по Днепру в Киев.

Из ВК мы знаем, что когда началось восстание, Рюрик с варяжским войском был на Днепре. Естестенно, что туда и бежали с севера изгнанные варяги просить Рюрика, чтобы он вернулся со своим войском. Но, в Киеве Рюрика не было, так как он с купцами уплыл в Константинополь. Поэтому пришлось звать его из-за моря. Именно варяги позвали его, чтобы умиротворить северный регион и взять дань (чудь, словяне, кривичи и весь - были против, но их мнение никто не спрашивал). Северный участок на пути «из Варяг в Греки» был важен не менее южного, и Рюрик с войском отправился на север.

Несколько месяцев спустя, варяжская флотилия из озера Ильмень вошла в Волхов и варяжское войско двинулось на восставшие племена.

В пользу этой версии говорят следующие факты:

1) Никоновская (Патриаршая) летопись XVI в. упоминает о том, что в 864 г. Вадим Храбрый и все его сторонники были убиты варягами лишь за то, что имели неосторожность обвинить Рюрика и его воевод в тирании. Сам факт этого убийства полностью подтверждает слова пострадавших.

2) Археологи нашли доказательства того, что целый ряд древних городищ и селений, погибли или пострадали от сильных пожаров во второй половине IX века.

3) Восточные монеты (диргемы) изготовленные в последней четверти IX века почти не встречаются в кладах на территории России и в Скандинавии. Из этого следует, что в тот период, каналы обращения диргемов были явно перекрыты, и что в тот период полностью остановилась торговля.

На основании этих фактов учёные пришли к выводу о тотальной войне, которая произошла в этом регионе.

Обосновавшись на Волхове, Рюрик начал восстанавливать свою власть над соседними племенами, и они вынуждены были подчиниться силе. За один или два года он огнём и мечом подавил основные очаги восстания и "посадил своих мужей" в близлежащих поселениях.

ВК, как и другие источники, крайне мало пишут о Дире и Аскольде. Но и эти сведенья позволяют отсеять многочисленные легенды вокруг этих персонажей. Известно, что Аскольд был варяг и, судя по его делам, выдающийся воин.

О Дире сообщается, что он был греком по происхождению (греколанец) и его настоящее имя было Дирос. То есть, ему (чужаку среди варягов) удалось сделать почти невозможное – завоевать авторитет и стать у них воеводой.

Как известно из ПВЛ, ВК и других источников, сами греки умудрились помочь Аскольду и Диру в осуществлении задуманного. Армия и флот были отправлены на войну и не могли быстро вернуться к столице, а греческие колонисты очередной раз пытались прогнать славян с зимних пастбищ и здорово их разозлили.

ВК неоднократно сообщает о конфликтах и сражениях, которые регулярно происходили между славянами и греческими колонистами, жившими на побережье Чёрного моря и в Крыму. Колонисты считали приморские земли своими и не пускали стада славян на зимние пастбища до тех пор, пока те не соглашались продать им часть скота почти даром.

Унять аппетиты греков можно было только силой, и раньше славянам это удавалось. Но, после разгрома войска Скотеня, славянские племена были слишком слабы. Старый Скотень умер или погиб, и никто не занял его место. Славянам никак не удавалось объединиться из-за межплеменных раздоров. Иногда вожди племён собирались на вече и пытались выбрать князя, но всё заканчивалось лишь спорами (кто более достойный) и взаимными упрёками.

Аскольд и Дир нашли среди славян достаточно желающих поквитаться с обнаглевшими греками. Для успешного похода на Константинополь как раз и требовалось пополнение. О походе Аскольда и Дира на Константинополь есть информация в ПВЛ и в греческих источниках.

Несколько дней воины Аскольда и Дира громили пригороды и нагоняли страх на жителей Константинополя. Наконец, император Михаил согласился заплатить за снятие блокады и подписать договор «любви и мира». Он понял, что если не пойдёт на уступки – то может потерять греческие колонии в Крыму и Причерноморье, а столице будут угрожать нападения с моря. Поэтому в договоре император обещал прекратить дискриминацию варяжских и славянских купцов в Константинополе, а также признал за славянами право пользоваться зимними пастбищами в приморье. С богатой добычей войско отправилось домой.

Можно понять причину его разочарования, так как после победы над греками Аскольд и Дир приобрели авторитет среди славян. Их вероятно уже не считали чужаками, а скорее умелыми воеводами и союзниками. Совместная победа над сильным противником стала фундаментом в строительстве будущего государства.

Строительство государства.

В последующие 12 лет Аскольд и Дир успешно укрепляли свою власть на Днепре и пытались расширить свои уделы. На севере Рюрик пытался восстанавливать сожжённые поселения и наладить торговлю.

Заработала византийская дипломатия. В „Окружном послании" восточным митрополитам, написанным тем же патриархом Фотием сообщалось, что Русь, заменив языческую веру на христианскую, приняла епископа и из врага Византии стала союзником, и обещала Византии военную помощь. Послание появилось в 866-867 годах по греческому календарю (872-873 гг. по календарю принятому в ПВЛ).

Замены веры конечно ещё не произошло. Крещение принял Аскольд и часть его варягов, а не вся Русь. Среди варягов, переход в христианскую веру был распространённым явлением. Христианская вера позволяла получить упрощенный доступ в другие христианские страны, так как торговцев, постоянно носивших распятие, свободно пропускали на границе.

ВК тоже упоминает о попытке «крещения народа Русь». Приезд епископа и строительство церквей переполошили хранителей старой веры. Для них Аскольд стал главным врагом. Впрочем, они и раньше не были друзьями. Зато, стала развиваться торговля. После разгрома хазар и заключения выгодного мира с греками, соседи стали вести себя не так агрессивно. Как христианские князья Аскольд и Дир могли рассчитывать на поддержку самого императора, например, при переговорах с союзниками Византии.

Археологи установили, что упомянутый в сообщении Смоленск в IX в. ещё не существовал. Вероятно, речь идёт о городище найденном археологами у Гнездова, примерно на 12 км западнее современного Смоленска. В ІХ-Х вв. там находилось обширное поселение, где купцы переоснащали свои суда и проводили некоторое время, перед дальнейшим движением. Вполне возможно, что найденное археологами городище тоже называлось Смоленском.

В работах учёных можно найти различные гипотезы. Например, Б.А.Рыбаков сопоставил летописные упоминания о Русской земле с археологическими находками и составил карту исконной первоначальной Руси (в узком смысле слова).

Он писал: «В VI-VII вв. в Среднем Приднепровье сложился мощный союз славянских племён. Иноземцы назвали его "Рос" или "Рус". Память о границах этого союза сохранилась до XII - XIII вв. К средине X в. Русью стали называть все восточнославянские земли, платившие дань Руси, так и наёмные отряды варягов, принимавшие участие в делах Руси.»

ВК сообщает о первых христианах, которые появились на Руси в IX в. Там рассказывается, что греческий священник Илара (возможно Илларион) стал обучать славянских детей писать греческими буквами. Он также изучал славянские языческие обряды и учился читать славянские письмена.


Рекомендуемая литература:

1. Анисимов Е.В. Древняя Русь: Рюриковичи (серия «Узнай мир»). – СПб: БКК, 2007

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2002

3. Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»(любое издание)

4. Повести Древней Руси. XI-XII век. – Л., 1983

5. Рассказы русских летописей/под редакцией Д.С.Лихачева. – Новосибирск, 1995

6. Рыбаков Б.А.. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в. – М.: Наука, 1993

7. Энциклопедии по истории России (любые издания и издательства)

7. Иллюстрированная история российского государства (862-1918). 1 серия, 2003

(документальный исторический фильм).

8. История государства Российского.1 серия (документальный исторический фильм по книге Н.М. Карамзина).

Рекомендуемые сайты:

1. bibliopskov/1150.htm

2. lomonosov.msu.

3. bibliopskov/1150.htm

4. lants.tellur›history/voronin/

5. ote4estvo/stanovlenie-russkoj-gosudarstvennosti/

6. society.polbu/russia_politmirror/ch02_all.html

7. rsr-olymp/gos-olymp/


Перечень некоторых рекомендуемых мероприятий:

1. Проведение тематических уроков «Летопись образования государства российского» в образовательных учреждениях.

2. Проведение встреч, конкурсов, выставок, посвященных празднованию 1150-летию российской государственности в библиотеках и других учреждениях.

3. Публикация тематических материалов в средствах массовой информации.

4. Тематические заседания профессиональных педагогических сообществ.

5. Праздничные концерты, посвященные1150-летию российской государственности

6. Проведение спортивных соревнований.

7. Организация выставок, встреч, конкурсов в музеях города.

8. Организация выездных экскурсий в Российские музеи.

9. Демонстрация фильмов соответствующей тематики.


Составители:

О.А. Черепанова, методист МБОУ ДПО «Учебно-методический центр г. Челябинска», кандидат педагогических наук, тел.: 798 21 27

О.Н. Полякова, учитель истории и обществознания МОУ лицей № 120, почетный работник образования, методист городского педагогического сообщества учителей истории и обществознания, тел.: 772 26 44


Приложение 3

к письму Управления

30.11.2011 № 16-06/7707


В 2011-2012 году под эгидой Российского совета олимпиад школьников пройдет всероссийская олимпиада по истории российской государственности для школьников 4-11 классов

2012 год объявлен годом празднования 1150-летия зарождения российской государственности. Во исполнение Поручения Президента России Д.А. Медведева в 2011-2012 учебном году под эгидой Российского совета олимпиад школьников на площадке олимпиады «Ломоносов» пройдет всероссийская олимпиада по истории российской государственности.

На заседании Российского совета олимпиад школьников, состоявшегося 18 октября 2011 года, Председатель РСОШ академик В.А. Садовничий отметил, что «олимпиада на тему зарождения и развития российской государственности внесет большой вклад в гражданское становление молодых поколений россиян, а авторитет высокого вузовского представительства обеспечит самый высокий уровень ее организации и проведения».

Организаторами олимпиады выступили:

Московский государственный университет имени  М.В. Ломоносова;

Санкт-Петербургский государственный университет;

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации;

Российский государственный гуманитарный университет;

Государственный академический университет гуманитарных наук;

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых;

Дальневосточный федеральный университет;

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова;

Уральская государственная юридическая академия;

Национальный исследовательский Томский государственный университет;

Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова.

Задания олимпиады посвящены истории государственной власти и государственных институтов в России, ее территориального деления и положения на международной арене, а также исторического преобразования символов государственной власти.

Олимпиада по истории российской государственности является интеллектуальным соревнованием, обращенным к широкому кругу участников, которыми могут стать школьники 4 – 11 класса, интересующиеся историей России, обществознанием, основами права и проблемами государственного управления. Первый отборочный этап олимпиады проводится в заочной форме с 15 ноября 2011 года по 24 января 2012 года. Заключительный этап состоится в формате очного соревнования и будет организован на нескольких региональных площадках, расположенных в различных городах России. Задания олимпиады История российской государственности, а также инструкция для участника отборочного этапа размещены на  информационном портале lomonosov.msu.