Теория и методика профессионального образования

Рефераты по педагогике » Теория и методика профессионального образования
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Институт педагогических исследований
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для аспирантов и соискателей по спе-
циальности 13.00.08 – теория и методика профессио-
нального образования
Челябинск - 2006
2
Содержание
Тема 1. Предмет задачи и основные категории педагогики …………….. 3
Тема 2. Методы педагогического исследования …………………………. 11
Тема 3. Развитие воспитание и формирование личности ……………….. 19
Тема 4. Целостный педагогический процесс ……………………………... 34
Тема 5. Личность как предмет педагогическогоисследования …………. 50
Тема 6. Научная концепция и теоретические основы исследовательско- 58
го подхода к педагогической деятельности ………………………
Тема 7. Гипотеза как элемент концепции научного исследования …….. 68 Тема 8. Педагогический эксперимент как метод научного исследования 76 Тема 9. Система и системный подход в организации и изучение педаго-
83
гических процессов……………………………………….……….
Тема 10. Личностно-ориентированный подход к организации педагоги- 95
ческого процесса и изучению образования личности……….….
Тема 11. Деятельность и деятельностный подход в изучении и органи- 105
зации педагогического процесса ………………………………..
Тема 12. Культура и культурологический подход в изучении и органи- 118
зации педагогического процесса…………………………………
Тема 13. Ценности и ценностный подход в изучении и организации пе- 128
дагогического процесса …………………………………………..
Тема 14. Комплексный подход в изучении и организации педагогиче- 150
ского процесса …………………………………………………….
Тема 15. Педагогический мониторинг……………………………………... 157 Тема 16. Оценка результатов научного исследования …………………… 168 Тема 17. Процесс профессионального образования студентов в вузе как
177
целостная психолого-педагогическая система ………………….
Тема 18. Управление формированием профессиональной направленно- 184
сти личности студента как будущего специалиста……………..
Тема 19. Развитие профессионально-познавательных интересов и моти- 196
вов будущего специалиста ……………………………………….
Тема 20. Управление процессом формирования установки на ценности 207
профессиональной подготовки студентов ………………………
Тема 21. Самообразование преподавателя как рефлексивный процесс…. 216 Тема 22. Воспитание в целостном педагогическом процессе …………… 225
Тема 23. Воспитание базовой культуры личности ……………………….. 241
Тема 24. Педагогические технологии и мастерство учителя ……………. 268 Тема 25. Технология осуществления педагогического процесса……….. 283 Тема 26. Сущность и основные принципы управления образовательны-
300 314
ми системами……………………………………………………….
Тема 27. Организационные формы обучения в вузе ………………………
Тема 28. Педагогическая этика преподавателя вуза……………………… 324
3
А. М. Баскаков
Тема 1. Предмет задачи и основные категории
педагогики
1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика как наука сначала формировалась в рамках философии.
Научные взгляды на воспитание получили отражение в трудах таких извест- ных философов прошлого как Сократ Демокрит Платон Аристотель Квинтилиан в сочинениях педагогов-гуманистов Т. Мора Т. Кампанеллы.
Оформление педагогики как самостоятельной науки большинство ис-
следователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Его выдающийся труд «Великая дидактика»и до сих пор остается замечательным памятником знаменующим рождение науч- ной педагогики. Сформулированные им принципы методы формы обучения и воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научных пе- дагогических систем.
Большое влияние на развитие педагогической мысли оказали труды
английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704) произведения идеолога Великой французской революции Жана Жака Руссо (1712 – 1778) швейцар- ского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 – 1827) немецкого педа- гога и мыслителя Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790 – 1806). Широко известны в научной педагогике труды немецкого ученого Иоганна Фридриха Гербарта (1790 – 1866).
Своеобразно складывалась и развивалась педагогическая мысль в Рос-
сии. Значительное влияние на ее становление оказало революционно- демократическое направление. Его родоначальником явился Н. А. Радищев (1749 – 1802). Он выступил против крепостничества за переустройство об- щества за воспитание гражданина и патриота разносторонне образованного человека. Его идеи в XIX веке активно развивали В. Г. Белинский А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
Большое влияние на становление отечественной педагогики оказали
труды Н. И. Пирогова (1810 – 1881) и Л. Н. Толстого (1828 – 1910).
Особое место среди русских педагогов XIX столетия занимает имя
Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870). Он положил начало развитию педагогики как науки и строил ее на прочном фундаменте многих наук: анатомии физиологии психологии достигших к тому времени значи- тельных успехов в своем развитии.
С широких теоретических позиций К. Д. Ушинский наметил програм-
му прогрессивных преобразований всей системы народного образования России народной школы средних и высших учебных заведений женского и педагогического образования. Им были написаны учебные книги для народ-
4
ной школы считавшиеся лучшими в дореволюционный период; они исполь- зовались и в советской школе в первые годы ее существования.
Благодаря трудам революционных демократов а также прогрессивной
демократической педагогике К. Д. Ушинского и его последователей русская педагогика уже к концу XIX века выдвинулась на одно из первых мест в ми- ровой науке.
Советская педагогика является достойной преемницей прогрессивных
педагогических идей прошлого. Велики заслуги в развитии школы и педаго- гики Н. К. Крупской А. В. Луначарского С. Т. Шацкого П. П. Блонского А. С. Макаренко В. А. Сухомлинского и др.
Если проследить исторический путь развития педагогики то мы уви-
дим что сначала она формировалась как наука о воспитании подрастающего поколения.
Слово «педагогика» происходит от двух греческих слов — «паис» что
означает — ребенок дитя и «аго» – веду воспитываю. Педагогами в Древ- ней Греции называли тех рабов которые водили детей рабовладельцев в школу.
Когда был накоплен и обобщен опыт воспитания подрастающего по-
коления возникла необходимость заниматься и воспитанием взрослых. Так появились отрасли педагогических знаний в зависимости от возраста воспи- туемых их психофизического развития и профиля подготовки. Следует от- метить что каждая отрасль человеческого знания выделяется в отдельную науку лишь тогда когда четко определяется только ей присущий предмет исследования.
Что же является предметом педагогики? Во многих научных работах справедливо отмечается что предмет пе-
дагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс а педагогика – наука о воспитании. Она исследует сущность закономерности тенденции и перспективы развития педагогиче- ского процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и методи- ку его организации совершенствует содержание и создает новые организа- ционные формы методы и приемы педагогической деятельности воспитате- лей и воспитуемых.
Воспитание осуществлялось уже на ранних ступенях развития челове-
чества. Оно возникло и сформировалось в ходе становления человека в ходе развития общества. Общей социальной функцией воспитания является пере- дача от человека к человеку от поколения к поколению норм поведения знаний умений идей — одним словом всего богатства накопленного соци- ального опыта.
Представим себе что общество лишилось воспитания тогда богатей-
ший опыт человечества канул бы в вечность и оно топталось бы на месте открывая вновь давно открытое. Воспитание – это общая и вечная категория. Без воспитания нет общества оно перестает жить и развиваться.
5
ции воспитание в то же время менялось по своим целям и задачам по сво- ему содержанию формам и методам. Эти изменения были неразрывно свя- заны с общественными тенденциями т. е. с отношениями между людьми на различных этапах развития общества.
Каждой общественно-экономической формации присущ как известно
свой способ производства. В зависимости от него появляется необходимость в людях обладающих определенной подготовкой для выполнения своей ро- ли в этом обществе. Для того чтобы подготовить их необходимо воспита- ние которое соответствует потребностям своего времени. Однако эти по- требности удовлетворяются по разному в зависимости от классовой струк- туры общества поэтому воспитание имеет исторический и классовый харак- тер. Оно изменяется вместе с обществом а в классовом обществе становится классовым т. е. подчиняется интересам того класса который стоит у власти.
К основным задачам педагогики относятся:
разработка и обоснование системы основополагающих принципов обучения и воспитания людей разных возрастных групп;
определение содержания обучения и воспитания личности исходя из задач развития государства;
исследование и разработка теоретических основ процесса обучения и воспитания и их практическая реализация;
разработка и внедрение в практику наиболее эффективных форм и ме- тодов обучения и воспитания;
осуществление задач формирования научного мировоззрения нравст- венного трудового эстетического и физического воспитания молоде- жи при оптимальном взаимодействии учебно-воспитательных учреж- дений семьи и общественности;
исследование проблем воспитания и подготовки высококва- лифицированных рабочих и специалистов всех звеньев в профес- сиональной школе для обеспечения потребностей народного хозяй- ства;
разработка учебно-методических материалов (учебных планов про- грамм учебных пособий педагогических рекомендаций) для различ- ных типов учебных заведений. Изучая совместную деятельность педагога и воспитанников педагоги-
ка определяет задачи и функции учителя как центральной и направляющей фигуры педагогического процесса дает ему необходимые знания для ус- пешной практической работы. В то же время педагогика определяет кон- кретные задачи функции и практическую деятельность учащихся студентов в процессе их обучения раскрывает механизм их совместной деятельности с педагогом в учебном заведении и социуме.
6
2. Основные педагогические категории
Каждая наука в том числе и педагогика имеет свои основные понятия
(категории) при помощи которых излагается ее основное содержание. К та- ким основным понятиям в педагогике относятся воспитание образование обучение развитие и формирование.
Под воспитанием в широком педагогическом смысле понимается
организованный целенаправленный процесс осуществляемый под руково- дством специально выделяемых обществом людей – учителей воспитателей включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной специально проводимой воспитательной работы направленный на развитие и формиро- вание личности готовой к активной трудовой и общественной деятельности.
Воспитание в узком смысле слова равнозначно понятию «вос-
питательная работа». Это процесс формирования у человека научных убеж- дений норм нравственного поведения черт воли и характера эстетических вкусов.
С понятием «воспитание» тесно связано понятие «самовоспитание»
под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт качеств и форм поведения. Само- воспитание только тогда эффективно когда оно сочетается с воспитанием личности в коллективе.
Воспитание также тесно связано с понятием «перевоспитание». Пере-
воспитание – это исправление недостатков у личности. Следует иметь в ви- ду что любое воспитание несет в себе элемент перевоспитания.
Другими важными понятиями носящими характер категорий являют-
ся образование и обучение.
Образование – это процесс и результат овладения учащимися систе-
мой научных знаний и познавательных умений и навыков формирования на их основе научного мировоззрения нравственных и других качеств лично- сти развития ее творческих сил и способностей. Ведущую роль в осуществ- лении образования играет систематическое обучение.
Если мы говорим: «Человек имеет среднее образование» — то подра-
зумеваем что он имеет определенную теоретическую подготовку по основам наук соответствующие умения и навыки для активного участия в трудовой и общественной деятельности. Количественно и качественно иной уровень подготовки имеет человек с высшим образованием.
Различают три вида образования: общее обеспечивающее усвоение
учащимися знаний основ наук политехническое «которое знакомит с ос- новными принципами всех процессов производства и одновременно дает ре- бенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех про- изводств»
1 и профессиональное готовящее молодежь к труду по опреде-
ленной специальности.
1 Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Маркс К.
Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т. 16. – С. 198.
7
Образование получают в основном в ходе непосредственного обучения
и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако немаловажную роль в этом процессе играет самообразование когда человек приобретает определенную сумму знаний умений и навыков самостоятель- но.
Обучение– это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и
учащихся в ходе которого осуществляется образование воспитание и разви- тие человека.
Воспитание образование и обучение неразрывно связаны между собой
и являются составными частями единого педагогического процесса обеспе- чивающего решение сложных задач развития человека и формирования его личности.
Отметим что понятия «человек» и «личность» при всем их сходстве не
являются синонимами: человеком рождаются личностью – становятся. Но- ворожденный младенец — дитя человеческое но не личность. Чтобы стать личностью ему нужно многому научиться усвоить социальный опыт занять определенную общественную ступеньку.
Понятие «личность» как отмечает И. Ф. Харламов 1 включает в себя
социальные свойства и качества человека к которым относятся речь созна- ние различные привычки и т. д. делающие его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Указы- вая на это К. Маркс писал что «сущность «особой личности» составляет не ее борода не ее кровь не ее абстрактная физическая природа а ее социаль- ное качество»
2 . К числу важнейших признаков личности психолого-
педагогическая наука относит: разумность ответственность свободу личное достоинство индивидуальность сознательное управление собственным по- ведением и деятельностью общественную активность и твердость взглядов и убеждений активность в труде возрастную и психическую зрелость чело- века и т. д. Вот почему нельзя всех людей без исключения считать лич- ностями. Таким образом понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств.
Нужно помнить что личность пребывает в постоянном изменении
движении развитии и те воспитательные методы воздействия на нее кото- рые были эффективны еще вчера могут оказаться несостоятельными сего- дня а тем более в будущем. Отсюда важнейшие требования к воспитателю: для успешного руководства становлением человеческой личности необходи- мо знать сущность процесса индивидуального развития связь между разви- тием и воспитанием роль среды и наследственности в процессе воспитания их взаимосвязь.
Развитие человека – это прежде всего процесс количественных и ка-
чественных изменений: анатомического строения организма физиологиче-
1 Харламов И. Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа 1990. – С. 60 – 61.
8
ских и психических функций деятельности и поведения.
Анатомические и физиологические изменения относятся к фи-
зическому развитию а его показателями являются рост вес телосложение кровяное давление жизненная емкость легких и др.
К психическому развитию относятся изменения в психических процес-
сах. Это характер и объем внимания и памяти особенности мышления запас слов уровень развития речи и др.
Показателями развития являются также преобладание у человека тех
или иных видов деятельности (игровой учебной трудовой) и характер дея- тельности (целеустремленность плановость осознанность действий их ре- зультативность) в различном возрасте.
Показателем развития является и поведение человека (характер взаи-
моотношений с людьми подчинение общественным правилам поведения способность к коллективным действиям и т. д.).
Все названные выше изменения и характеризуют процесс развития че-
ловека как личности. Следовательно под развитием следует понимать взаи- мосвязанный процесс количественных и качественных изменений которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека в совершенст- вовании его нервной системы и психики а также познавательной и творче- ской деятельности в обогащении его мировоззрения нравственности взгля- дов и убеждений. Формирование как категория педагогики – это резуль- тат развития личности и означает ее становление приобретение ею совокуп- ности устойчивых свойств и качеств под влиянием среды наследственности и воспитания.
Из приведенных определений ведущих понятий (категорий) педагоги-
ки видно что они глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают в друг друга. Поэтому при их характеристике всегда нужно выделять главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.
3. Отрасли педагогической науки
В результате развития науки техники и культуры происходит диффе-
ренциация педагогических знаний. Из педагогики как науки о воспитании подрастающего поколения она выросла в многоплановую науку из которой вычленились ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания (возрастом профессией психофизическими данными и др.) Ос- новные отрасли педагогической науки следующие.
Общая педагогика. Она изучает и формулирует принципы формы и
9
питания теория обучения (дидактика) теория организации и управления в системе образования. Общая педагогика – это основа всех направлений и от- раслей педагогических знаний.
Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей
дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях.
Педагогика школы – наиболее развитая отрасль педагогических зна-
ний исследующая содержание формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях
развития закономерностях обучения и воспитания детей имеющих физиче- ские или психические недостатки.
В зависимости от вида дефектов педагогические знания этой отрасли
подразделяются на: 1) сурдопедагогику исследующую закономерности обу- чения и воспитания глухих глухонемых и тугоухих детей; 2) тифлопедаго- гику изучающую те же вопросы в отношении слепых и слабовидящих детей; 3) олигофренопедагогику изучающую вопросы обучения и воспитания ум- ственно отсталых детей; 4) логопедию разрабатывающую методы преодоле- ния недостатков речи детей.
Важное место в системе педагогических знаний занимает история пе-
дагогики раскрывающая историю развития педагогических идей теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи разных стран и народов.
К отраслям педагогической науки относятся частные или пред-
метные методики.Ими разрабатываются вопросы преподавания конкрет- ных дисциплин в различных типах учебных заведений исходя из общепеда- гогических основ.
Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль
называемая сравнительной педагогикой.
В последние годы успешно развиваются такие отрасли педагогических
знаний как педагогика профессионально-технического образования произ- водственная педагогика педагогика высшей школы педагогика непрерывно- го образования педагогика социально-культурной деятельности и др.
Совокупность отраслей педагогики и образует единую систему педаго-
гических наук.
4. Связь педагогики с другими науками
Педагогика занимаясь изучением вопросов обучения и воспитания че-
ловека решает их не изолированно а в тесной связи с другими науками опираясь на них используя открытые этими науками общие закономерности и конкретные факты. Являясь наукой общественной педагогика тесно связа- на с такими науками как философия этика эстетика психология анатомия и физиология человека социология кибернетика и др. Кратко рассмотрим эти связи.
10
Философия как наука о наиболее общих законах развития природы
человеческого общества и мышления составляет научный фундамент мето- дологическую основу на которой развивается педагогика.
Этика как отрасль философии занимающаяся разработкой проблем
нравственности непосредственно связана с вопросами нравственного воспи- тания. Педагогика опирается в их решении на философское учение о нравст- венности.
Эстетика как известно изучает общие закономерности развития эсте-
тических отношений человека к действительности и искусству и формирова- ние эстетических идеалов. Именно эстетика служит научной основой эстети- ческого воспитания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 35