МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для специальности 100103, ускоренный курс обучения
К.и.н., доцент кафедры СКСиТ
Самойлова Ирина Васильевна.
Консультации:
четверг, 15:00-16:00, ауд. 319.
1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Понятие социально-культурной деятельности.
Стихийная и специально организованная социально-культурная деятельность.
Методология и методы исследования социально-культурной деятельности.
Принятие христианства и изменения в социально-культурной деятельности.
Православие как фактор развития социально-культурной деятельности в современный период.
Социально-культурные преобразования петровского времени.
Петровский мир смеховой культуры. Досуг как государственная политика.
Идеология просвещения и видные просветители екатерининской эпохи.
Социально-культурная деятельность во второй половине XVIII века.
Социально-культурная деятельность дворян и горожан в первой половине XIX века.
Тайные общества в России в 1812-1825 годах: программа, итоги восстания, просветительская деятельность декабристов в Сибири.
Социально-культурная деятельность общества второй трети XIX века: западники и славянофилы.
Интеллигенция и народ. Социально-культурная деятельность народников.
"Серебряный век" как социально-культурный феномен: новое религиозное сознание, литературные кружки.
Художественное объединение "Мир искусства".
Возникновение российской социал-демократии. Социально-культурная деятельность марксистов, подпольные кружки.
Социально-культурная деятельность большевиков в 1920-е гг. Формирование новой исторической общности советского народа.
Понятие и сущность тоталитарного режима. Социально-культурная деятельность в тоталитарном обществе.
Диссидентское движение. Создание независимой периодики – самиздата. Клубы "Перестройка", "Демократическая перестройка".
Социально-культурная деятельность в 1950-1980-х гг. Проблемы и достоинства системы социально-культурных институтов.
Социально-культурная деятельность в постсоветский период: проблемы, перспективы.
Понятие свободного времени. Досуг как качество жизни.
Понятие "субъект" и "объект" социально-культурной деятельности.
Понятие культурной жизни.
Объекты национального наследия.
Библиотеки и модернизация библиотечного дела.
Учреждения культуры клубного типа.
Музеи.
Парки культуры и отдыха.
Спортивные комплексы.
Туризм как вид социально-культурной деятельности.
Социальные институты, их роль в социально-культурной деятельности.
Методы социально-культурной деятельности.
Средства социально-культурной деятельности.
Сущность и классификация социально-культурных технологий.
Технологические основы социально-культурной деятельности.
Стихийно сложившиеся и специально организованные формы социально-культурной деятельности.
Понятие праздника. Празднично-обрядовый календарь.
Понятие ресурсной базы.
Кадровый ресурс.
Материально-технический ресурс.
Понятие культурной политики.
Уровни культурной политики.
Государство как ведущий субъект культурной политики.
Культура и рынок.
Самофинансирование и фандрайзинг.
2. ТЕМЫ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Христианство и его роль в социально-культурной деятельности в прошлом и современности.
Современное прочтение форм социально-культурной деятельности XVIII века.
Социально-культурная деятельность дворян и горожан в первой четверти XIX века: история и современность.
Социально-культурная деятельность дворян и горожан в николаевской России: современное прочтение и исторические реконструкции.
Интеллигенция и народ. Социально-культурная деятельность интеллигенции в пореформенной России: формы, методы, средства.
"Серебряный век" как социально-культурный феномен: история и влияние на развитие современного общества.
Социально-культурная деятельность большевиков в 1920-е гг. : достижения и преемственность.
Роль социально-культурной деятельности в идеологическом просвещении масс в советскую эпоху: практический аспект.
Проблемы и перспективы социально-культурной деятельности в постсоветский период (на примере Новгородской области).
Понятие свободного времени. Досуг как качество жизни (на примере В.Новгорода).
Система социально-культурных институтов в Великом Новгороде и удовлетворение социокультурных потребностей жителей города.
Семья как социально-культурный институт (на примере В.Новгорода).
Общественные организации как субъект социально-культурной деятельности (на примере В.Новгорода).
Социально-культурная деятельность туристско-экскурсионных учреждений: спрос и предложение: (на примере В.Новгорода).
Социально-культурная деятельность культурно-досуговых учреждений: советсткое наследие и потребности современного общества (на примере В.Новгорода).
Профессиональные качества менеджера социально-культурной деятельности (на примере одного из предприятий В.Новгорода).
Индивидуализация предложения и организация социально-культурной деятельности с различными категориями населения (на примере В.Новгорода).
Государственная и региональная культурная политика, особенности формирования и реализации.
Современные формы организации досуга молодежи (на примере В.Новгорода).
Разновидности форм социально-культурной деятельности (на примере В.Новгорода)..
Правовое обеспечение социально-культурной деятельности (на примере конкретной культурно-досуговой организации в В.Новгороде).
Любительские клубы, объединения: возникновение, состояние и современные тенденции их развития (на примере В.Новгорода)..
Особенности формирования и реализации региональной культурной программы (на примере В.Новгорода).
Факторы, обуславливающие «одомашнивание» культурно-досуговой жизни населения (на примере В.Новгорода)..
Система управления социально-культурной сферой: достоинства, недостатки, эффективность средств интенсификации деятельности (на примере В.Новгорода).
Информационные технологии в социально-культурной деятельности (на примере В.Новгорода).
Интерактивные программы в социально-культурной деятельности (на примере В.Новгорода).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ И АННОТИРОВАННОЙ БИБЛИОГРАФИИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОДАЁТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ.
ЗАЩИТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОВОДИТСЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ, АННОТИРОВАННОЙ БИБЛИОГРАФИИ – НА ЭКЗАМЕНЕ.
Структура КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И СООБЩЕНИЯ:
Постановка проблемы, её актуальность, цели, задачи работы (1 страница).
Историческая справка (1-2 страницы).
Анализ явления (2-3 страницы). Данный пункт обязательно включает в себя:
А) анализ теоретической литературы.
Б) анализ электронных ресурсов;
В) проведение и анализ опроса и анкетирования.
Значение явления для общества (1 страница).
Вывод (см. введение).
Обзор литературы по теме сообщения в виде аннотированной библиографии (не менее 5 источников)
Сообщение составляется отдельно и представляет собой краткое изложение работы (не более, чем на 5-7 минут). Допускается применение медиапрезентации, соответствующей структуре сообщения.
Аннотированная библиография – особый вид работы с литературой, включающий в себя библиографическое описание книги или статьи и краткое резюме.
Необходимо строго соблюдать правила постановки знаков препинания в библиографическом описании. Следует различать правила оформления библиографического описания (списка литературы) и текста сноски. В квадратных скобках указывается: изоматериал, карты, рукопись, текст, электронный ресурс. Принятые сокращения мест издания: М. – Москва; СПб. – Санкт-Петербург; Л. – Ленинград.
№ | Наименование | Правила оформления |
1 | Книга (монография) | Автор, Х.Х. Заглавие [Текст] / Х.Х. Автор. – Город: Издательство, 2010. – 318 с. Пример: Нарский, И.В. Жизнь в катастрофе: будни населения Урала в 1917-1922 году [Текст] / И.В. Нарский. - М.: РОССПЭН, 2001.- 632 с. |
2 | Учебное пособие | 1) Автор Х.Х. Заглавие: учеб. пособие [Текст] / Х.Х. Автор, О.О. Автор. – Город: Издательство, 2010. – 216 с. Пример: Расторгуев, С.В. История России IX-XX в.: курс лекций: учеб. пособие [Текст]/ С.В. Расторгуев. – М.: ОМЕГА-Л, 2006. – 315 с. 2) Заглавие: учеб. пособие [Текст] / под ред. А.Б. Редактора. – Город: Издательство, 2010. - 200 с. Пример: Отечественная история: учеб. пособие [Текст] / под ред. Р.В. Дегтярёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – 398 с. |
3 | Статья в сборнике | Автор, О.О. Заглавие [Текст] / О.О. Автор, В.В. Автор // Наименование сборника. – Город: Издательство, Год. – С. 56-67. Пример: Куликова, Г.Б. Нэп и проблемы вовлечения масс в деятельность государства [Текст] / Г.Б. Куликова // Нэп в контексте исторического развития России ХХ в. - М., 2001. - С.86-108. |
4 | Статья в периодическом издании | Автор, О.О. Заглавие [Текст] // Наименование периодического издания. – Год. - №. – С. 21-31. Пример: Глухов, А. Г. Первые библиографические списки на Руси [Текст]/ А. Г. Глухов // Мир библиографии. – 1998. – № 2. – С. 81–82. |
План составления аннотированной библиографии:
Библиографическое описание (см. таблицу).
Проблема, которой касается автор (главный вопрос, на который отвечает автор).
Вопросы, затрагиваемые в книге или статье.
Основные выводы автора.
Произведение предназначено… (Ваша точка зрения).
Аннотация пишется слитным текстом, то есть без номеров и вопросов.
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
См. методическое пособие в библиотеке.
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Новгородский филиал
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Контрольная работа по дисциплине
«Основы социально-культурной деятельности»
На тему:
Выполнил студент группы
______________________________
______________________________
Проверил: к.и.н., доцент
Самойлова Ирина Васильевна
В
Великий Новгород
2011
еликий Новгород2011
5