Общее понятие о дидактике

Рефераты по педагогике » Общее понятие о дидактике

Дидактика — это крупная отрасль педагогики разрабатывающая теорию образования и обучения.

Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии методик частных учебных предметов логики кибернетики-(например программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки у них есть свой предмет.

Предметом дидактики как считают ученые-педагоги выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер М.Н. Скаткин) “связь взаимодействие преподавания и учения их единство” (В.В. Краевский)” а также условия необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)”.

Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения определяет содержание образования дает рекомендации о применении соответствующих форм методов средств и организации обучения.

Теми же вопросами что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики истории биологии и т.д.). Их потому и называют частной дидактикой.

Общая дидактика решает следующие задачи. 1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования то наряду с ней дидактика решает и другую не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учеб-ном процессе и через обучение.

2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?

3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит что дидактика разрабатывает вопрос о формах методах и организации учебной работы.

4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия наглядно-изобразительные звуковые различные технические средства радио- и электронная техника учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания — учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.

5. Дидактика изучает общие законы закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе как уже было сказано формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся индивидуальных особенностей ученика особенностей содержания учебного материала межпредметных связей форм методов и приемов учебной работы.

6. В дидактике также разрабатываются вопросы связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания форм методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания) формальной логикой (воспитание культуры мышления) психологией социологией историей педагогики кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.