Реферат: Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку

Остальные рефераты » Методические указания для студента Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от___________200

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛОГОПСИХОЛОГИЯ»

Специальность

050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

К.псх.н., доцент

Е.Ю.Хомутская


Самара - 2010

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Логопсихология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на основе Программы, составленной Г.С.Гуменной, и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050715 ЛОГОПЕДИЯ


СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6.Методические указания для преподавателя

7.Методические указания для студента

8. Планы проведения семинарских занятий:

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

- список литературы

9.Образцы заданий для итоговой государственной

аттестации

10.Контрольные работы (для заочного обучения)

11. Контрольно-измерительные материалы

12. Учебно-исследовательская работа

13. Вопросы к экзамену

14.Список основной литературы по дисциплине

15. Список дополнительной литературы

16.Краткий словарь терминов

17.Электронные образовательные ресурсы по дисциплине

II РАЗДЕЛ


Рабочие программы


I. РАЗДЕЛ


1. Выписка из стандарта

Ф. 4 Логопсихология

Теоретические основы логопсихологии. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи: слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, особенности мнестической деятельности, нарушения мыслительных операций, личностные особенности детей с нарушениями речи.


2. Пояснительная записка

2.1 Содержание курса

Программа предназначена для студентов 4 курса (7 семестр) отделения логопедии.

Курс представляет собой систему интегрированного знания о психологической природе речевых нарушений, возникающих при различном характере дисфункций центральных и периферических механизмов речевой функциональной системы: дифференциальных признаках патологического развития на уровне отдельных психических процессов и функций; целостной характеристики личности как социально-психологического феномена. Методологически в программе реализуются современные представления об общественно-исторической природе человеческой психики, о развитии в процессе взаимодействия с социальной средой, а также принцип системного анализа психической деятельности в целом и речевых нарушений, в частности, сформулированный А.Р. Лурия и Р.Е. Левиной.

Содержание учебного материала условно представлено в виде двух частей, логично связанных между собой на основе учета цели и задач обучения.

Цель первой части – создание предпосылок для понимания «речевых синдромов» в структуре психической деятельности в целом; раскрытие роли базисных психофизиологических структур в овладении языком; раскрытие значения речи в процессе качественной перестройки всех психических функций.

Во второй части раскрываются синдромы речевых нарушений, рассматривается характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), особенности личности и межличностных отношений при различных видах речевой патологии, анализируются возможные механизмы нарушения психологических феноменов, а также уделяется внимание психокоррекционной работе в структуре воздействия на лиц с нарушениями речи.

Мультидисциплинарный подход к изучению нарушений речи, реализуемый на современном этапе, обуславливает многообразные связи логопсихологии с различными дисциплинами. Изучение курса логопсихологии предполагает установление связей с дисциплинами психологического (возрастная, дифференциальная, педагогическая, социальная психология, нейропсихология, психодиагностика), лингвистического (лингвистика, психолингвистика), педагогического (логопедия, общая, специальная педагогика), медико-биологического (анатомия, физиология, неврология, нейрофизиология) циклов.

Знания, полученные студентами в ходе изучения курса, закрепляются в ходе прохождения логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) и 5 курсе (9 семестр).

Курс рассчитан на 36 часов; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Итоговый контроль - экзамен.

2.2 Цели и задачи курса

Цельдисциплины: углубить представления студентов о структуре дефекта при различных клинических формах речевых нарушений, сформировать представления об индивидуально-типологических признаках речевых нарушений различного генеза.

Задачи:

обучающие

познакомить студентов с ролью базисных психофизиологических структур в овладении языком;

дать представление о состоянии психических функций при речевых нарушениях;

дать представление о состоянии личности и межличностных отношений при речевых нарушениях;

сформировать навыки решения проблемных ситуаций, требующих применения системного психологического анализа речевых нарушений;

воспитательные

воспитание профессиональной культуры в организации и построении конструктивных взаимодействий в различных развивающих психолого-педагогических ситуациях;

формирование стремления к совершенствованию профессиональной компетентности;

воспитание профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации;

развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности.


2.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Студенты должны знать:

- основные этапы становления логопсихологии как науки;

- закономерности психического развития детей с речевыми нарушениями;

- специфику первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности лиц с различными формами речевых расстройств;

Студенты должны уметь:

- осуществлять анализнаучной литературы по проблеме психологической характеристики лиц с речевой патологией;

- проводить сравнение состояний психических процессов при различных формах речевой патологии:

- устанавливать взаимосвязь нарушений речи с другими функциями.

Студенты должны владеть навыками:

- комплексной оценки психического развития детей в процессе усвоения ими общеобразовательных знаний;

- применения современных методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на коррекцию нарушенных функций речи и вторичных отклонений в развитии.


Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение
Общая трудоемкость 36 36
Аудиторные занятия 18 6
Лекции 8 4
Практические занятия (семинары) 10 2
Лабораторные занятия

Самостоятельная работа 18 30
Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Экзамен Экзамен

4. Учебно-тематический план дисциплины



Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции семинары
ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО ДО ЗО
1. Введение в логопсихологию. История развития логопсихологии. Теоретические и методологические основы логопсихологии.

6


8


2


2


2



2


8

2. Задачи, принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений. 6 8 2
2
2
3. Роль речи в психическом развитии ребенка. 4 4 2


2
4. Характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) лиц с речевыми нарушениями 10 12

4

2

6 12
5. Особенности личности и межличностных отношений лиц с патологией речи 10 8 2

2


2
6 10
Всего 36 36 8 4 10 2 18 30

5. Содержание разделов дисциплин


Тема 1. Введение в логопсихологию. История развития логопсихологии. Теоретические и методологические основы курса.

Предмет, объект логопсихологии. Цели, задачи, содержание курса.

Исторический очерк становления науки. Этап эмпирического изучения психической сферы лиц в процессе описания феноменологии речевых нарушений. Этап научного познания речевых нарушений у лиц с локальными поражениями головного мозга. Характеристика современного этапа развития логопсихологии как интегративной области знания в отечественной и зарубежной науке.

Теоретические и методологические основы логопсихологии. Речевое нарушение как комплексное образование – «сложное явление нарушения психики» (А.Р.Лурия). Содержание психологического исследования речевых нарушений.

Мультидисциплинарный подход в изучении речевых нарушений. Связь логопсихологии с другими науками. Неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический, психологический, психолого-педагогический аспекты.

Актуальные вопросы логопсихологии.


Тема 2. Задачи, принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.

Принципы психологического анализа речевых нарушений у детей. Принципы развития. Принцип системного подхода. Установление взаимосвязи нарушения речи с другими составляющими психической деятельности ребенка (Р.Е.Левина).

Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

Психофизиологическое понимание речевой функциональной системы. Составляющие функциональной системы. Понятие фактора как психофизиологической предпосылки овладения языком и функционирования языка в речевой деятельности. Речеслуховой, динамический и акустико-пространственный факторы. Сущность метода синдромного анализа речевых нарушений. Патологическая система разных уровней организации речи. Нарушение вербального общения. Характер дезинтеграции психической сферы. Изменение личности и личностная реакция на болезнь.


Тема 3. Роль речи в психическом развитии ребенка.

Основные закономерности строения и развития высших психических функций. Материальный субстрат психических функций.

Функции речи, значимые для формирования психики ребенка: коммуникативная, познавательная, регулируемая.

Восприятие и речь. Восприятие и практическая деятельность как база для развития речи. Роль чувственного опыта в становлении номинативной функции речи. Перестройка восприятия при овладении речью.

Внимание и речь. Виды стимулов, регулирующих внимание ребенка. Значение речи в формировании видов и свойств внимания.

Память и речь. Связь речи с различными видами памяти. Роль речи в развитии мнестических процессов.

Мышление и речь. Независимое развитие речи и мышления на ранних стадиях онтогенеза. Соединение ориентировочно-исследовательской деятельности со словом. Участие речи в протекании мышления.


Тема 4. Характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышление) лиц с речевыми нарушениями.

Перцептивная организация речемыслительной деятельности.

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи Нарушения слухового восприятия в структуре речевых расстройств. Состояние зрительного восприятия при различных дефектах речи. Слуховая агнозия, зрительная агнозия, астереогноз, Специфика пространственного восприятия и восприятия времени при речевых нарушениях. Взаимосвязь нарушений речи и восприятия.

Характеристика основных видов и свойств внимания у лиц с нарушениями речи. Решающая роль нарушений речи в расстройствах произвольного внимания детей с речевой патологией.

Особенности мнестической деятельности при речевых нарушениях. Структура нарушений мнестической деятельности при различных дефектах речи.

Особенности мышления при различных формах речевой патологии. Нарушение мыслительных операций. Характеристика наглядно-действенного мышления детей с речевыми нарушениями. Наглядно-образное мышление и специфика его функционирования при различных формах речевых расстройств. Вербально-логическое мышление лиц с патологией речи.

Место психокоррекционной работы в структуре логопедического воздействия. Направления психокоррекционной работы. Основные задачи коррекции психического развития ребенка с речевыми дефектами.

Ведущие принципы организации психокоррекционного воздействия.

Коррекция познавательной деятельности. Теоретическое обоснование направлений и последовательности в коррекции познавательных процессов. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия: методы, приемы. Развитие внимания у детей с речевыми нарушениями: методы, приемы. Развитие памяти: методы, приемы. Развитие мыслительной деятельности: методы, приемы.


Тема 5. Особенности личности и межличностных отношений лиц с патологией речи.

Формирование и развитие личности. Роль биологических, социальных, аномальных факторов в развитии личности.

Изменения личности при различных видах речевой патологии. Факторы, значимые в механизмах нарушения личности в условиях речевого дефекта. Личностные особенности детей с нарушениями речи.

Соотношение между речевыми нарушениями и особенностями личности. Личностная реакция на дефект речи. Факторы, влияющие на выраженность реакции. Изменения личности при органических нарушениях мозга в структуре речевых расстройств. Преморбидные особенности личности, как фактор, значимый для возникновения речевых и голосовых расстройств.

Психологическая структура общения. Развитие общения у детей с речевой патологией. Особенности различения форм общения. Средства общения и их развитие у детей с речевыми нарушениями. Особенности поведения лиц с дефектами речи в процессе коммуникации. Сужение возможностей коммуникации и изменение смысловой системы связи личности с миром.

Задачи коррекции личностной сферы и межличностных отношений у лиц с речевыми дефектами. Методы и приемы психокоррекции.


6.Методические указания для преподавателя

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Логопсихология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В содержание курса дополнительно включена тема «Роль речи в психическом развитии ребенка». Это продиктовано необходимостью особо обратить внимание студентов на ключевую роль речи в процессе психического развития человека и определения механизмов нарушения высших психических функций при различных видах речевой патологии.

Внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений. Данный подход может быть реализован с опорой на межпредметные связи логопсихологии

Наличие большого объема публикаций по проблеме особенностей высших психических функций у лиц с дефектами речи делает возможным организовать самостоятельную работу студентов в микрогруппах. Итогом данного вида деятельности может быть сообщение, сопровожаемое электронной презентацией.

Вопросы организации психокоррекционной работы по развитию ВПФ, преодолению личностных нарушений следует освещать с точки зрения деятельности логопеда, с учетом таких принципов логоработы, как принцип рассмотрения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, принцип коммуникативной направленности. Особое внимание в этом вопросе стоит уделить взаимодействию логопеда и психолога и разделению функциональных обязанностей специалистов.


7. Методические указания для студентов

Освоение курса «Логопсихология» должно начаться с внимательного ознакомления с программой курса, обязательными компонентами которой являются: перечень тем, подлежащих усвоению; списки учебных пособий и рекомендуемой литературы; список контрольных вопросов; задания для выполнения в письменной форме.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, ничего не пропуская и не забегая вперед. Это обусловлено внутренней логикой науки, движением от простого к сложному. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования собственной точки зрения.

После внимательного прочтения основной литературы по теме попробуйте самостоятельно ответить на контрольные вопросы. Если это вызывает трудности, вернитесь к соответствующим главам или разделам учебника, займитесь поиском дополнительной литературы. В процессе освоения дисциплины вам необходимо: уяснить ее связи с другими отраслями знаний; освоить понятийный аппарат; овладеть необходимой информацией; освоить основные достижения в данной области знаний; представить спектр нерешенных проблем.

В процессе изучения дисциплины необходимо выполнение письменных заданий, при подготовке которых следует уделить особое внимание раскрытию основного содержания вопроса. Готовя сообщения по предлагаемым темам, старайтесь понять авторскую логику изложения материала, останавливайтесь на ключевых моментах, не перегружайте сообщение мелкими деталями. При подготовке электронных презентаций, иллюстрирующих ваше сообщение, выносите на слайды только самую ценную информацию, старайтесь представить ее в графической форме (диаграммы, таблицы, графики и т.п), избегайте слайдов, содержащих большой объем текстовой информации.

При работе с разнообразными публикациями вы можете соглашаться с авторами, или, напротив, аргументировано с ними полемизировать. Только так вы сможете соответствовать основному требованию к научно-исследовательской работе – сформировать собственную позицию.

8. Планы проведения семинарских занятий


Тема 1

Введение в логопсихологию. История развития логопсихологии. Теоретические и методологические основы курса.


Цель: Знакомство с основными этапами становления науки, с задачами логопсихологии. Уточнение теоретических и методологических основ науки. Установление связей с другими науками.

Время: 2ч.

План проведения занятия

Определение понятия «логопсихология».

История развития науки.

Теоретические и методологические основы логопсихологии.

Задачи логопсихологии.

Теоретическое и практическое значение логопсихологии.

Связь логопсихологии с другими науками.


Контрольные вопросы.

Дайте определение логопсихологии как науки. Раскройте предмет, объект логопсихологии.

Кто из ученых внес вклад в становление науки? Каков этот вклад?

Охарактеризуйте основные этапы развития логопсихологии.

Какие тенденции характерны для современного этапа развития логопсихологии?

Раскройте теоретические и методологические основы логопсихологии.

Каковы задачи логопсихологии?

Какие психологические понятия являются значимыми для логопсихолога?

В чем состоит теоретическое и практическое значение логопсихологии?

Дайте определение понятиям психолингвистика, нейропсихология, логопедия, патопсихология и специальная психология.

Проследите внутрисистемные связи логопсихологии.

Охарактеризуйте межсистемные связи логопсихологии.


Задания для самостоятельной работы.

1. Докажите необходимость взаимосвязанной работы логопеда и психолога.

2. Составьте схему «Связь логопсихологии с другими науками».

Литература

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихолгия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2006. – 206с.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Владос, 1997.

Трошин О.В. , Жулина Е.В. Логопсихолгия: учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – М. 1990.


Тема 2

Задачи, принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.

Цель: Раскрыть содержание психологического исследования речевых нарушений.

Время: 2 ч.

План проведения занятия.

Принципы психологического анализа речевых нарушений у детей.

Структура дефекта при нарушениях речи.

Речевая функциональная система.

Метод синдромного анализа.

Дезинтеграция психической сферы при речевых нарушениях.

Внутренняя картина дефекта при нарушениях речи.


Контрольные вопросы.

Раскройте основные принципы психологического анализа речевых нарушений.

Каковы составляющие речевой функциональной системы?

В чем заключаются общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях речи?

Раскройте основные положения теории Л.С.Выготского о структуре дефекта.

Охарактеризуйте структуру дефекта при различных нарушениях речи.

Охарактеризуйте основные нейропсихологические понятия (фактор, симптом, синдром).

Кто является автором метода синдромного анализа?

Раскройте сущность метода синдромного анализа применительно к изучению речевых нарушений.

Каков характер дезинтеграции психической сферы при нарушениях речи?

Определите роль концепции внутренней картины дефекта в логопсихологии.


Задания для самостоятельной работы.

Проанализировав рекомендуемую литературу, раскройте сущность нейропсихологического подхода к изучению речевых нарушений.


Литература.

Голод В.М., Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение детей //Методы выявления нарушений речи у детей /Под ред.Т.А.Власовой, Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М., 1985.

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихолгия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2006. – 206с.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Владос, 1997.

Трошин О.В. , Жулина Е.В. Логопсихолгия: учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – М. 1990.


Тема 3

Характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышление) лиц с речевыми нарушениями.

Цель: Знакомство с особенностями высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышление) лиц с речевой патологией. Уточнение соотношений между нарушениями различных психических функций и нарушениями речи.

Дать знания о комплексной системе воздействия по преодолению различных нарушений речи.

Время: 4 ч.

План проведения занятия.

Определение высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), их характеристика

Развитие ВПФ в онтогенезе.

Роль речи в развитии ВПФ.

Характеристика восприятия у лиц с нарушениями речи.

Характеристика внимания у лиц с нарушениями речи.

Характеристика памяти у лиц с речевой патологией.

Характеристика мыслительной деятельности у лиц с речевой патологией.

Соотношения между речевыми нарушениями и нарушениями ВПФ.

Теоретическое обоснование психокоррекционной работы при различных нарушениях речи.

Ведущие принципы организации психокоррекционного воздействия при различных нарушениях речи.

Направления психокоррекционной работы при различных нарушениях речи.

Основные задачи коррекции психического развития ребенка с речевыми дефектами.

Приемы и методы психокоррекционной работы при различных нарушениях речи.


Контрольные вопросы.

Дайте определение понятию «восприятие». Охарактеризуйте виды и свойства восприятия.

Как совершенствуется восприятие в ходе онтогенеза?

Каково участие речи в развитии восприятия?

Проанализируйте состояние слухового, зрительного, тактильного восприятия при различных нарушениях речи.

Сделайте вывод о взаимовлиянии нарушений речи и восприятия различных видов.

Определение внимания. Перечислите основные свойства внимания. Охарактеризуйте его функции и виды.

Расскажите об основных этапах развития внимания в онтогенезе.

Охарактеризуйте процесс становления произвольного внимания в дошкольном возрасте.

Как речь влияет на развитие внимания?

Каковы особенности внимания у детей с различными нарушениями речи?

Опишите основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Охарактеризуйте виды и свойства памяти.

В чём особенности видов, свойств, процессов памяти при нарушениях речи?

Какие виды памяти преимущественно нарушаются у лиц с речевыми расстройствами? Почему? Сделайте вывод.

Раскройте содержание понятия мышления, в чём его отличие от других познавательных процессов.

Какие виды мышления существуют? Перечислите операции мышления.

Опишите этапы формирования мыслительной деятельности в онтогенезе.

Как мышление связано с речью?

Охарактеризуйте различные виды мышления у лиц с речевыми нарушениями.

Сделайте вывод о состоянии мыслительной деятельности при различных нарушениях речи.

Проследите основные закономерности, характеризующие состояние ВПФ при речевых нарушениях.

Дайте теоретическое обоснование необходимости психокоррекционной работы при различных нарушениях речи.

Дайте определение психотерапии и психокоррекции.

Раскройте принципы организации психокоррекционного воздействия при различных нарушениях речи.

Охарактеризуйте основные направления и задачи психокоррекционной работы

- при нарушениях внешнего оформления речевого высказывания;

- при нарушениях структурно-семантического оформления речевого высказывания.

Продемонстрируйте методы и приемы развития:

слухового, зрительного, тактильного восприятия,

внимания,

памяти,

наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления детей с нарушениями речи.


Задания для самостоятельной работы.

Подготовьте сообщения на тему «Состояние ВПФ при различных видах речевой патологии», сопровождая его электронной презентацией.

Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогических характеристики детей с нарушениями речи, охарактеризуйте состояние ВПФ лиц с различной структурой речевого дефекта.

Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Особенности ВПФ при различных нарушениях речи».

Вид речевого нарушения Психическая функция Особенности психической функции Механизмы нарушения психической функции




Подберите приемы и материалы для коррекции:

слухового, зрительного, тактильного восприятия;

произвольного внимания;

мнестической деятельности;

наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.


Литература.

Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – С.162-167.

Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С.45-54.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Учимся, играя. Екатеринбург, 1998

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихолгия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2006. – 206с.

Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. к вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология, 1980, № 2. – С.14-22.

Сиволапов С.К. исследование образа-предсталвения предмета как чувственной основы слова у больных // Дефектология, 1980, № 5. – С.40-46.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихолгия: учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания у детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985. – С.27-35.

Усанова О.Н., Синякова Т.Н. особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982. С.13-20.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических заведений: т.2 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М, 1997.

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., Просвещение, 1995. – С. 241-258.


Тема 4

Особенности личности и межличностных отношений лиц с патологией речи.

Цель: Закрепление знаний о влиянии биологических, социальных и аномальных факторов на развитие личности. Изучение роли речи, речевого общения в процессе личностного развития. Знакомство с особенностями личности и межличностных отношений взрослых и детей с речевой патологией.

Время: 2 часа.

План проведения занятия.

Понятие личности. Понятие общения.

Роль биологических, социальных, аномальных факторов в развитии личности.

Значение речи и речевого общения для развития личности и межличностных отношений человека.

Характеристика личностных особенностей детей и взрослых с различными расстройствами речи.

Особенности межличностных отношений лиц с речевыми дефектами.

Отношение общества к лицам с нарушениями речи.

Приемы и методы психотерапевтической работы при различных нарушениях речи.

Контрольные вопросы

Дайте определение понятию личность.

Что включается в структуру личности?

Каков вклад в процесс развития личности биологических, социальных, аномальных факторов?

Расскажите о значении речи, речевого общения для развития личности ребёнка и его социальных контактов.

Какие формы общения (по М.И.Лисиной) предполагают в качестве обязательного средства коммуникации речь? Почему?

Какие факторы оказываются значимыми в механизмах аномального развития личности детей с ТНР.

Проанализируйте, как влияет отношение общества к лицам с нарушениями речи на процесс развития их личности.

С какими факторами связаны количественные изменения симптомов нарушения поведения у детей с ТНР?

Как и в какие периоды протекают возрастные кризисы у детей и подростков с ТНР.

Как избежать явлений декомпенсации у детей и подростков с ТНР.

Какие личностные особенности отмечаются у детей с дислалией?

Опишите особенности личности детей с дизартрией. Какова специфика межличностного общения таких детей?

Расскажите о специфики личностного реагирования на свой дефект лиц с ринолалией. Охарактеризуйте факторы, влияющие на тяжесть реагирования.

Для каких голосовых расстройств характерна личностная реакция на дефект? Как она проявляется, и от чего будет зависеть её тяжесть?

В возникновении каких голосовых расстройств существенную роль играет преморбидное состояние личности?

Сравните особенности личности при невротическом и неврозоподобном заикании. Охарактеризуйте межличностные отношения лиц с различным типом заикания.

Какие виды личностного реагирования на свой дефект выделяют у детей с алалией?

Какие личностные изменения наблюдаются у школьников с нарушениями письменной речи?

Какие механизмы изменения личности наблюдаются при афазии? Какие факторы повлияют на степень выраженности реактивных личностных изменений?

Как речевое расстройство может сказаться на жизненном самоопределении человека?

Продемонстрируйте методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

Продемонстрируйте методы и приемы развития коммуникативных навыков детей с нарушениями речи.


Задания для самостоятельной работы.

Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Факторы, значимые в механизмах нарушения личности при речевых дефектах».



Вид речевого нарушения

Факторы, значимые в механизмах возникновения особенностей личности



Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями речи. Охарактеризуйте особенности личности при определенном речевом нарушении

Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с речевым дефектом.

Подберите приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на логопедических занятиях.

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.


Литература.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихолгия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2006. – 206с.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: ИД «М и М», 1997 с. 48-61.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998. С. 39-41.

Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, М., Просвещение, 1995.

Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией// Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М., 1983. С. 75-82.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селивёрствова. – М.: Владос, 1997.

Психотерапия в дефектологии /Под ред. Н.П.Вайзмана. – М., 1992

Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология, 1992, № 1.

Трошин О.В. , Жулина Е.В. Логопсихолгия: учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – М, 1990

Фониатрия и фонопедия. М.: Медицина, 1990.


9. Образцы заданий для итоговой государственной аттестации

Задача 1.

Раскройте реализацию принципа связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Проанализируйте участие речи в развитии психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) у ребенка.

Проанализируйте специфику развития психических процессов (какого-либо одного) при различных речевых нарушениях по клинико-педагогической классификации.

Представьте реализацию принципа в ходе логопедического обследования.

Раскройте реализацию принципа в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Опишите систему профилактических мер, реализуемых логопедом на занятии с ребенком с речевым нарушением, которые могут предупредить эмоционально-психологические осложнения типа личностных переживаний, страха речи и т.п.

Составьте фрагмент занятия с ребенком с общим недоразвитием речи, в ходе которого прослеживается взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Задача 2.

Ученик 2 класса общеобразовательной школы при чтении текста допускает следующие виды ошибок: смешения звонких – глухих, твердых – мягких, отмечается переход на побуквенное чтение и трудности понимания прочитанного.

Охарактеризуйте основные параметры процесса чтения и их состояние у данного ученика.

Опишите механизмы нарушения при данной форме дислексии. Раскройте основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы.

Охарактеризуйте особенности личности младших школьников с нарушениями письменной речи.

Укажите специфику преодоления нарушений чтения у учащихся с ЗПР.

Раскройте специфику обследования учащихся с дислексиями.

Составьте 3 конспекта занятий, содержащих фрагменты на формирование звуко-буквенных связей.


Задача 3.

На консультацию к логопеду обратилась мама Славы (3 г.) и Вани (7 л.) по поводу проблем с речью у обоих сыновей. Ваня не произносит звуки [р], [р’]. Он учится в 1 классе. В присутствии мамы Ваня чувствует себя скованно; мама постоянно одергивает сына, требует правильных ответов.

Слава подвижный, веселый мальчик. Первые слова у него появились в 2,5 года, сейчас он пользуется однословными предложениями, активно использует жесты. Детский сад не посещает, находится дома с мамой, которая не работает. На вопрос логопеда, чем любит заниматься Слава дома, мама ответить не смогла и обратилась за помощью к Ване, объяснив, что дома со Славой занимается старший брат.

Проанализируйте типы семейного воспитания, реализуемые родителями в отношении ребенка с нарушениями речи.

Раскройте необходимость взаимосвязанной работы логопеда, воспитателя, психолога и родителей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка с нарушениями речи.

Проанализируйте возможные причины того, что родители не участвуют в коррекционной работе.

Определите задачи логопеда, психолога в работе с данной семьей.

Составьте конспект беседы с родителями ребенка с нарушениями речи.

Задача 4.

Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и ее отражение в коррекционно-логопедической работе по преодолению нарушений устной и письменной речи.

Раскройте основные положения теории.

Охарактеризуйте развитие фонематического слуха в онтогенезе и состояние фонематических процессов при различных нарушениях речи.

Смоделируйте 3 фрагмента логопедических занятий по формированию операций фонематического анализа на разных этапах с опорой на теорию П.Я.Гальперина,

Проанализируйте возможные трудности на каждом этапе формирования данного умственного действия.

Охарактеризуйте методы и приемы, используемые на каждом этапе работы.

Обоснуйте необходимость опоры на теорию П.Я.Гальперина в процессе коррекции ВПФ у детей с нарушениями речи.

Задача 5.

Продемонстрируйте реализацию принципа опоры на ведущую деятельность в процессе преодоления речевых нарушений.

Охарактеризуйте ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды.

Раскройте задачи работы логопеда и психолога в работе с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития.

Проследите реализацию принципа деятельностного подхода в коррекционно- логопедической работе с детьми дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста на примере преодоления заикания.

Раскройте роль речи в формировании и протекании игровой деятельности. Охарактеризуйте виды игр, используемых в логопедической работе.

Приведите примеры дидактических игр для коррекции звукопроизношения на различных этапах логопедической работы с дошкольниками.

Составьте 3 конспекта фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР с учетом принципа опоры на ведущую деятельность.

Задача 6.

В ПМПК был направлен ребенок 4 лет с предварительным заключением ОНР I уровня.

Охарактеризуйте основные задачи деятельности ПМПК.

Раскройте особенности логопедического и психолого-педагогического обследования ребенка с нарушением речи данного возраста.

Обоснуйте необходимость изучения у лиц с нарушениями других ВПФ, личностной сферы.

Раскройте специфику использования методов диагностики при изучении лиц с нарушениями речи.

Осветите основные параметры дифференциальной диагностики речевых нарушений и сходных состояний. Расскажите, по каким критериям должно выбираться учреждение для обучения и воспитания ребенка.

Приведите примеры диагностических заданий для выявления структуры дефекта у данного ребенка и определения механизмов нарушения.


10. Контрольные работы (темы)

(для студентов заочного отделения)

Психолого-педагогическая характеристика детей с различными нарушениями речи.

Особенности восприятия детей с различными нарушениями речи.

Особенности внимания детей с различными нарушениями речи.

Особенности памяти детей с различными нарушениями речи.

Особенности мышления детей с различными нарушениями речи.

Специфика игровой деятельности детей с различными нарушениями речи.

Специфика учебной деятельности школьников с нарушениями письменной речи.

Особенности личностного развития детей с различными нарушениями речи.

Особенности межличностных отношений детей с различными нарушениями речи.

Психокоррекционная составляющая работы логопеда.


11. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

11.1 Пояснительная записка

Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля, в тесты включены задания, выполнение которых отражает владение студентами основным понятийным аппаратом данной дисциплины, а также демонстрирует уровень теоретического освоения общих вопросов данного нарушения.

Блок КИМов содержит: тест № 1 – 8 тестовых заданий, тест № 2 – 16.

Среднее время выполнения: 15 (25) минут.

Правила оценки знаний:

«отлично» - 7 – 8 (15-16) баллов

«хорошо» - 5 – 6 (12-14) баллов

«удовлетворительно» - 3-4 (9-11) баллов

«неудовлетворительно» - 0 – 3 (0- 8) баллов

11.2 Тестовые задания

Тест 1

Психическое развитие детей с нарушениями речи:

А) подчиняется тем же законам, что и нормативное развитие, не отставая от него;

Б) идет по особенному пути;

В) подчиняется тем же законамерностям, что и нормативное развитие, но отстает от него.

Язык – это система, которая:

А) осуществляет функции знаковой поддержки интеллектуальных операций;

Б) оформляет знания;

В) обеспечивает, фиксирует и транслирует знания.

Исследователь, изучавший нарушения речи при органических поражениях мозга:

А) Л.С.Выготский;

Б) А.Р.Лурия;

В) С.Л.Рубинштейн.

Направления, по которым идет развитие психических процессов у детей 5-летнего возраста:

А) специализация и дифференциация психических функций и возникновение произвольности;

Б) начало развития речи и начало развития непроизвольности;

В) окончательное завершение развития всех психических процессов.

Функции речи, начинающие интенсивно развиваться в 5 лет:

А) планирующая и регулирующая;

Б) коммуникативная и информативная;

В) обобщающая.

Возрастные особенности, свойственные детям с речевой патологией с 3 до 5 лет:

А) низкая речевая активность, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения;

Б) речевая активность, участие в сюжетно-ролевых играх;

В) смешение временных представлений, путаница в моральных установках.

Общение, преобладающее у детей с нарушениями речи:

А) ситуативно- личностное;

Б) внеситуативно- познавательное;

В) ситуативно- деловое.

Для детей с речевой патологией характерен уровень развития игровой деятельности:

А) невысокий;

Б) соответствующий уровню сверстников с нормальным развитием речи;

В) высокий.

Тест 2

Данные исследования зрительного восприятия у детей с нарушениями речи показали:

А) что оно отстает от нормы;

Б) соответствует норме;

В) опережает норму.

2. Восприятие, на которое делается опора в логопедической работе:

А) слуховое;

Б) зрительное;

В) тактильное.

3. Слуховая агнозия – это гностическое расстройство, отражающее

нарушение слухового восприятия при:

А) сохранной элементарной чувствительности;

Б) нарушенной элементарной чувствительности;

В) нарушенной элементарной слуховой чувствительности.

4. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушениями

фонематического слуха:

А) аритмия;

Б) собственно слуховая агнозия;

В) речевая акустическая агнозия.

5. Очаг поражения при тактильной агнозии находится:

А) в левой височной доле;

Б) в левой лобной доле;

В) во вторичных полях коры теменной области.

6. Каково соответствие норме объема зрительной памяти детей с

речевыми расстройствами:

А) незначительно снижен;

Б) значительно снижен;

В) незначительно выше.

7. Особенности слуховой памяти детей с нарушениями речи:

А) практически соответствует норме;

Б) незначительно отличается от нормы;

В) наблюдается ее общее снижение.

8. Относительно сохранным у детей с нарушениями речи является

запоминание:

А) образное;

Б) логическое;

В) как образное, так и логическое.

9. Структура расстройств памяти детей с речевыми нарушениями

зависит от:

А) особенностей речевых нарушений;

Б) типа доминантности полушарий мозга;

В) уровня психического развития.

10.Особенности зрительной памяти детей с ОНР:

А) не запоминают картинки;

Б) хорошо запоминают написанные буквы;

В) плохо запоминают геометрические фигуры.

11.Речевое мышление осуществляется на основе:

А) механизмов словесного мышления;

Б) словесных значений, понятий и логических операций;

В) письменной речи.

12.К операциям мышления относятся:

А) анализ, абстрагирование, понятие, суждение;

Б) синтез, анализ, умозаключение;

В) анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение,

конкретизация.

13.Дошкольники с речевыми расстройствами в большей степени отстают в

развитии мышления:

А) наглядно-практического;

Б) словесно-логического;

В) наглядно-образного.

14.Дошкольникам с речевыми нарушениями гораздо труднее

сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях

инструкции:

А) словесной;

Б) зрительной;

В) слуховой и зрительной.

15.Виды контроля за деятельностью, которые более нарушены у детей

с речевой патологией:

А) упреждающий и текущий;

Б) текущий и последующий;

В) упреждающий и последующий.

16.По уровню продуктивной деятельности воображение у детей с ОНР:

А) отстает от нормы;

Б) не отличается от нормы;

В) превышает уровень нормы.


12. Учебно-исследовательская работа

12.1 Пояснительная записка

Учебно-исследовательская работа по дисциплине занимают важное место в формировании специалиста-логопеда высокой квалификации. Выполнение этих работ требует от студента не только прочного и неформального усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и развитие творческого подхода к стоящей перед ним задаче. Дипломная или курсовая работа является самостоятельным исследованием, проводимым студентом по одной из актуальных проблем логопсихологии под руководством преподавателя.

Задачи курсовых и дипломных работ по логопсихологии будут следующие:

- глубоко изучить теоретический материал по одной из актуальных проблем логопсихологии, разобраться в современном состоянии вопроса,

- развить самостоятельность мышления студента, потребность в познании нового;

- научить студента самостоятельно работать со специальной литературой, реферировать статьи, составлять обзоры по заданной теме, правильно оформлять отчет о проделанной работе в стиле научной статьи или монографии;

- разрабатывать стратегию научного исследования, правильно анализировать полученные данные, обосновывать гипотезы и выводы исследования;


12.2 Темы курсовых и дипломных работ

Особенности восприятия при нарушениях речи.

Характеристика внимания у лиц с речевыми дефектами.

Состояние мнестической деятельности при различных речевых расстройствах.

Характеристика мыслительной деятельности у лиц с речевыми нарушениями.

Игровая деятельность детей с различными формами речевых расстройств.

Конструктивная деятельность и ее нарушения у детей с речевой патологией.

Изобразительная деятельность и ее нарушения у детей с речевой патологией.

Особенности учебной деятельности учащихся с речевыми нарушениями.

Познавательная деятельность детей с нарушениями речи.

Особенности коммуникативной деятельности детей и взрослых с речевыми расстройствами.

Нарушение речи как высшей психической функции.

Психотерапия в комплексном воздействии на лиц с речевыми нарушениями.

Готовность дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе.

Мотивационная сфера дошкольников с речевыми расстройствами.

Социальная адаптация лиц с нарушениями речи.

Особенности отношений в семьях, воспитывающих детей с патологией речи.

Профилактика отклонений психического развития у детей с нарушениями речи.

Особенности внутренней картины дефекта при системных нарушениях речи.

Психолого-педагогическое изучение лиц с речевыми расстройствами.

Специфика эмоциональной сферы детей с нарушениями речи.


Вопросы к экзамену

Итоговый контроль по курсу предусматривает экзамен. Экзамен проводится в форме собеседования по вопросам, предложенным в экзаменационном билете. Каждый экзаменационный билет включает два вопроса, предполагающих освещение теоретических и практических вопросов дисциплины.


Предмет, задачи, значение логопсихологии. Теоретические и методологические основы науки.

История становления логопсихологии. Связь с другими науками.

Основные закономерности развития ВПФ.

Функции речи, значимые в психическом развитии ребенка.

Влияние речи на развитие восприятия.

Влияние речи на развитие внимания.

Влияние речи на развитие памяти.

Влияние речи на развитие мышления, воображения.

Влияние речи на процесс формирования личности.

Речь и общение. Влияние нарушений речи на общение лиц с речевыми расстройствами.

Особенности ведущей деятельности у детей с речевой патологией в различные возрастные периоды.

Влияние речевых нарушений на формирование познавательной деятельности.

Влияние речевых нарушений на формирование личности.

Особенности восприятия при различных нарушениях речи.

Особенности внимания у лиц с нарушениями речи.

Особенности мнестической деятельности у лиц с речевыми расстройствами.

Особенности мыслительной деятельности при различных нарушениях речи.

Особенности личности и межличностных отношений у лиц с дислалией, дизартрией, ринолалией.

Особенности личности и межличностных отношений у лиц с заиканием и нарушениями голоса.

Особенности личности и межличностных отношений у лиц с алалией, афазией.

Особенности личности и межличностных отношений у лиц с нарушениями письменной речи.

Принципы построения психокоррекционных программ для детей с нарушениями речи.

Психокоррекционная работа по развитию восприятия у детей с речевыми расстройствами в структуре логоработы.

Психокоррекционная работа по развитию памяти у детей с речевыми расстройствами в структуре логоработы.

Психокоррекционная работа по развитию внимания у детей с речевыми расстройствами в структуре логоработы.

Психокоррекционная работа по развитию мышления у детей с речевыми расстройствами в структуре логоработы.

Психокоррекционная работа логопеда по развитию личностной сферы при нарушениях речи.

Психокоррекционная работа логопеда по развитию коммуникативной деятельности детей с речевыми расстройствами.


14. Список основной литературы

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001.

Борисенко М.Г., Детишидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. – СПб, 2003.

Гаркуша Ю.Ф, Коржевина В.В. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. – М., Воронеж, 2001.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000.

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихолгия: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Издат. Центр «Академия», 2006. – 206с.

Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М., 2001.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для психол. Ф-тов вузов. М., «Академия», 2004.

Логопедическое и педагогическое обследование детей раннего возраста //Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Метод.пособие. _ М., 2000.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.Р. Лурия. М., «Академия», 2003.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

Основы логопедии / Т.В.Волосовец. Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др. Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издатцентр «Академия», 2000.

Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002.

Преснова О.В. особенности словесно-логического мышления у детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М. – Воронеж, 2001.

Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развитии / Сост. и общ. редакция В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб., Питер, 2001.

Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развитии / Сост. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб., Питер, 2001.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие. – М., 2002.

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.: Классикс стиль, 2003.

Трошин О.В. , Жулина Е.В. Логопсихолгия: учеб.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., Питер, 2006.

ФотековаТ.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

ФотековаТ.А., АхутинаТ.В. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. – 2001. - №37, 38.

Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб., 2003.

Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. – М. – Воронеж, 2001

Чистоградова И.А. Особенности психического развития детей с врожденной челюстно-лицевой патологией // Врожденная и наследственная патология головы, лица и шеи у детей: актуальные вопросы комплексного лечения. – М., 2002.


15. Список дополнительной литературы

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов. – М., 1998.

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология, 1988, № 4.

Власенко И.Т. Словесное мышление взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990.

Волкова Г.А. особенности общения заикающихся дошкольников // Нервно-психические расстройства у детей. – Л., 1989.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // дефектология. 1983, № 4.

Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. – М., МГУ, 1988.

Голод В.М., Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение детей // Методы выявления нарушений речи у детей / Под ред. Т.А.Власовой и др. – М., 1985.

Гуменная Г.С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи. – М.: Прометей, 1995.

Гуменная Г.С. Развитие мнеситческих процессов у детей, страдающих моторной алалией // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978.

Давидович Л.Р. Характеристика врбально-логического мышления детей с моторной алалией // Расстройства речи и методы их преодоления. – М., 1979.

Жинкин Н.И. Язык. Речь. Интеллект // Недоразвитие речи у дошкольников/Под ред. Р.М.Беловой-Давидович – М., 1972.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Учимся, играя. Екатеринбург, 1998.

Зайцева Л.А., Ястребова А.В. Некоторые аспекты изучения мыслительной деятельности заикающихся школьников // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. – Минск, 1985.

Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.

Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология, 1980, № 2.

Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. – Л., 1999.

Корнев А.Н. нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). – М., Учпедгиз, 1959.

Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Педагогика, 1997.

Лубовский В.И. Словесная регуляция действий у аномальных детей. – М., 1970.

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: МГУ, 1975.

Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс 1998.

Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами диартрий и функциональными дислалиями. // Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи. // Дефектология, 1972, № 5.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – СПб.: Союз, 1997.

Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология, 1988, № 4.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб.: Союз, 1997.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Владос, 1997.

Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.: Наука, 1985.

Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П.Вайзмана. – М., 1992.

Рау Е.Ю. Ситуационный феномен заикание и него преодоление. // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекцуии. – СПб, 1994.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.: ВЛАДОС, 1994.

Сиволапов С.К. Исследование образа-представления предмета как чувственной основы слова у больных // Дефектология, 1980, № 5.

Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология, 1992, № 1.

Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М.: МГПИ, 1985.

Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания у детей с моторной алаией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.

Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1992.

Фониатрия и фонопедия. /Дмитриев Л.Б. Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И.- М.: Медицина, 1990.

Халилова Л.Б. Особенности связной речи учщихся с церебральным параличом.// Особенности умственного и речевого развития учащихся с двигательными нарушениями. – М., 1986.

Хрестоматия по логопедии. Т.I, II / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., Просвещение, 1995.

Чиркина Г.В. Раннее распознавание и коррекция отклонений речевого развития у детей 2-4-х лет // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 1999.


16.Краткий словарь терминов


Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов


Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни.


Высшие психическине функции – сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие пластичность и адаптивность поведения.


Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных, структурных преобразованиях.


Симптом – признак какой-либо болезни.


Синдром - закономерное сочетание признаков, имеющих общий патогенез.


Структура речевого дефекта – совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей.


17.Электронные образовательные ресурсы по дисциплине


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный педагогический университет»

Институт коррекционной педагогики

Утверждено на заседании кафедры логопедии

(протокол № от 200 г.)

Зав.кафедрой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу «Логопсихология»

специальность 050715 «Логопедия»,

на 2008-2009 уч.г.


Рабочую программу осуществляют:

Лекции К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская Практические занятия

К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская

Учебных часов: Лекции – 8

Семинарские –

Практические – 10

Лабораторные –

Зачет –

Экзамен – 7 сем.

Самостоятельная работа студентов 18 часов


Тема и содержание Форма изучения материала Кол-во часов Межпредметные связи
1 2 3 4 5
1. Введение в логопсихологию. Теоретические и методические основы логопсихологияя. История становления науки. Связь с другими науками. ЛК, ПР 2+2 Специальная психология, общая психология, возрастная психология, логопедия, языкознание, психолингвистика, нейролингвистика, нейропсихология

2.


Задачи, принципы и содержание психологического исследования речевых нарушений.


ЛК,ПР


2+2


Логопедия, нейропсихология


3.


Роль речи в психическом развитии ребенка.


ЛК


2



Логопедия, общая психо- логия, возрастная психо- логия, нейропсихология


4.


Характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) у лиц с патологией речи.


ПР


4


Логопедия, общая психо- логия, возрастная психо- логия, нейропсихология, психокоррекция,


5.


Особенности личности и межличностных отношений лиц с речевой патологией.


ЛК,ПР


2+2


Психология личности, возрастная психология, социальная психология, логопедия






Психокоррекция, психопрофилактика, логопедия.


Наглядные ИТСО Основная и дополнительная литература Задания по самостоятельной работе студентов Кол-во часов Формы контроля самостоятельной работы студентов
6 7 8 9 10
1. Видеозаписи

О №3, №26 с.7-20

Д №13 с.5-22


Докажите необходимость взаимосвязанной работы логопеда и психолога.

Составьте схему «Связь логопсихологии с другими науками».


2 Анализ схем
2. Таблица

О №3№4

Д №5


Проанализировав рекомендуемую литературу, раскройте сущность нейропсихологического подхода к изучению речевых нарушений.


2 Фронтальный опрос,
3. Схемы, таблицы

О №4, №12, №13

Д №19


Заполнить таблицу «Влияние речи на формирование видов и свойств познавательных процессов».


2 Анализ таблицы

4. Речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями речи

Оборудование для психокоррекционной работы

О№2 с.162-167,№1, №7 с.45-54, №10 с.14-22, №16,

№19 с.40-46, №23, №24 с.241-258, №25 с.27-35, №27 с.13-20

Д №11 с.48-61 с.224-233, 213-216, №22 с.278-282


Подготовьте сообщения на тему «Состояние ВПФ при различных видах речевой патологии»

Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогических характеристики детей с нарушениями речи, охарактеризуйте состояние ВПФ лиц с различной структурой речевого дефекта.

Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Особенности ВПФ при различных нарушениях речи».

Подберите приемы и материалы для коррекции ВПФ при нарушениях речи.

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.


6

Фронтальный и индивидуальный опрос

Моделирование психо-коррекционного занятия, его анализ

5. Речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями речи

Оборудование для психокоррекционной работы

О №18, №23, №6 с.84-100, №23

Д №11 с.48-61 с.224-233, 213-216, №22 с.278-282


Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Факторы, значимые в механизмах нарушения личности при речевых дефектах».

Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями речи. Охарактеризуйте особенности личности при определенном речевом нарушении

Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с речевым дефектом.

6

Фронтальный опрос

Анализ таблицы

Моделирование психо-коррекционного занятия, его анализ



Подберите приемы и материалы для психотерапевтической работы с лицами, имеющими нарушения речи

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный педагогический университет»

Институт коррекционной педагогики

Утверждено на заседании кафедры логопедии

(протокол № от 200 г.)

Зав.кафедрой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по курсу «Логопсихология»

специальность 050715 «Логопедия» заочное отделение

на 2008-2009 уч.г.

Рабочую программу осуществляют:

Лекции К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская Практические занятия К.пс.н., ст.преп. Е.Ю.Хомутская
Учебных часов: Лекции– 4

Семинарские –

Практические –

Лабораторные – 2

Зачет –

Экзамен – 10 сем.

Самостоятельная работа студентов 30 часов


Тема и содержание Форма изучения материала Кол-во часов Межпредметные связи
1 2 3 4 5
1. Введение в логопсихологию. Роль речи в психическом развитии ребенка. ЛК 2 Специальная психология, общая психология, возрастная психология, патопсихология, логопедия, языковедение, психолингвистика, нейролингвистика, нейропсихология
2. Характеристика высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) у лиц с патологией речи. ПР 2 Логопедия, общая психология, возрастная психология, нейропсихология. Психология личности, возрастная психология, социальная психология, логопедия
3. Особенности личности и межличностных отношений лиц с речевой патологией. ЛК 2 Психология личности, возрастная психология, социальная психология, логопедия

Наглядные ИТСО Основная и дополнительная литература Задания по самостоятельной работе студентов Кол-во часов Формы контроля самостоятельной работы студентов
6 7 8 9 10
1. Видеозаписи. Схема

О №3, №4, №26 с.7-20 , №12, №13

Д №13 с.5-22, №19


Докажите необходимость взаимосвязанной работы логопеда и психолога.

Составьте схему «Связь логопсихологии с другими науками».

Проанализировав рекомендуемую литературу, раскройте сущность нейропсихологического подхода к изучению речевых нарушений.

Заполнить таблицу «Влияние речи на формирование видов и свойств познавательных процессов».

8 Контрольные работы. Фронтальный опрос
2. Схемы, таблицы.

О №19 с.40-46, №24 с.241-258, №25 с.27-35, №2 с.162-167, №7 с.45-54, №10 с.14-22, №27 с.13-20, №18, №23, №6 с.84-100, №23

Д №11 с.48-61

Подготовьте сообщения на тему «Состояние ВПФ при различных видах речевой патологии»

Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогических характеристики детей с нарушениями речи, охарактеризуйте состояние ВПФ лиц с различной структурой речевого дефекта.

Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Особенности ВПФ при различных нарушениях речи».

Подберите приемы и материалы для психотерапевтической работы с лицами, имеющими нарушения речи

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.


12

Контрольные работы.

Фронтальный опрос

3.Материалы психолого-педагогического обследования

О №15 с.88-112

Д №11 с.213-218, №16

Проанализируйте рекомендуемую литературу и заполните таблицу «Факторы, значимые в механизмах нарушения личности при речевых дефектах».

Проанализируйте речевые карты, психолого-педагогические характеристики детей с нарушениями речи. Охарактеризуйте особенности личности при определенном речевом нарушении

Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребёнка с речевым дефектом.

Подберите приемы и материалы для психотерапевтической работы с лицами, имеющими нарушения речи

Составьте конспекты психокоррекционных занятий (с лицами с различными речевыми нарушениями). Разработайте методические рекомендации по применению различных приемов с лицами с различной речевой патологией.


10

Контрольные работы.