Методические указания и контрольные задания по предмету
«НАВИГАЦИЯ и ЛОЦИЯ»
Для студентов-заочников
Специальногсть 6.100301
«судовождение»
Одесса‑2001
Пояснительная записка
Курс «Навигация и лоция»—основная профилирующая дисциплина для специальности «судовождение на морских путях».
Цель изучения курса —научить судоводителя теоретическим знаниям и практическим навыкам для выбора наивыгоднейшего пути судна и обеспечения безопасности плавания этим путем. Для выполнения этих задач судоводитель должен уметь работать с навигационными картами, пособиями и руководствами для плавания, вести счисления пути судна (навигационную прокладку), определять место судна всеми доступными способами, используя мореходные инструменты и технические средства судовождения, учитывая влияния гидрометеорологических условий, а также решать другие задачи судовождения Курс состоит из двух тесно связаных между собой частей —
«Навигация»и «Лоция». Основной частью является навигация, которая рассматривает теоретические и практические вопросы судовождения в различных условиях плавания, а также способу контроля правильности движения судна при плавании в узкостях, вблизи берега и в открытом море. Лоция изучает навигационные пособия и руководства для плавания, навигационное оборудование морских путей, освещает ряд других вопросов.
Все дисциплины изучаются на 3 и 4 курсах в соответствии с программой дисциплины.
Общие методические указания
При изучении курса Навигация и лоция необходима систематическая самостоятельная работа, которую целесообразно организовывать следующим образом:
1.Осваивать курс в последовательности, указанной в программе.
2.Изучаемый раздел необходимо законспектировать. Особое внимание следует обращать на терминологию, определения и обоснования методов навигации. Подробно анализировать обоснования методов навигации. Подробно анализировать выводы формул с последующим самостоятельным их выводом.
3.После изучения раздела проверить усвоение материала по контрольным вопросам.
4.Подробно разобрать решение приведенных примеров в учебниках и задачнике по данному разделу. После этого решить задачи по своему контрольному заданию.
5.Прослушать обзорные лекции, получить необходимые консультации, выполнить лабораторные работы в время лабораторно-экзаменационной сессии.
6.Детально изучить структуру исодержание навигационных пособий для плавания.
7.В период плавания на судах настоятельно рекомендуется отрабатывать навыки практической работы судоводителя, работая с картами и пособиями. Выполнять навигационную прокладку с определениями места различными навигационными способами.
Контрольная работа Методические указания
1. Контрольная работа выполняется студентом-заочником самостоятельно, в тетради в клнтку и сдается для проверки и рецензирования на кафедру судовождения до начала лабораторно-экзаменационной сессии.
2.Вариант контрольной работы соответствует последней цифрезачетной книжки студента-заочника.
3.Для выполнения задач необходимо использовать судовые карты и пособия, советского, российского или английского издания. После выполнения прокладки на картах 22113,22114 ГУНиО МО СССР или РФ; или картах 2251,2360 английских, необходимо прокладку перенести на кальку и приложить к контрольной работе. Списанные на судне карты и пособия можно использовать для учебных целей и прилагать к контрольной работе.
4.Расчеты и рисунки выполнять простым карандашом.
5.Записи должны быть аккуратными и со стандартными обозначениями, цифры писать четко, по стандартам, изученным в курсе начертательной геометрии. Небрежно выполненные работы будут возвращаться для переделки.
6.Схемы решений должны быть компактны и соответствовать приведенным в задачнике.
7.На лабораторно-экзаменационной сессии для выполнения навигационных прокладок и расчетов необходимо иметь простой карандаш, циркуль,циркуль-измиритель и микрокалькулятор с тригонометрическими функциями.
Задачи
Задача№1
Вычислить по формулам РШ,РД,ОТШ,РМЧ,ИК и S, если судно совершило плавание из точки (1, 1) в точку (2, 2). Выполнить рисунок.
№ Варианта | 1 | 1 | 2 | 2 |
1 | 5210,0' N | 0635.0' W | 4124,0' N | 7348,0' W |
2 | 3740,0' N | 7608,0' W | 4832,0' N | 0416,0' W |
3 | 3910,0' N | 0915,0' W | 0130,0' S | 4944,0' W |
4 | 3829,0' N | 7412,0' W | 3416,0' S | 1832,0' E |
5 | 2330,0 S | 4318,0' W | 3508,0' S | 2634,0' E |
6 | 5815,0' N | 14952,0' W | 4436,0' N | 14208,0' E |
7 | 3410,0' N | 11848,0' W | 3735,0' N | 14120,0' E |
8 | 1235,0' N | 8718,0' W | 3124,0' N | 13205,0' E |
9 | 0843,0' N | 8336,0 W | 0215,0' S | 14217,0' E |
0 | 1505,0' N | 9414,0' W | 4543,0' N | 14443,0 E |
Задача№2
По заданным значениям h (высота маяка в метрах), e (высота глаза наблюдателя в метрах) вычислить дальность видимости горизонта. Дг и дальность открытия огня маяка Дог. Выполнить рисунок.
№ Варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
h, метры | 64 | 39 | 30 | 44 | 48 | 94 | 84 | 71 | 63 | 29 |
е, метры | 15 | 18 | 10 | 19 | 14 | 16 | 17 | 13 | 21 | 11 |
Задача№3
По заданным значениям магнитного курса, магнитного склонения, девиации магнитного компасса и курсового угла определить:
МК,ИК,КК,КП по формулам и графически (рисунок)
№ Варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
МК | 300 | 200 | 30 | 40 | 55 | 66 | 70 | 80 | 90 | 100 |
d | 5E | 2E | 3W | 4E | 5W | 2W | 3E | 4W | 3W | 2E |
| -3 | -4 | +4 | +2 | +4 | +3 | -5 | +3 | +2 | +6 |
КУ | 60пр.б. | 20л.б. | 45пр.б. | 50пр.б. | 45л.б. | 30пр.б. | 70пр.б. | 40л.б. | 60л.б. | 55л.б. |
Задача№4
По заданным значениям определить по формулам и графически (рисунок):
ИК,МК,КК, МК,ИП,МП,КП,ОИП,ОМП,ОКП (плавание в 2002 году), девиацию выбрать из таблицы девиации (см.приложение). Магнитное склонение 1991г, годовое уменьшение 0,1 . Ветер NW. КУ=45 пр.б.
№ Варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
ПУ | 10 | 20 | 315 | 40 | 350 | 200 | 45 | 190 | 220 | 45 |
| 5 | 4 | 0 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
d | 5,0W | 3,5E | 0,5W | 3,5W | 8,0E | 6,0W | 7,0W | 3,5W | 4,5E | 5,5W |
Задача№5
Рассчитать по формулам плавание по ортодромии Dорт, начальный курс Кн, конечный курс Кк, если судно совершило плавание из точки(1, 1) в точку (2, 2). Значения координат взять из своего варианта в задаче№1. Выполнить рисунок.
Задача№6
Выполнить графическую прокладку на навигационной карте, перенести прокладку на кальку и приложить к работе. Расчеты выполнить в тетради.
Задача№6 (Вариант 1)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК=-1,5; Скорость судна V=12узлов, л=-6%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на E со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
01.00 21.8 | Находясь по истинному пеленгу 113,0, в расстоянии 5,5 миль на маяк Эландс Сёдра Удде, следуем ГКК=181,5. |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 85,0, повернули влево и легли на ИК=105,0. Приняли к учету дрейф 3 и течение. |
* * * | Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 72л/б, повернули влево для следования в зону разделения движения, проложили ПУс=55. Дрейф и течение прежние. |
* * * | Прошли траверз маяка Эландс Сёдра Грунд . |
* * * | Когда КУ на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 155л/б, повернули влево на ПУ=0, дрейфа нет, течение прежнее. |
04.00 60.2 | |
* * * | На траверзе маяка Сегеротад повернули вправо и легли на ГКК=65,0, учитывая дрейф 4 и течение. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты начальной и поворотных точек;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл;
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.0узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 2)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -2.0; Скорость судна V=15узлов, л= -6%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 5 узла. Высота глаза наблюдателя e =9.0м. Видимость хорошая.
02.00 06.3 | Находясь восточнее банки Сёдра Мидшёбалекен, перешли на карту 22113.с=5540.2N, с=1741.2E. Следуем ПУс= 305.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали рулевому. |
02.30 14.3 | |
03.00 22.3 | |
* * * | Открылся огонь маяка Эландс Сёдра Грунд, повернули влево и легли на ГКК=280.0, дрейф 3, течение прежнее. |
04.00 38.2 | |
* * * | На траверзе маяка Эландс Сёдра Грунд повернули вправо и проложили на карте ПУ = 315, дрейфа нет, течение прежнее. |
05.00 54.2 | |
* * * | Когда курсовой угол (КУ) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 67п/б, повернули вправо и легли на ГКК=2.0. Прекратили учет дрейфа и течения. Уменьшили ход до 10 узлов, л= -4%. |
* * * | Пришли на параллель 5615N . Застопорили ход, стали на якорь. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Рассчитанные ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.2узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 3)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SW со скоростью 1, 2 узла. Видимость хорошая.
03.00 28.6 | Находясь в счислимых координатах с=5528.8N, с=1708.7E, проложили линию пути (ПУс) на маяк Сегерстад, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | Не доходя до маяка Сегерстад 9.5 миль, повернули влево и легли на ГКК=188.5 Дрейфа нет, течение прежнее. |
04.00 42.0 | |
* * * | Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 288.5, повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили линию (ПУс) = 234.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
* * * | Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд |
06.00 68.9 | |
* * * | Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Утклиппан стал равным 293.0, повернули вправо и проложили линию пути (ПУс) с намерением пройти маяк Утлиппан в 5 милях. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. Дрейф и течение прежнее. |
* * * | Траверз маяка Утклиппан. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 04.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверзов маяков Э.С.Г. и Утклиппан;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 4)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=12узлов, л= -3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SE со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
04.00 31.6 | Находясь в счислимых координатах : с=5549.2N, с=1632.6Е, следуем ГКК=50.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
05.00 44.0 | |
* * * | Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд. |
* * * | Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Эландс Сёдра Грунд стал равным 296.5, повернули влево и проложили на карте ПУс=23.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
06.00 56.2 | |
07.00 68.6 | |
* * * | На паралелли 5615N повернули вправо на ПУс =75.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | На меридиане 1730E повернули вправо и легли на ГКК =135.0, дрейфа нет, течение прежнее. |
08.00 81.0 | |
* * * | Пройдя этим курсом 10 миль, застопорили ход и легли в дрейф. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Эландс Сёдра Грунд и постановку судна в дрейф;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла.
Задача№6 (Вариант 5)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22113 изд.1989г. или карты 2251, 2360 Англ.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=13узлов, л= +6%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая.
05.00 11.8 | Находясь в счислимых координатах с=5624.2N, с=1803.2E, следуем ГКК=5.0. учитывая дрейф 3 и течние. |
06.00 24.1 | Повернули вправо для следования в зону разделения движения, проложили на карте ПУ=54.0. Дрейфа нет, течение прежнее. |
* * * | Траверз маяка Хобург. |
08.00 48.6 | |
* * * | Когда истинный пеленг (ИП) на маяк Хелигхольмен стал равным 290.0, повернули вправо и легли на ПУс =140.0, учитываем дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | На паралелли 5645N повернули влево и легли на ПУс=90.0, дрейф 3, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | Пройдя этим курсом 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=45.0, дрейфа нет, течение прежнее. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Хобург;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла.
Задача№6 (Вариант 6)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.5; Скорость судна V=14узлов, л= +4%. Ветер NЕ – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на W со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 0.4Е.
06.00 61.8 | Находясь по истинному пеленгу 68.0 на маяк Косеберга в расстоянии 6 миль, снялись с якоря и легли на ГКК=130.0. Дали ход 14 узлов. |
* * * | Траверз маяка Косеберга. |
* * * | Траверз маяка Сандхамарен. Следуем прежним курсом, принимая к учету дрейф 4. |
* * * | На меридиане маяка Сандхамарен повернули влево и проложил на карте ПУс =60.0, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Сандхамарен стал равным 313.0, повернули влево и проложили на карте ПУс=30.0, дрейф и течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
08.00 88.8 | |
08.26 94.8 | Пройдя этим путем 10 миль, повернули влево и легли на ГКК=10.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
* * * | На траверзе маяка Симрасхамн, повернули вправо и легли на ГКК=75.0, прекратили учитывать дрейф, течение прежнее. |
10.10 18.2 | На меридиане 1500.0Е повернули влево и проложил на карте линию пути ПУс =37.0, ведущую к месту ожидания лоцманов Карлскруна, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)ККгл (компасные курсы по главному компасу);
6)Тс, ОЛ в момент траверза маяка Симрасхамн;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)2.0, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 7)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=14узлов, л= -3%. Ветер N – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на Е со скоростью 1, 5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год издания карты 1.0Е, годовое увеличение 0.02.
07.00 01.3 | Находясь в счислимых координатах: с=5503.7N, с=1428.1Е, следуем ГКК=20.0, учитывая дрейф 2.0 и течение. |
08.00 15.7 | |
* * * | Траверз маяка Хаммерен. |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Хаммерен стал равным 138.5, повернули вправо и проложили на карте ПУс =71.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | На истинном пеленге маяка Хаммероде равном 37.5 повернули вправо и легли на ГКК=132.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
09.00 30.2 | |
* * * | Траверз маяка острова Кристиансё. |
* * * | Когда курсовой угол на маяк Саникос-Оде стал равным 75п/б, повернули влево и легли на ИК=90.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
10.00 44.6 | |
* * * | На меридиане 1530.0Е застопорили ход и легли в дрейф. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 08.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент открытия маяка острова Кристиансё;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.5, mv=(+/-)1.5 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 8)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2001г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +1.0; Скорость судна V=12узлов, л= +3%. Ветер NW – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на SЕ со скоростью 1,5 узла. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.4Е.
08.00 14.6 | Находясь в счислимых координатах: с=5503.2N, с=1354.9Е, перешли на карту 22114. Следуем по лини пути ПУс=65.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
09.00 26.2 | |
* * * | На меридиане 1430Е повернули влево и легли на ГКК=20.0, учитывая дрейф 2 и течение. |
10.00 37.6 | |
* * * | На траверзе маяка Хаммерен повернули вправо и проложили линию пути = 75, учитывая дрейф 4 и течение.. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | Траверз маяка Хаммероде. |
11.00 49.1 | |
* * * | Траверз маяка острова Тат. |
12.00 60.8 | |
* * * | Когда курсовой угол маяка острова Крастиана стал равным 134.5п/б, повернули вправо и легли на ГКК=155.0, учитывая дрейф 2 и течение. |
12.33 67.4 | Пришли на параллель 5520N. Застопорили ход, легли в дрейф. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент поворота на последний курс;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.6, mv=(+/-)1.4 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№6 (Вариант 9)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2002г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= -1.5; Скорость судна V=9узлов, л= - 2%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на NW со скоростью 1,0 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
09.00 55.3 | Перешли на карту 22114, с=5617.6N, с=1649.8Е. Следуем ГКК=195.0, учитывая дрейф 4 и течение. |
10.00 64.5 | |
* * * | На истинном пеленге =288 на маяк Эландс Сёдра Удде, повернули вправо, проложив на карте линию пути ПУс =236.0и, учитывая дрейф 3 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
* * * | Траверз маяка Эландс Сёдра Грунд. |
11.00 73.6 | |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 5, повернули вправо и проложили на карте ПУс=315.0, учитывая дрейф 4 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
12.00 83.1 | |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Эландс Сёдра Удде стал равным 42.0, повернули вправо и легли на ГКК=15.0. Дрейф и течение прежнее. |
13.00 92.6 | |
* * * | На траверзе маяка Эландс Сёдра Удде застопорили ход и легли в дрейф. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на ИП=42 маяка Э.С.У.;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)0.8 узла, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.5 узла
Задача№6 (Вариант 0)
Графическая прокладка пути судна с учетом дрейфа и течения
Карта 22114 изд.1983г.
Плавание в 2000г. Таблица девиации №1. Управление судна по гирокомпасу, ГК= +2.0; Скорость судна V=11узлов, л= - 3%. Ветер Е – 5 баллов. В районе плавания действует постоянное течение на S со скоростью 1,5 узел. Видимость хорошая. Магнитное склонение на год плавания принимаем 1.0Е.
10.00 23.6 | Находясь на истинном пеленге маяка Эландс Сёдра Удде равным 56.0 в расстоянии 11.2 мили, следуем ГКК=220.0, учитывая дрейф 3 и течение. |
11.00 34.9 | |
* * * | Когда истинный пеленг на маяк Утклиппан стал равным 316.5, повернули вправо и проложили линию пути ПУс=270.0, дрейфа нет, течение прежнее. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
12.00 46.2 | |
* * * | На меридиане 1530Е, повернули влево и проложили линию пути на маяк Симрисхамн, учитывая дрейф 2 и течение. Рассчитали ГКК и задали его рулевому. |
13.00 57.5 | Повернули влево и проожили на карте линию пути ПУс=180, учитывая дрейф 4 и течение . |
* * * | Пришли на параллель 5540.0N. Застопорили ход, легли в дрейф. |
Определить:
1)МК на всех курсах;
2)Суммарные углы сноса;
3)Координаты поворотных точек и на 12.00;
4)Истинные скорости судна;
5)Курсы судна по главному компасу;
6)Тс, ОЛ в момент прихода судна на меридиан 1530E;
7)Мс95%, принимая: mпу=(+/-)1.2, mv=(+/-)1.0 узел, mкт=(+/-)10, mvт=(+/-)0.6 узла
Задача№7
Вычислить рамку меркаторской карты в указанных границах и масштабе по заданной главной паралелли 0, нанести через указанные интервалы и паралелли и меридианы, найти частный масштаб в указанной широте и промежуток практически постоянного масштаба. Значение “P0”-длина 1 главной паралелли выбрать из Картографических таблиц или рассчитать, используя МТ-75, табл.28, или по формулам.
№ варианта | Граница карты | 0 | С 0 | | | Широта для нахождения частного масштаба | |||
S | N | W | E | ||||||
1 | 5920N | 6010N | 2400E | 2513E | 60 | 100000 | 10 | 20 | 5940N |
2 | 5912N | 6002.5N | 2247E | 2405E | 60 | 100000 | 10 | 20 | 5930N |
3 | 5853N | 5951N | 2139E | 2300E | 60 | 100000 | 10 | 20 | 5900N |
4 | 5723N | 5912N | 2030E | 2258E | 60 | 200000 | 15 | 30 | 5800N |
5 | 5725N | 5910N | 1830E | 2057E | 60 | 200000 | 15 | 30 | 5830N |
6 | 5653N | 6005N | 1625E | 2437E | 60 | 500000 | 1 | 2 | 5653N |
7 | 6932N | 7106N | 2835E | 3204E | 69 | 200000 | 20 | 30 | 6950N |
8 | 3335`N | 3456N | 12835E | 13103E | 40 | 300000 | 30 | 30 | 3410N |
9 | 4215N | 4325N | 13040E | 13305E | 40 | 300000 | 20 | 30 | 4250N |
0 | 3918N | 4026N | 4916E | 5024E | 42 | 200000 | 20 | 30 | 3940N |
Задача№8
Рассчитать координаты точки прихода, Ген.К и Ген.S, если судно вышло из точки с координатами 1 и 1 и шло переменными курсами. На всем переходе учитывать течение и дрейф от ветра.
№ варианта | ГКК | | S, мили | Направление ветра | ГК | 1 1 | Данные о течении | |||
Время действия | Кт | Vт | ||||||||
1 | 34.0 92.0 117.0 333.5 | 9 0 6 8 | 76.0 133.2 267.5 101.0 | E | -2 | 7002.4N 3652.0E | 58 часов | 280 | 1.0 узел | |
2 | 170.0 98.0 17.5 231.0 | 4 3 5 6 | 86.0 178.5 125,0 42.5 | NW | -1 | 053.0S 2132.0W | 36 часов | 280 | 1.0 узел | |
3 | 108.5 166.5 270.5 53.0 | 3 4 5 8 | 61.0 181.5 74.5 163.0 | SE | -0.5 | 3850.0S 2856.0W | 48 часов | 70 | 1.4 узла | |
4 | 27.5 268.5 234.5 170.0 | 7 0 4 8 | 37.4 196.0 106.6 80.0 | E | +1.5 | 1945.5S 8816.2E | 28 часов | 225 | 1.1 узла | |
5 | 134.0 239.0 336.0 357.5 | 7 1 6 5 | 260.0 107.5 116.5 36.0 | SW | -2 | 4630.0S 6216.5E | 65 часов | 90 | 1.3 узла | |
6 | 263.5 44.5 201.5 338.5 | 6 7 6 1 | 105.3 130.7 247.0 77.0 | NW | +0.5 | 2517.5N 5458.0W | 70 часов | 315 | 1.3 узла | |
7 | 275.0 336.5 233.0 159.0 | 3 3 8 2 | 83.8 108.0 238.0 56.5 | NW | -2 | 7428.0N 2447.5E | 40 часов | SW | 1.3 узла | |
8 | 36.5 88.5 162.5 334.5 | 8 3 2 2 | 238.0 83.8 108.0 56.5 | NW | -1.5 | 7134.0N 2447.5E | 40 часов | NE | 1.3 узла | |
9 | 250.0 329.0 88.0 28.5 | 2 8 0 6 | 84.0 262.0 92.5 126.0 | W | +2 | 5326.0N 15113E | 45 часов | 300 | 1.2 узла | |
0 | 105.0 199.5 181.5 64.5 | 6 2 0 6.5 | 164.0 91.0 103.5 278.7 | N | -1 | 7138.0N 2352.6E | 64 часа | 280 | 1.0 узел |
Задача№9
Изучить названия, вид, окраску, характеристику огней, назначения плавучих предостерегательных знаков (ППЗ), устанавливаемых для ограждения навигационных опасностей по системе МАМС. Зарисовать в цвете, описать назначение и характеристику ППЗ:
№ варианта | ППЗ |
1 | Кардинальный северный |
2 | Кардинальный восточный |
3 | Кардинальный южный |
4 | Кардинальный западный |
5 | Латеральный левой стороны |
6 | Латеральный правой стороны |
7 | Отдельно лежащая опасность |
8 | Чистой воды |
9 | Специального назначения |
0 | Новая опасность |
Задача№10
Изучить условные знаки морских карт. Приложить к работе путевую карту, списанную на судне, или её фрагмент, или выкопировку на кальке, описав детально навигационную обстановку на ней, условные знаки, номер и другие сведения.
Задача№11
Подобрать необходимые карты и навигационные пособия для перехода между портами, пользуясь английским каталогом карт и книг. Расположить карты в порядке их использования с указанием номера, названия и масштаба. В перечне навигационных пособий указать гидрографический номер, название и год выпуска. По возможности приложить к работе списанный на судне Каталог предыдущего года издания.
№ варианта | ПЕРЕХОД |
1 | Одесса-Пирей |
2 | Генуя-Пирей |
3 | Венеция-Родос |
4 | Самсун-Анталья |
5 | Марсель-Лиссабон |
6 | Бордо-Танжер |
7 | Гибралтар-Кальяри |
8 | Мерсин-Аден |
9 | Копенгаген-Лондон |
0 | Саутгемптон-Алжир |
Задача№12
Построить суточный график прилива для указанного пункта и на указанную дату. Используя график, определить промежутки времени возможного безопасного прохода судна с осадкой Тmax=8.9м. и запасом воды под килем 0.5м., при глубине, указанной в данном районе на карте 7.5м.. Для вычислений высоты и времени ПВ и МВ использовать Таблицы приливов текущего года или предыдущих лет, указав год. По возможности таблицы приложить к работе.
№ варианта | Дата | Пункт |
1 | 27.01 | Борнмут (Bournemouth) |
2 | 27.02 | Кливел, мыс (Cleavel, point) |
3 | 27.03 | Ярмут (Yarmouth) |
4 | 27.04 | Дахла (Al-Dakhla) |
5 | 27.05 | Гуэра (Guera) |
6 | 27.06 | Тамаджаруси (Tamajarush) |
7 | 27.07 | Уэрем (Wareham) |
8 | 27.08 | Тантан (Tantan) |
9 | 27.09 | Ламингтон (Lymington) |
0 | 27.10 | Фрешуотер (Freshwater) |
Приложение №1
Таблица девиации главного компаса
КК | | КК | |
0 | +2,3 | 180 | -1,7 |
10 | +1,7 | 190 | -0,7 |
20 | +1,3 | 200 | +0,3 |
30 | +1,0 | 210 | +1,3 |
40 | +0,5 | 220 | +2,0 |
50 | 0,0 | 230 | +2,7 |
60 | -0,7 | 240 | +3,5 |
70 | -1,5 | 250 | +4,0 |
80 | -2,0 | 260 | +4,3 |
90 | -2,7 | 270 | +4,5 |
100 | -3,3 | 280 | +4,5 |
110 | -3,7 | 290 | +4,3 |
120 | -4,0 | 300 | +4,0 |
130 | -4,3 | 310 | +3,7 |
140 | -4,0 | 320 | +3,5 |
150 | -3,7 | 330 | +3,0 |
160 | -3,3 | 340 | +2,7 |
170 | -2,5 | 350 | +2,5 |
180 | -1,7 | 360 | +2,3 |
Методические указания и контрольные задания по предмету «Навигация и Лоция» для студентов-заочников судоводительской специальности разработали преподаватели ОГМА:
Северин Виталий Васильевич
Носов Станислав Александрович
Утверждено на заседании кафедры судовождения ОГМА 14 ноября 2001 года, протокл №3.
Список рекомендуемой литературы
Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98).-Одесса:ЮЖНИИМФ, 1998 – 111с.
Навигация / Ю.К.Баранов, М.М.Гаврюк, В.А.Лонгиновский, Ю.А.Песков. – 3 изд., перераб. и доп. – спб.: Лань, 1997.-512с.
Ермолаев Г.Г. Морская лоция. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. Транспорт, 1982. –392с.
Задачник по навигации и лоции под редакцией проф. М.И.Гаврюка.-3-е изд., перераб. и доп.- М. Транспорт, 1984.-312с.
Гаврюк М.И. Использование малых вычислительных машин при решении задач судовождения. – М.:Транспорт, 1980.-237с.
Мореходные таблицы – МТ-75.
Российские или адмиралтейские таблицы приливов.
Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В.Т. Кондрашихин, Б.В. Бердинских, А.С. Мальцев, Л.А. Козырь – Одесса: Маяк, 1990 – 168с.
Адмиралтейский каталог карт и книг.
Система ограждения МАМС №9029: - изд. ГУНИО М.О. РФ.
Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей №9025: - ГУНИО М.О. РФ.
18