Сессия 10. Образование как инновационный ресурс
Особенности инновационного процесса в сфере образования
Горбачева О.В., к. социол. н.; Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казань
Инновационный процесс в сфере образования – это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании – кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.
Одной из особенностей инновационного процесса в сфере образования является полиструктурность. Можно выделить следующие структуры инновационного процесса в образовании: субъектная, уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая, организационная.
Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития образовательной системы. Данная структура учитывает прежде всего ролевое и функциональное соотношение участников на каждом этапе инновационного процесса. Субъектная структура характеризует социальную базу, носителей инновационного процесса, так называемых инноваторов.
Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском уровнях. Инновационная деятельность каждого из уровней оказывает взаимовлияние друг на друга. Чтобы эффект от преобразований был максимальным, они должны осуществляться системно, скоординировано.
Управленческая структура инновационного процесса в образовании представляет взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Новаторам и руководителям необходимо четко осознавать, что инновационная программа как объект управления качественно отличается от учебно-воспитательных процессов и требует других способов реализации управленческих функций. Эффективное управление невозможно без четкого представления об управляемом объекте.
Организационная структура инновационного процесса в образовании, как правило, включает два основных момента. Во-первых, формирование сути инновационной политики на основе анализа и оценки существующих в данном учебном заведении педагогических проблем, которые необходимо решить посредством инноваций. Во-вторых, диагностика показателей функционирования учебного заведения, включающая аттестацию педагогического состава с целью определения его инновационного потенциала и диагностику учащихся с точки зрения их способностей и умений обучаться.
Организация инновационного процесса предполагает учет материально-технических и финансовых возможностей, а также экологических последствий инновационной деятельности. Вряд ли можно считать инновацию эффективной, даже при получении более высокого образовательного уровня, если данный результат был достигнут за счет здоровья учащихся и преподавателей.
Содержательная структура инновационного процесса в образовании подразделяется на следующие основные этапы: обнаружение потребности в инновации и возникновение самой идеи данной инновации; выбор, разработка модели, программы и первое освоение инновации; широкое применение и внедрение инновации; господство инновации, когда данная инновация теряет свою «новизну»; сокращение масштабов применения инновации и ее замена более эффективной новинкой.
Также выделяют такие особенности инновационного процесса в образовании, как: более тесная взаимосвязь с конкретными общественными отношениями, культурой; значительное влияние групповых и личностных качества субъекта и объекта инновационной деятельности; проведение экспериментальной проверки не в лабораторных условиях, а в условиях реального образовательного процесса; отсутствие стадии «изготовления», которая сливается с проектированием, что ускоряет процесс создания инновации; меньшие затраты материальных, финансовых средств; повышение роли субъективного фактора инновационной деятельности и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев: Рад. школа, 1982.
3. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект / Под общ. ред. Ю.Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.
4. Де Калувэ Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. Калуга: Калужский институт социологии, 1986.
5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск: Наука, 1989.
6. Орлова Т.В. Развитие инновационного процесса в школе: проблемы, состояние, прогноз. М.: МПТУ, 1995.
Другие работы по теме:
Государственная инновационная политика в переходный период
РЕФЕРАТ на тему: «Государственная инновационная политика в переходный период» Ставрополь 2001 Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться на ряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающие условия для такой экономии.
Инновации в экономике
Известно, что инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Формирование рынка венчурного капитала
Данный доклад открывает серию материалов о формировании рынка венчурного капитала в России, а так же о возможной роли венчурного капитала в развитии инновационного бизнеса. Затронем вопрос о роли государства в развитии рынка венчурного капитала.
Государственная инновационная политика в переходный период
РЕФЕРАТ на тему: «Государственная инновационная политика в переходный период» Ставрополь 2001 Прежде всего необходимо ответить на вопрос: «Что же такое инновация?» Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться на ряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающие условия для такой экономии.
Индустриальное развитие
Введение. Наша Республика расположена в самом сердце центральной Азии. Казахстан славится богатыми природными ресурсами и огромным экономическим потенциалом. Сколько богатств содержат наши земли: богатые недра, водные энергетические ресурсы, знаменитый Байконур, стратегические магистрали, гиганты индустрии, гигантские посевные площади и пастбища, которые могут прокормить не только наш народ.
Социальные инновации в организации
Исследовательская работа по теме «Социальные инновации в организации». Подготовил студентка Группы ДНМ-401 Зайцева А.А. Моско́вский госуда́рственный университе́т и́мени М. В. Ломоно́сова
1. Введение в антикризисное управление
Проблемы антикризисного управления. Понятие антикризисного управления. Содержание процесса антикризисного управления. Функции антикризисного управления. Особенности системного подхода в антикризисном управлении. Модель процесса антикризисного управления. Системная концепция антикризисного управления
Инновационный менеджмент 18
Инновационный менеджмент - представляет собой одно из направлений стратегического менеджмента, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Целью инновационного менеджмента является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании.
Стадии инновационного процесса
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Контрольная работа По предмету: Инновационный менеджмент На тему: Стадии инновационного процесса. Выполнил студент заочного отделения
Инновационный менеджмент 25
Инновационный менеджмент План Введение Глава 1 Инновации и инновационная деятельность Сущность инновации и инновационная деятельность Инновационный процесс и его основные направления
Этапы формирования инновационной идеи
Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".
Малое предпринимательство в сфере инноваций
Процесс инновационного менеджмента. Рассмотрение малых предприятий, как субъектов инновационной деятельности, которые ориентированы на производство и внедрение инноваций в сравнении с аналогичными крупными предприятиями на мировом рынке новых товаров.
Инновационная деятельность
Понятие и назначение инновационной деятельности. Характеристика и основные цели деятельности бизнес-инкубаторов, их нормативно-правовое обоснование и место в современном предпринимательстве. Матричные организационные структуры инновационных организаций.
Организация инновационного менеджмента 3
Фабрикантова Наталья Магистратура 2 курс, 2 г.о. Менеджмент Организация инновационного менеджмента A potential ad actum (лат.) – от возможного к действительному.
Первые шаги в оптимизации инновационной деятельности ИТ-службы
Декомпозиция инновационной деятельности ИТ-отдела. Место инновационной деятельности в общей массе работ службы информационных технологий. Этапы процесса планирования предстоящей разработки и способа её внедрения. Условия разработки и характер объекта.
Производственные критерии оценки проекта
Основные задачи оценки инновационного проекта, собирание и анализ сведений о перспективности управленческих решений, организованных в проект. Оценка экономической эффективности проекта, рисков, внешних условий. Критерии оценки инновационного проекта.
Эволюцию моделей инновационного процесса
ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Т.Ф.Гареев, Академия управления «ТИСБИ» Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием «инновационного процесса». Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент.
Инновационная индустриализация Казахстана
Индустриализация – процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием производства в экономике. Так звучит классическое определение понятия «индустриализация». Сегодня в свете сложившихся экономических тенденций, активной интеграции Казахстана в мировое экономическое сообщество и сопутствующего ей глобального экономического кризиса появилось совершенно новое понятие как «инновационная индустриализация», то есть преобразование народного хозяйства на основе промышленного производства с внедрением и использованием новых технологий и ноу-хау.
Процесс управления инновациями
Воздействие на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.
Формирование инновационных систем управления производством
Формирование инновационных систем управления производством 1. Инновационная модель системы управления предприятием Формирование инновационных систем управления предприятиями предполагает учет основных требований. Основные структурные характеристики инновационной системы управления (ее элементы и подсистемы) приведены в табл. 7.1.
Формирование инновационных систем управления производством
Инновационная модель системы управления предприятием, принципы и основные этапы ее разработки. Структурные характеристики инновационных систем управления производством. Разнообразные формы и направления деятельности по совершенствованию управления.
Особенности рынка инновационных технологий
Содержание Особенности рынка инновационных технологий………………………………3 Введение……………………………………………………………………………….…….3 Субъекты инновационной деятельности……………………………………….…...4