Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006

Остальные рефераты » Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006

Федеральное агентство по образованию РФ

ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре

Техникум информационных технологий и сервиса


Методические указания

и контрольные задания

по дисциплине «Социальная психология

и этика делового общения»

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей


2006


Рассмотрено кафедрой

Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

___________зав.кафедры

Ковалева Л.А.

«_____»_____________2006 г.


Утверждено

Зам.директора по УР

______________Медведева Н.П.

«_____»____________2006 г.


Составил:


Преподаватель Комсомольского-на-Амуре

техникума легкой промышленности:

Пелевина Г.И.

Рецензенты:

-2-


Содержание

Введение

Требования к оформлению работы

Примерное содержание учебной дисциплины

Варианты контрольной работы

Вопросы к зачету

Рекомендуемая литература


-3-

1. Введение

Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления выработать умение руководить людьми способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации не бояться новизны решений помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения на различные аспекты общения.

Эта дисциплина тесно связана с такими науками как философия социология история социальная психология менеджмент но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения но и объясняет почему он должен так себя вести учитывая особенности той социальной сферы в рамках которой происходит реальное деловое общение.

В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками выбирает и осмысливает материал определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.


-4-


2. Требования к оформлению контрольной работы:


Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4 шрифт – 12 интервал – 1 5).


Работа предваряется планом изложение каждого вопроса заканчивается выводом работа завершается списком литературы;


Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.


В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.


Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).


-5-


3. Примерное содержание учебной дисциплины

Введение. Социальная психология делового общения.


Цели и задачи курса исторический аспект развития социальной психологии. Основные этапы направления: античный период эпоха Нового времени психология народов и психология толпы. Теория психологической защиты личности способы защиты. (Аристотель Платон О.Конт В.Ключевский Т. Лебон Э.Фрейд).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом изучения психологии делового общения?

2. Как национальность влияет на общение?

3. В чем особенности поведения индивида в толпе?


Психология общения


Деловое общение. Процессы восприятия и понимания в общении. Механизмы межличностного и межгруппового общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умение слушать. Общение как взаимодействие – ориентация на контроль и понимание. Основные этапы делового общения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите механизмы межличностного общения.

2. Какие факторы влияют на создание стереотипов?

3. В чём сущность теории трансакционного анализа?


Деловое общение в рабочей группе


Понятие рабочей группы. Признаки зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в рабочей группе. Морально-психологический климат и основные этапы его формирования. Взаимосвязь темперамента и общения. Проблема лидерства в группе. Типы лидеров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается рабочая группа от других малых групп?

2. Перечислите признаки зрелости рабочей группы?

3. Как влияет неформальная структура на формирование морально-психологического климата?


Стиль руководства. Конфликты и пути их решения


Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. Стиль мышления. Выбор стиля руководства. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации.

-6-


Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит выбор стиля руководства?

2. Перечислите основные качества руководителя.

3. Назовите универсальные источники конфликта.


Общение и этика


Этика как наука и морали. Понятие культуры общения. Взаимосвязь моральных отношений и делового общения. Этикет и профессиональная этика. Нормы профессиональной этики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как связаны общественное мнение и нравственное поведение?

2. Перечислите основные составляющие культуры общения.

3. Каковы основные принципы профессиональной этики?


Деловой этикет


Правила этикета: приветствие представление обращение умение задавать вопросы. Общение с клиентом. Умение вести переговоры переписку строить телефонный разговор. Этикет и такт.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются этика и этикет?

2. Почему профессионал должен владеть и соблюдать правила этикета?

3. Перечислите основные правила ведения переговоров?


-7-

Контрольная работа № 1

Вариант I


Исторический аспект развития социальной психологии основные направления.

Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров.

Правила этикета: приветствия обращения умения задавать вопросы.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.



Вариант II


Восприятие и понимание в процессе общения.

Стиль руководства как способ реализации поставленных задач.

Особенности делового телефонного разговора. Его структура.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.


Вариант III


Общение как коммуникация. Передача информации вербальными средствами. Роль обратных связей.

Основные стили поведения руководителя.

Структура делового письма. Основные требования к деловой переписки.


Литература:

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.

Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

-8-


Вариант IV


Невербальные средства общения. Искусство слушать и слышать.

Причины и психология конфликтов в деловом общении.

Современные виды делового этикета его функции и нормы.



Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г.



Вариант V


Общение как взаимодействие. Восприятие положения партнера.

Выбор стиля руководства в рабочей группе.

Роль делового этикета в бизнесе.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г.

Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.



Вариант VI


Основные этапы делового общения их характеристика.

Взаимосвязь нравственности и общения в современном обществе.

Основные правила ведения переговоров деловых бесед совещаний.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г.

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Радугин А.А. – Педагогика и психология. М. 1999 г.

-9-


Вариант VII


Рабочая группа как социально-психологическая общность людей.

Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации.

Нормы профессиональной этики предпринимателя.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Казаков, Кондратьева – Психология. М. 1989 г.

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.



Вариант VIII


Формирование морально-психологического климата в коллективе.

Этика как наука о морали. Взаимосвязь моральных отношений и нравственного поведения.

Роль визитных карточек в этикете. Структура визитной карточки. Требования к оформлению и использованию.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г.


Вариант IX


Неформальная структура рабочей группы особенности её формирования.

Связь темперамента и делового общения.

Функции этикета. Соотношения такта и делового этикета.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г.

-10-


Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.



Вариант X


Стресс его причины и основные стадии развития. Выход из стрессовой ситуации.

Деловое общение в рабочей группе: признаки зрелости рабочей группы типы взаимоотношений.

Правила этикета: знакомство представление общение в деловом общении.


Литература:

Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г.

Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.



-11-


Вопросы к зачету по предмету

«Социальная психология и этика делового общения»


Цели и задачи курса. Предмет социальной психологии;

Исторические аспекты развития социальной психологии;

Восприятие и понимание в процессе общения;

Общение как коммуникация. Невербальные средства общения

Передача информации вербальными средствами;

Роль обратных связей в передаче информации;

Общение как взаимодействие. Основные этапы делового общения;

Рабочая группа как социально-психологическая общность;

Формирование морально-психологического климата;

Неформальная структура рабочей группы ее формирование;

Связь темперамента и делового общения;

Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров;

Стиль руководства как способ реализации поставленных задач;

Выбор стиля руководства;

Причины и психология конфликтов;

Основные стили поведения руководителя в конфликтах;

Стресс и психическое здоровье;

Содержание понятия «Культура общения»

Особенности и нормы профессиональной этики в деловом общении;

Связь нравственности и общения в современном обществе;

Современные виды делового этикета его функции и нормы;

Деловой телефонный разговор и его структура;

Особенности деловой переписки. Структура делового письма;

Роль делового этикета в бизнесе.


-12-


Литература:


Г.Н. Бороздина. – Психология делового общения. М.: 2000 г.

Т.И.Васильева. – «Правила этикета». М.: 1992 г.

Казаков Кондратьева. - «Психология». М.: 1989 г.

В.И.Курбатов. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г.

А.С.Пелих. – «Имидж делового человека». М.: 1997 г.

А.А.Радугин. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г.

А.В. Рогов. – «Психология». М.: 1999 г.

Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1997 г.

Холопова Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.: 1995 г.

А.С.Шевандрин. – «Социальная психология в образовании». М.: 1996 г.