Реферат: Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов Хабаровск 2008 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов Хабаровск 2008

Остальные рефераты » Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов Хабаровск 2008

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы»


Методология и методика научного анализа


методические указания по изучению дисциплины

для аспирантов


Хабаровск 2008


ББК 20.1

М 545


Составитель:

Шиян Виктор Никитович - канд. филос. наук, профессор кафедры

философии и политологии;

Рецензент:

Дядя Николай Павлович - канд. филос. наук, доцент

кафедры философии и политологии.


Методические указания по изучению учебной дисциплины «Методология и методика научного анализа» подготовлены на кафедре философии и политологии Дальневосточной академии государственной службы для аспирантов всех специальностей. Они включают учебную программу курса, тематический план, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы аспирантов, формы контроля и список литературы.


Рекомендовано к изданию редакционно – издательским советом ДВАГС


© Дальневосточная академия

государственной службы, 2008 г.

© Шиян В.Н., 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. Цели и задачи учебной дисциплины................................................ 4
2. Учебная программа…..……………………………………………… 5
3. Структура учебной дисциплины…………………………………… 8
4. Учебно–тематический план…………………………………………. 9
5. Планы практических занятий……………………………………….. 10
6. Самостоятельная работа…………………………………………….. 13
7. Контроль знаний…………………………………………………….. 15
8. Перечень рекомендуемой литературы...……………………………. 17

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины «Методология и методика научного анализа» являетсясформировать у аспирантов знания и умения, предусмотренные учебными планами аспирантуры и позволяющие им успешно вести научно – исследовательскую деятельность.

В области методологии и методики научного анализа научный работник должен знать:

особенности современной методологии как элемента духовной культуры;

основные этапы развития методологии в истории науки;

структуру методологии как специфической сферы духовной деятельности;

закономерности развития и функционирования методологии;

функции методологии в системе науки;

содержание и процедуры применения методов научного анализа;

формы научного знания;

методику научного анализа.

В соответствии с содержанием образовательной программы курса «Методология и методика научного анализа» (дидактических единиц) специалист в области научно – исследовательской деятельностидолжен знать и уметьвыражать знания вследующих областях: методология, научная методология, функции методологии, структура научного исследования, субъект исследования, объект научного анализа, предмет научного анализа, средства научного исследования, принципы научного анализа, методы научного анализа, критерии научного анализа, научный стиль исследования, формы научного исследования, методика научного исследования, специфика социально – гуманитарной методологии и методики научного анализа.

На основе изучения курса «Методология и методика научного анализа» и самостоятельной работы аспирант (соискатель) должен приобрести опыт и овладеть умением практического применения методологии научного познания.

При овладении знаниями и умениями по «Методологии и методике научного анализа» должна обеспечиваться интеграция с другими дисциплинами и курсами, ведущими подготовку аспирантов в области методологии и методики научного исследования: философии, педагогики, информатики, психологии и др.


РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Место и роль методологии в системе исследования

Понятие методологии, функции методологии, место методологии в системе исследования, уровни методологии, структура методологии, субъект исследования, объект исследования, предмет исследования, средства научного исследования, связь методологии с другими элементами системы познания, уровни методологии: общая методология, философская методология, методология науки, методология отдельных областей знания (естественных, техническим, социально – гуманитарных), методологические подходы и методологические установки.


Тема 2.Закономерности развития и функционирования методологии

Закономерности развития и функционирования методологии как формы духовнойдеятельности. Зависимость методологии от уровня развития общественных отношений и от общественных потребностей. Исторический характер методологии. Активность методологи. Относительная самостоятельность развития отдельных направлений методологии. Неоднородность методологической среды.

Дифференциация и интеграция процессов развития методологии. Преемственность и новаторство в развитии методологии. Количественные и качественные изменения методологии. Системность методологических исследований. Репертуарный характер методологических практик. Номотетические и идеографические методы, их взаимосвязь.

Методологическая культура: черты, факторы ее формирования.


Тема 3. Черты и факторы методологии научного анализа

Черты методологии научного анализа: систематичность, планомерность, аргументированность, проверяемость и воспроизводимость результатов, точность, рациональность, ориентация на достижение объективности знания, профессионализм, наличие научных критериев оценки результатов познания. Творческий и критический характер научной методологии. Селективность научного анализа.

Факторы методологии научного подхода к исследованию: профессиональная подготовка, специализация, задатки и способности исследователя, социальная среда, личностные психологические ориентации и установки.

Функции научной методологии: обеспечение управляемости исследовательского процесса: упорядоченность исследовательского процесса, прогнозируемость и предсказательность результатов (методологическая эвристика), эффективность и оптимизация исследования.

Научная методология и прогресс общества. Взаимосвязь научной методология и идеологии.


Тема 4. Методология научного познавательного процесса

Место научного познания и знания в системе мировоззрений. Житейское (обыденное), философское, мистическое, эзотерическое, экзотерическое и др. ненаучные мировоззрения, их влияние на методологию науки. Паранаука, квазинаука, лженаука, антинаука. Взаимосвязь методологии науки и ненаучного мировоззрений.

Эмпирический и теоретический уровни научного анализа. Факт, проблема, как формы эмпирического научного знания. Идея, концепция, теория как формы теоретического знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания. Научные гипотезы и законы науки как формы взаимосвязи эмпирических и теоретических знаний.

Критерии научности знания. Научное обоснование знаний. Верификация и фальсификация как критерии научности. Интерпретация, референтность, протокольность событий как элементы процедуры научного обоснования.

Конвенционализм в научном познании. Научная интуиция и субъектные качества (факторы) исследования.


Тема 5. Феноменология научного познавательного процесса

Феноменология познания. Предмет познания как результат взаимодействия субъекта с объектом на основе методов и средств исследования. Факторы взаимодействия субъекта и объекта познания. Выделение единицы анализа. Определение исследовательской среды. Источники знания, их анализ. Протокольность источников. Реферирование источников. Роль ценностей в определении предмета познавательного процесса, цели и задачи исследования, нормы научного познавательного процесса. Опредмечивание (объективизация) знания. Здравый смысл и наука. Эмпирическое обоснование научного знания. Селекция (отбор) результатов познавательного процесса.


Тема 6. Методология теоретического уровня научного анализа

Последовательность теоретического исследования. Логика теоретического анализа. Авторский замысел видение целей, теоретических задач, анализ полученных результатов. Источники теоретического знания, авторское отношение к ним. Характер теории: содержательная (эмпирическая), формализованная. Степень формализации. Области заимствования теориями методологии исследования, их адаптивность. Методы изложения теоретического материала: индуктивный, дедуктивный и др. Аргументации теории. Последовательность (логичность) изложения теории.

Методология изложения теоретического знания: историчность, систематизация и избирательность аргументов, отношение к другим теориям (принципы соответствия, дополнительности). Хронологические и пространственные характеристики.

Анализ понятийно–категориального аппарата теории. Состав и содержание понятий, соответствие научным целям и задачам исследования, уровень актуальности и современности теоретического языка целям и задачам научного анализа. Имманентность и имплицитность языка теорий научному анализу. Очевидность референтности теоретических положений с предметной областью исследования. Соответствие теории содержанию предметной области, их сужение и расширение.


Тема 7. Методология системного анализа

Системный анализ и системный подход. Исторический характер системного анализа в науке. Система: состав и структура элементов и компонентов. Многообразие и неоднородность элементов и компонентов. Классификация систем. Сложные системы и их иерархичность. Функциональная целостность систем. Методология исследования изолированных систем. Взаимодействие систем. Открытые системы. Система и среда.

Динамическое и статистическое исследование систем, их взаимосвязь. Аддитивные и системные свойства взаимодействия элементов и систем. Целостность и эмежентность (эмержентность) системного взаимодействия. Система и организация. Объект исследования как система. Моделирование и конструирование систем и их поведения.


Тема 8. Методология синергетического анализа

Актуальность синергетической методологии. Равновесные и неравновесные социальные системы. Открытые социальные системы. Бифуркация, аттракторы и режимы с обострением. Взаимосвязь хаоса и организации в социальных системах. Самоорганизация как процесс преобразования структуры системы. Самоорганизация и управление.

Самоорганизация в кризисных условиях. Поведение системы в условиях неопределенности, риск и принятие решений. Социальные конфликты (этнокультурные, геополитические и др.): методология анализа причин и условий их разрешения. Социально – психологические конфликты в жизни современного общества. Роль фактора случайности в неравновесной системе. Устойчивость и равновесие социальных систем. Социальные нормы и ценности как аттракторы. Изменчивость социальных ценностей и норм. Транзитивные (переходные) процессы. Необходимость трансформации общества как формы его самоорганизации.


Тема 9. Методология анализа глобальных процессов

Глобализация в современном мире: основания, черты. Глобальное и локальное – их взаимосвязь. Макроанализ и микроанализ. Комплексность и системность в исследовании глобальных проблем. Взаимосвязь естественных и социально - культурных факторов в функционировании и развитии глобальных процессов. Парадоксальность методологии исследования современных глобальных процессов. Методология глобального эволюционизма и коэволюции. Динамизм глобальных проблем современности и репертуарный характер методологии их анализа.


Тема 10. Методика проведения научного исследования

Роль и место методики в научном исследовании. Структура методики проведения исследования: объект и предмет исследования, определение единицы научного анализа, цели и задачи исследования, методы и средства исследования, выдвижение гипотез и проведение исследований, обработка результатов исследования, проверка гипотез, формы подготовки результатов научного анализа, информация о результатах анализа и согласование с другими имеющимися научными знаниями в этой области научных исследований. Взаимосвязь методики исследования и методологии научного анализа.


РАЗДЕЛ 3. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Лекции 20 час.

2. Практические занятия 6 час.

3. Контроль самостоятельной работы 3 час.

4. Самостоятельная работа 40 час.

---------------------------------------------------------------------------------

Итого: 69 час.

в т.ч. аудиторных занятий 26 час.

к. с.р. – контрольные вопросы, контрольные

работы, контрольные задания и др. (внеаудиторные) - 3 час.


РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

Лекц.

Практ. занятия

Сам. работа

Все

го

Модуль 1. Научная методология в системе духовной жизни

1

Место и роль методологии в системе духовной культуры

2


4

6

2

Закономерности функционирования и развития методологии в системе духовной культуры

2


4

6

3

Черты и факторы методологии научного анализа

2

2

4

8

Модуль 2 Методологическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного анализа

4

Методология научного познавательного процесса

2


4

6

5

Феноменология научного познавательного процесса

2


4

6

6

Методология теоретического уровня научного анализа

2

2

4

8

Модуль 3 Современные методологические проблемы в системе научного анализа

7

Методология системного анализа

2


4

6

8

Методология синергетического анализа

2

2

4

8

9

Методология анализа глобальных процессов

2


4

6

Модуль 4 Методика научного анализа

10

Методика проведения научного исследования

2


4

6


Итого: - лекций 20 час.

- практ. занят. 6 час.

- самост. раб. 40 час.


РАЗДЕЛ 5. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Модуль 1. Научная методология в системе духовной жизни


Практическое занятие №1

Система научной методологии

Цель практического занятия: освоить содержание системы научной методологии, ее основные функции в системе духовной культуры.

Форма занятия: семинар.

Продолжительность занятия: 2 часа.

План:

1. Функции методологии научного анализа.

2. Черты методологии научного анализа.

Методические указания для освоения темы практического занятия: проработать основные понятия к семинару, обратить внимание на специфику научной методологии, ответить на контрольные вопросы к занятию.

Основные понятия: методология, научная методология, псевдонаука и лженаука, функции научной методологии, черты научной методологии, объект и предмет научного анализа, средства научного анализа, стиль научного анализа, источники научного знания, критерии научности знания, исторический характер научной методологии, взаимосвязь номотетического и идеографического методов.

Контрольные вопросы.

Раскройте взаимосвязь философской и научной методологии. Каковы их принципиальные отличия?

Что означает «объективность» научного знания? Раскройте конкретность понимания объективности научного анализа.

Дайте характеристику субъектности научной методологии.

Покажите исторический характер средств научного анализа.

Какие критерии научности знания актуализировались в постклассической науке и почему?

Отметьте концептуальные основы интеграции номотетической и идеографической методологии в современной науке.

Дайте характеристику методологической культуре научного анализа. Чем определяется профессионализм научного стиля анализа?

В чем состоит проблема «пределов науки»? Какие основы и предпосылки для возникновения «пределов науки» может содержать в себе методологический анализ?


Источники и литература.

Вигнер, Ю.Л. Пределы науки.// Ю.Л. Вигнер. Экология и жизнь.2004, № 6.

Гуленко, В.В. Синтез и антисинтез полярности. – results.a

Иванов, В.В. Методологические основы исторического познания. / В.В. Иванов. – Казань, : Изд. Каз. ун – та, 1991.

Касавин, И.Т. Рациональность как ценность культуры. / И.Т. Касавин, В.А.Лекторский, В.С. Швырев. // Вестник РАН. 2005, № 11.

Краевский, В.В. Интернет – журнал «Эйдос», - results.a

Кузнецов, В.И. К типологии методологических исследований науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 1.

Леонтьев, А.Н. Методологические тетради. / А.Н. Леонтьев // Философия психологии. – М.: Изд. МУ, 1994.

Пропп, М.В. Научный метод. / М.В. Пропп. // Вестник ДВО РАН. 2004. № 1.

Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма. /А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2004, № 3.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков.– М.: КНОРУС, 2008.

Феномен реальности: методологические основы и эмпирическое измерение/ под ред. Н.М. Байкова и В.Н. Шияна. – Хабаровск, : ДВАГС, 2006.

Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М. : ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007

Щедровицкий, Г.П. Проблема методологии системного исследования. / Г.П. Щедровицкий.– М.: Знание, 1964.

Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс. / Б.Г. Юдин. // Вестник РАН. 2006, № 7.


Модуль 2. Методологическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного анализа


Практическое занятие №2

Эмпирический и теоретический уровни познания:

методологические аспекты их взаимодействия

Цель практического занятия: освоить методологические основы взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней познания, формы их взаимодействия.

Форма занятия: «круглый стол».

Продолжительность занятия: 2 часа.

Темы и проблемы для обсуждения

Предметная область взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Проблема определения единицы научного анализа.

Исследовательская среда, ее влияние на процесс и результаты научного познания.

Взаимосвязь методологии эмпирического и теоретического уровней познания в программе научного исследования.

Гипотеза как форма научного знания: проблема ее построения и научного обоснования.

Проблема приведения теоретического знания к фактам: интерпретация, верификация и фальсификация теоретических положений.

Методические указания для подготовки к практическому занятию: проработать основные понятия к теме занятия, обратить внимание на методологические аспекты диалектики эмпирического и теоретического уровней познания, ответить на контрольные вопросы к занятию.

Основные понятия: эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания, источники знания и их анализ, реферирование источников знания, формы знания, логика теоретического анализа, интерпретация и аргументация теории, имманентность и имплицитность языка теорий, референтность теоретических положений.

Контрольные вопросы:

Отметьте формы знания, характерные для эмпирического уровня познания.

Назовите специфику научной гипотезы как формы знания. Охарактеризуйте процесс выдвижения гипотезы и ее проверки.

Раскройте специфику проверки истинности научных теорий в зависимости от степени их формализации.

Какие предложения (факты) в науке могут называться протокольными?

Какие функции в науке выполняет процедура интерпретации?

Какие свойства системы познания характеризуются терминами «имманентность» и «имплицитность»?

Раскройте механизм влияния научной методологии на процесс теоретического познания.

Покажите взаимосвязь методологии и идеологии на теоретическом уровне познания.


Источники и литература

Бондаренко, В.И. Социология. Часть 2. / В.И. Бондаренко, Л.А Кривоносова. – Хабаровск, : ДВАГС, 2002.

Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. / М. Вертгеймер. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987.

Ивин А.А. Современная философия науки. /А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

Кальной, И.И., Философия для аспирантов./ И.И Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования (методологический анализ). / В.В. Краевский. – М., 1977.

Кутырев, В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. / В.А. Кутырев.– М.: Мысль, 1988.

Пропп, М.В. Научный метод. / М.В. Пропп. // Вестник ДВО РАН. 2004. № 1.

Сторожук, А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. / А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2003, № 1.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М. : ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

Хуторский, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. / А.В. Хуторский. – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.


Модуль 3. Современные методологические проблемы в системе научного анализа


Практическое занятие №3

Парадоксальность, открытость и самоорганизация сложных систем в научной методологии.

Цель практического занятия: ознакомиться с современными методологическими проблемами в системе научного познания.

Форма занятия: предметная конференция.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Темы для обсуждения.

Специфика методологии исследования парадоксальных социально – экономических проблем современности.

Системность научной методологии исследования социальных проблем современной России.

Синергетическая методология в исследовании социальных процессов.

Методология исследования глобальных проблем современности. Диалектика глобального и локального.


Источники и литература.

Антонян, Л.Роль и место риск – менеджмента в управлении компанией. / Л.Антонян. // Общество и экономика. 2008, № 2.

Балацкий, Е. Нечеткие институты, культура населения и институциональная энтропия. / Е Балацкий. // Общество и экономика. 2007, № 5 – 6.

Бирюков, Б.В.. Кибернетика в гуманитарных науках. Б. В.Бирюков, Е.С. Геллер.– М. : Наука, 1973.

Буданов, В.Г. О методологии синергетики. / В.Г. Буданов // Вопросы философии. 2006, № 5.

Буздалов, И. Земельный парадокс в России. / И. Буздалов. // Общество и экономика. 2007. № 5 – 6.

Гайдар, Е.Т. Авторитарные режимы: причины нестабильности. / Е.Т. Гайдар. // Общественные науки и современность. 2006, № 5.

Голубинцев, В.О. Философия науки. / В.О. Голубинцев, А.А. Донцев, В.С. Любченко. – Ростов – на - Дону. : Феникс, 2007.

Ивин, А.А. Современная философия науки. / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

И.И.Кальной. Философия для аспирантов. / И.И.Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003.

Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. Учебное пособие для студентов и аспирантов. – М.: Наука, 1994. Гл. IХ.

Мухин, Р.Р. Методологические проблемы динамического хаоса. / Р.Р. Мухин. // Вопросы философии. 2006. № 11.

Никитенко, П. Синергетический подход к оценке конкурентоспособности экономической системы. / П. Никитенко, Л. Платонова. // Общество и экономика. 2007, № 4.

Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого» стола). // Вопросы философии. 2006, № 9. – с. 3 – 33.

Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. / Ж.Т. Тощенко. М., 2001.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

Человеческий потенциал России: региональный аспект.// Общество и экономика. 2007, № 5 – 6.

Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М. : ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.

Цветков, В. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики. Год 2007. / В. Цветков. // Общество и экономика. 2008, № 2.


РАЗДЕЛ6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Учебно–методическимпланом дисциплины «Методология и методика научного анализа» для каждого аспиранта предусмотрено 40 часов самостоятельной работы. Освоение дисциплины осуществляется на основе блочно – модульной системы организации учебного процесса. Блочное обучение предполагает использование разнообразных способов изучения учебного материала и контроля уровня его освоения. Выделяются следующие последовательные блоки такого освоения и контроля:

- информационный блок (лекции, самостоятельное освоение аспирантами отдельных разделов учебной программы);

- проверочно – закрепляющий блок (семинар, «круглый стол», предметная конференция);

- контрольно – измерительный блок (контрольные вопросы, контрольные задания);

- корректирующий блок (индивидуальные консультации).

Блочное построение учебного процесса позволяет обеспечить гарантированное освоение программы с учетом минимума требуемых от аспирантов знаний и умений, а также их индивидуальных потребностей в приобретении соответствующих навыков. Решающее значение в качественной реализации блочной системы обучения принадлежит уровню включенности аспирантов в самостоятельную работу по освоению дисциплины.

Модульный подход дополняет блочную систему образования. Он предполагает оформление учебного материала и процедур в виде относительно законченных единиц с учетом их атрибутивных характеристик (выделение учебного материала в учебном плане, информационное обеспечение подачи учебного материала, контроль уровня его освоения и др.)

Обучающий модуль включает в себя:

- познавательную часть (получение знаний в процессе освоения информации);

- деятельностную часть (приобретение умений и навыков в процессе подготовки к практическому занятию и выполнения контрольных заданий);

- контрольную часть (закрепление знаний в единстве с умениями и навыками на основе выполнения заданий).

К каждому практическому занятию их планами предусматриваются контрольные вопросы. На основе дополнительной литературы, рекомендуемой к практическому занятию, аспиранты могут подготовить рефераты, доклады, фиксированные сообщения. Помимо того аспиранты вправе самостоятельно привлекать необходимую литературу и определять тематику своих рефератов и докладов.


Темы рефератов (докладов) для самостоятельной работы.


Модуль 1. Научная методология в системе духовной жизни

Научная методология в системе духовной культуры. Рационализм методологии науки.

Закономерности развития и функционирования методологии науки. Дифференциация и интеграция современной методологии науки.

Взаимодействие современной методологии социально - гуманитарных наук с мировоззрением и идеологией.

Реальность предмета научного социально – экономического исследования: методологические проблемы.

Методологические подходы и установки как элементы системы познания.

Методологические «пределы» современной науки.

Взаимосвязь методологии науки с ненаучной методологией познания. Исторический характер этой взаимосвязи.


Модуль 2. Методологическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного анализа

1.Методология экономико–математического анализа: его актуальность, достоинства и области применимости.

2. Методология когортного анализа: сущность и сферы применения.

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в методологии социальногопроектирования.

4. Моделирование в социально – гуманитарной сфере как элемент системы общенаучной методологи: виды моделирования и проблемы верификации моделей.

5. Методология социального конструирования.

6. Методология исторического подхода. Взаимосвязь исторического и логического в анализе социальных процессов.


Модуль 3.Современные методологические проблемы в системе научного анализа

Специфика современной исторической методологии в анализе социальных процессов. Историческое место и роль в ней метода актуализации и принципа соответствия.

Черты синергетического анализа социальных проблем современности.

Самоорганизация как процесс структурных преобразований системы. Самоорганизация и управление.

Самоорганизация в кризисных условиях. Поведение системы в условиях неопределенности, риск и принятие решений.

Устойчивость и равновесие социальных систем. Социальные нормы и ценности как факторы их стабилизации и устойчивости.

Изменчивость социальных ценностей и норм. Взаимосвязь адаптивных и дезадаптивных тенденций в изменчивости социальных ценностей и норм.

Транзитивные (переходные) процессы. Трансформация общества как форма его самоорганизации.


РАЗДЕЛ 7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ


Модуль 1. Научная методология в системе духовной жизни

Проанализируйте по справочно–методической литературе содержание термина «методология». Выделите в приведенных определениях ключевые слова. Сформулируйте на основе этого анализа определение методологии.

На основе проведенного анализа (см. пункт 1) отметьте, какие компоненты методологии составляют ее структуру. Почему в постклассической науке содержание методологии нельзя ограничивать только совокупностью методов познания и учением о методах познавательной деятельности?

Какие функции в системе духовной культуры выполняет научная методология? Какие изменения претерпели функции методологии при переходе науки к постклассическому этапу развития?

В типологии методологии выделите методологию науки. Отметьте изменения, происшедшие в европейской духовной культуре на рубеже ХIХ - ХХ веков в соотношении методологической функции философии и методологии науки?

Раскройте общественно - историческую обусловленность методологии познавательной деятельности и зависимость методологии науки от характера деятельности научного сообщества.

Покажите характерные черты таких элементов методологии науки, как исследовательский подход и исследовательская установка.

Дайте характеристику методологической школе, которая разрабатывала «мысле – деятельностный подход» (Г. Щедровицкий и др.). Покажите ее историческую и методологическую обусловленность.

На основе анализа современных проблем методологии науки покажите зависимость ее от используемых средств познания.

Каков предмет исследования «науковедения»? Отметьте в нем место методологии науки.


Модуль 2.Методологическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного анализа

Дайте характеристику интерпретации как когнитивной (познавательной) процедуры. Что означает в этой процедуре процесс аппликации?

Что означает интерпретация как результат познавательной деятельности? Какую роль в ней выполняет конвенция как элемент познавательного процесса?

Какова специфика соотнесения методологических процедур интерпретации и верификации в социально – гуманитарном познании по сравнению с естественнонаучным?

В чем состоит специфика научной интуиции в системе познавательной деятельности? Отметьте методологические проблемы взаимодействия интуитивного и эмпирического знания.


Модуль 3.Современные методологические проблемы в системе научного анализа

Проанализируйте функциональную направленность теорий социального равновесия (теорий равновесия) и сравните их с дезадаптационными концепциями социальных систем. Сделайте вывод о содержании методологической основы (принципов) для их согласования.

Дайте краткую характеристику сравнительно – исторического, историко – генетического, историко – типологического, ретроспективного методов социального анализа. Покажите их актуальность для исследования глобальных проблем современности.

Отметьте области исследования социальной реальности, в которых актуализировались проблемы парадоксальности методологии. Сделайте выводы по поводу причин актуализации парадоксальности в методологии современного социального познания.

Какие дополнительные методологические требования накладывает ситуация, в которых системы исследуются как открытые самоорганизующиеся?

Отметьте характерные черты исследования глобальных процессов на основе методологии глобального эволюционизма и коэволюции.


РАЗДЕЛ 8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

Голубинцев, В.О. Философия науки. / В.О. Голубинцев, А.А.Донцев, В.С. Любченко. – Ростов – на - Дону. : Феникс, 2007.

Ивин, А.А. Современная философия науки. / А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005.

Кальной, И.И. Философия для аспирантов. / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. – СПб.: Лань, 2003.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008.

Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006.

Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М. : ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007.


Справочно – методическая литература

Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов. - Минск, 1999.

Словарь русского языка. В четырех т. – М.: Изд. «Русский язык», 1981 – 1984.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор – координатор – Г.В. Осипов. – М.: Изд. группа ИНФРА – М. – НОРМА,1998.

Краевский В.В. Интернет – журнал «Эйдос». - results.a


Дополнительная литература

Бирюков, Б.В. Кибернетика в гуманитарных науках. / Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер.– М. : Наука, 1973.

Бондаренко, В.И. Социология. Часть 2. / В.И. Бондаренко, Л.А Кривоносова. – Хабаровск, : ДВАГС, 2002.

Буданов, В.Г. О методологии синергетики. / В.Г. Буданов. //Вопросы философии. 2006,№ 5.

Вернадский, В.И. Очерки по истории современного научного мировоззрения. Лекция 1. О научном мировоззрении. / В.И Вернадский. // Труды по всеобщей истории науки. - 2 – е изд. – М.: Наука, 1988.

Вигнер, Ю.Л. Пределы науки. / Ю.Л. Вигнер. // Экологи и жизнь. 2004, № 6.

Гуленко В.В. Синтез и антисинтез полярности – results.a

Иванов, В.В. Методологические основы исторического познания. / В.В. Иванов. – Казань, Изд. Каз. ун – та, 1991.

Касавин, И.Т. Рациональность как ценность культуры. / И.Т. Касавин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев. // Вестник РАН. 2005, № 11.

Ковалев, В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. / В.В. Ковалев.– М.: Финансы и статистика. 2006.

Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления: Учебное пособие для студентов и аспирантов. – М.: Наука, 1994.

Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования (методологический анализ). / В.В. Краевский. – М., 1977.

Кузнецов, В.И. Реконструктивный подход к методологии науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 2.

Кузнецов, В.И. К типологии методологических исследований науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 1.

Леонтьев, А.Н. Методологические тетради / Леонтьев А.Н. // Философия психологии. – М.: Изд. МУ, 1994.

Макашева, З.М. Исследование систем управления: учебное пособие. / З.М. Макашева.– М.: КНОРУС, 2009.

Мухин, Р.Р. Методологические проблемы динамического хаоса. / Р.Р. Мухин. // Вопросы философии. 2006. № 11.

Пропп, М.В. Научный метод. / М.В. Пропп. // Вестник ДВО РАН. 2004. № 1.

Рубинщтейн, С.Л. Дневники. О философии и философе (автобиографический портрет ученого). / С.Л. Рубинштейн // Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб. : Питер, 2003.

Савицкая, Г.В. Экономический анализ. / Г.В Савицкая. – М.: Новое знание, 2005.

Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого» стола). // Вопросы философии. 2006, № 9. – С. 3 – 33.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1996.

Сторожук, А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. / А.Ю Сторожук. // Философия науки. 2003, № 1.

Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма. / А.Ю Сторожук. // Философия науки. 2004, № 3.

Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек. / Ж.Т. Тощенко. М., 2001.

Харвей, Д. Научное объяснение в географии./ Д. Харвей.– М: Прогресс, 1974.

Хуторский, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. / А.В. Хуторский. – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.

Феномен реальности: методологические основы и эмпирическое измерение. – Хабаровск, : ДВАГС, 2006.

Щедровицкий, Г.П. Проблема методологии системного исследования. / Г.П. Щедровицкий. – М.: Знание, 1964.

Юдин, Б.Г. Знание как социальный ресурс. Б.Г. Юдин. // Вестник РАН. 2006, № 7.


Информационно – справочные системы обучения

Методы, методология – results.

Наука – search.msn

Науковедение – yandex

Словари – slovari.yandex

- www.glossary

Журнал «Науковедение» - yiyos.voco

Журнал «Эйдос» - results.a


Методология и методика научного анализа: методические указания по изучению дисциплины для аспирантов. – Хабаровск, ДВАГС, 2008. – 21 с.


Автор – составитель:

Шиян Виктор Никитович - к.ф.н., профессор кафедры философии

и политологи.


Компьютерный набор – В.Н. Шиян


Компьютерная верстка -


Подписано в печать с оригинал - макета: 20.12.2008

Сдано в печать – 20.12.2008

Формат издания – 60Ч 80 1/16 Бумага А – 4

Усл. печ лист. –

Учетно – изд. лист. –

Тираж – 150 экз.

Заказ № -


________________________________________________________________


Печатно – множительное бюро Дальневосточной академии

государственной службы

680682 г. Хабаровск, ул. Муравьева – Амурского, 33