Система высшего образования во Франции

Рефераты по педагогике » Система высшего образования во Франции

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Выполнила:

студентка 2-го курса

9 БУСМ группы

Тарасик Татьяна Николаевна


Минск БГТУ 2010г.

Содержание

Введение

Общее университетское образование

Профессиональное обучение

Короткий цикл технического образования

Сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.)

Диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.)

Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности

Образование позволяющее осуществление профессиональной деятельности

Широкий спектр специальностей во всех профессиональных сферах

Прием студентов получивших разное образование

Методика преподавания отвечающая требованиям профессиональной подготовки

Степень Мастер в профессиональной деятельности

Профессионализированные университетские институты (П.У.И.)

Классы подготовки к учебе в Высших школах (подготовительные классы)

Экономические и коммерческие подготовительные классы

Гуманитарные подготовительные классы

Научные подготовительные классы

Высшие школы

Высшие нормальные школы (ВНШ)

Школы инженеров

Школы торговли и управления

Ветеринарные школы

Институты политических наук (ИПН)

Специализированные школы

Школы подготовки вспомогательного медсостава

Школы социального сектора

Школы архитектуры

Школы искусств музыки танца...

Список литературы


Введение

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий и считается одной из самых передовых в мире. Основная ее особенность — преобладание государственных учебных заведений. Обучение во Франции бесплатно для всех включая иностранцев (правда университеты взимают со студентов номинальную плату). Еще одна особенность — это практически одинаковое качество обучения как в столице так и в провинции.

Число школьников и студентов во Франции превышает 15 млн. человек и составляет четверть населения страны. В стране около 7 тыс. коллежей 2600 лицеев. На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета. Система образования — крупнейший работодатель Франции: в ней занято более половины государственных служащих.

Высшее образование во Франции имеет ярко выраженную национальную специфику. В этой стране своя система дипломов и ученых степеней особое деление на циклы и особое отношение к дипломам государственных учебных заведений: они как правило котируются гораздо выше чем дипломы частных школ и университетов.

Система французского высшего образования предлагает возможность получения общей и профессиональной подготовки главным образом в университетах а также в многочисленных специализированных школах и специфических учреждениях образования вне университетов. Если учеба в университете вписывается в европейскую организационную схему обучения вокруг трех основных уровней (степень Лисанс степень Мастер степень Доктора) существуют также другие уровни в зависимости от особенностей обучения в профессиональной сфере.

Независимо от 92 университетов получение высшего образования обеспечивается также в других учреждениях таких как школы инженеров коммерческие школы или специализированные школы (школы подготовки вспомогательного медсостава школы искусств и культуры школы архитектуры школы социального сектора). Если большинство образовательных программ распределены в учреждениях подчиняющихся министерству ответственному за образование (министерство народного образования высшего образования и научных исследований) многочисленные специализированные программы профессиональной подготовки относятся к другим ведомствам.

В 2004-2005 во всех областях обучения из 2 3 миллионов студентов (среди которых более 11 % иностранных студентов) 79 % проходили обучение в учреждениях относящихся к министерству народного образования высшего образования и научных исследований.

1. Общее университетское образование

Во Франции первая степень высшего образования - степень бакалавра (диплом который выдается по окончании среднего образования): он позволяет продолжить обучение в университете. Получение общего университетского образования организовано в циклы по европейской схеме организации обучения которая предусматривает три итоговых уровня: степень Лисанс степень Мастер степень Доктора (ЛМД).

Организация обучения в университете характеризуется: • архитектурой трех уровней (или "степеней") ЛМД предполагающей существование трех итоговых уровней степени Лисанс (Л1 Л2 Л3) с обучением на протяжении 6 семестров степени Мастер (М1 М2) с обучением на протяжении 4 семестров и степени Доктора для которой работа над диссертацией ведется на протяжении 6 семестров; • разделением занятий по семестрам (с прохождением испытаний подтверждающих владение полученными знаниями в конце каждого семестра) и обучением разделенным на единицы (ЕО) при этом единицы обучения могут соответствовать различным предметам либо объединять несколько предметов и подразделяются на основные (или обязательные) ЕО второстепенные (или факультативные) ЕО и свободные ЕО; • организацией по "областям знаний" (объединяющим несколько дисциплин) "специализациям" (позволяющим идентифицировать главное направление образования) и "специальностям" (подчеркивающим некоторые особенности специализаций и уточняющим компетенцию приобретенную студентом за время обучения). Данный тип организации определяет новую классификацию дипломов; • подтверждение полученных знаний с помощью "кредитов": по окончании каждого триместра студенту в зависимости от полученных результатов присваивается некоторое количество кредитов (или ETCS «Европейская Система Перевода Кредитов»); "кредит" является новой единицей измерения знаний и компетенций приобретенных студентом; курсы лекций подтверждаемые сдачей экзаменов практические занятия курсовые работы стажировки рефераты проекты... кредиты применяются ко всем формам обучения; все кредиты (ETCS) являются переводными в Европейском пространстве и накапливаются пожизненно; каждому уровню (или степени) соответствует точный уровень количества кредитов (или ETCS).

Данной новой организации соответствуют три университетские степени:

• "L" т.е. степень Лисанс; степень Лисанс присваивается по окончании шести семестров (или 3 лет: Л1 Л2 Л3) высшего образования и после присуждения 180 "кредитов" ETCS (т.е. 30 кредитов за семестр); существует два типа степени Лисанс: степень Лисанс общего университетского образования организованная вокруг "областей знаний" (право экономика науки и технологии литература гуманитарные науки искусства...) затем в зависимости от специализаций и специальностей выбор которых уточняется в конце 3-го триместра получение данной степени является допуском к степени Мастер; степень Лисанс в области профессионального образования в зависимости от специализаций в многочисленных профессиональных сферах являющаяся прямым допуском к профессиональной деятельности.

• « M » т.е. степень Мастер; она присваивается по окончании четырех семестров (или 2 лет: M1 M2) и после присуждения 120 дополнительных "кредитов " (в общей сложности с лисанс: 300 кредитов); на начальном этапе учебного цикла Мастер студент выбирает в своей области специализацию; специализации могут соотноситься с одной дисциплиной с совокупностью дисциплин или с областью профессиональной деятельности; данная степень оканчивает профессиональный цикл с присуждением диплома профессионального образования для вхождения в активную профессиональную деятельность или имеет целью научную деятельность с присуждением диплома Мастер в области научных исследований с последующим продолжением образования с целью получения степени доктора; выбор ориентации обучения в цикле Мастер делается в различные моменты образовательного курса в зависимости от университетов.

• « D » т.е. степень Доктора; данная степень является доступной после получения степени Мастер в области научных исследований она предусматривает подготовку в течение минимум 6 семестров (3 лет) и подтверждается наличием общей суммы в 480 кредитов приобретенных на протяжении всего срока обучения; в программу включены оригинальные исследовательские работы осуществляемые при научно-исследовательских лабораториях университетов; помимо исследовательской деятельности и написания диссертационного исследования "докторанты " проходят обучение в докторантуре.

Общие школы докторов относящиеся к учреждениям высшего образования объединяют научно-исследовательские коллективы которые обеспечивают процесс обучения и профессиональное будущее докторантов. Они предлагают будущему доктору научную поддержку высокого уровня а также подготовку к профессиональной деятельности. Связи с научно-исследовательской деятельностью лабораторий процедура набора докторантов и политика финансирования исследований потенциал научной поддержки и политика образования партнерские отношения с социально-экономическим сектором и стимулирование к подвижности и европейской и международной открытости - вот основные преимущества школ докторов.

Высшее образование во Франции доступно только при наличии степени бакалавра.

Система высшего образования во Франции подразделяется на два сектора: собственно университетский и сектор высших школ (Grandes Ecoles) в который входят знаменитые высшие учебные заведения готовящие большую часть администраторов промышленной и технической элиты Франции. С момента создания эти школы завоевали особый статус и престиж. Среди них можно назвать HEC (e’cole des hautes e’tudes commerciales) ESSEC (e’cole supe’rieure des sciences e’conomique et commerciales); e’coles supe’rieures de commerce (в Париже и Лионе); 18 ESCAE (e’coles supe’rieures de commerce et d'administration des entreprises); 17 e’coles et Instituts de sciences commerciales. В высшие школы принимается ограниченное количество студентов это как правило бакалавры успешно завершившие обучение в средней школе (baccalaureat). Некоторые высшие школы — частные. Наличие диплома высшей школы открывает перспективы блестящей карьеры.

Французские университеты являются высшими учебными заведениями автономными прежде всего в плане административного управления научных программ форм учебной и педагогической работы. Всего здесь 79 университетов. Большинство французских университетов многопрофильны но некоторые из них ограничиваются углубленным изучением двух-трех специальностей как например университет Paris II (право и экономика).

Французская система образования имеет два типа обучения по степени его продолжительности: «короткий» (les formations courtes) и «длинный» (les formations longes) цикл.

«Короткий» цикл высшего образования длится обычно два года и пользуется спросом в обществе так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Обычно школа выбирает своих будущих студентов исходя из конкурса досье так как кандидатов на место больше чем имеющихся вакансий.

Имеются следующие виды дипломов «короткого» цикла (Formations courtes a vocation professionnelle): DUT DEUST BTS Licence professionnelle.

Студент может выбирать между различными типами краткосрочного образования для наиболее быстрого получения профессиональных навыков за 2 года. Цель данного обучения — в кратчайшие сроки начать профессиональную деятельность. Образование в данном случае — специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи электроника экономика научные дисциплины и т.д.

Данное образование можно получить в университете: студент получает в этом случае университетский технологический диплом (Diplome universitaire de technologie (DUT) или университетский диплом высшего технического образования (Diplome d'etudes universitaires scientifiques et techniques (DEUST). Этот же уровень образования можно получить в отделениях высшего технического образования (Sections de techniciens superieurs (STS) в лицеях и некоторых частных учебных заведениях. STS дают право получения свидетельства о высшем техническом образовании (Brevet de technicien superieur (BTS).

Образование в этом направлении может быть продлена на 1 или 2 дополнительных года для получения дополнительной специализации (specialisation supplementaire) либо переходом на длительный цикл обучения. Получившие диплом DUT обычно более часто выбирают продолжение обучения чем владельцы диплома BTS который обычно получают для того чтобы сразу начать работать по специальности. Имеющие дипломы IUT готовятся к получению профессиональной лицензии (licence professionnelle) или национального специализированного технологического диплома (Diplome national de technologie specialisee (DNTS).

Высшее образование «длинного» цикла. Университеты являются единственными учреждениями которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты просто не поступившие в другие школы.

Более половины бакалавров поступают университет но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения.

Возможно поступление в университет и без наличия степени бакалавра путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU) но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов имеющих большой стаж практической работы.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres) в которой обучаются три года.

Третий цикл делится на два филиала:

DESS (диплом высшего специализированного образования) который является профессиональным дипломом подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.

После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these) минимально в течение двух лет.

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах) при этом университет обеспечивает теоретическое обучение а больница — практические навыки.

Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен и только сдавшие его могут продолжать обучение.

После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения или получить диплом по «общей медицине» по конкурсу после двух лет обучения.

Как проходит обучение в вузах?

Во французских вузах различают два вида учебных занятий:

  Лекционные занятия (cours magistraux) обычно проходят в больших аудиториях (амфитеатрах) расчитанных на 100-1000 мест. Преподаватель читает лекцию студенты делают заметки. По окончании лекции иногда можно получить распечатанную копию его лекции которая будет полезна для подготовки к экзаменам.

  Лабораторные занятия (travaux diriges) в отличие от лекций проходят в небольших группах. Их цель - применение на практике и углубление полученных на лекциях теоретических знаний.

В последнее время в университетах учебные курсы объединяются в т.н. "модули" (modules) которые формируются на основе схожести или совместимости. Итоговый диплом может содержать определённое количество модулей причём одни из них обязательны а некоторые - факультативны.

Академический год

Учебный год во французских вузах начинается с сентября или октября и заканчивается в мае-июне в зависимости от программ и уровней обучения.

Студенческие университетские каникулы:

зимние: как правило в декабре-январе (на Рождество и Новый год) и 2 недели в феврале весенние: как правило 2 недели в конце марта - начале апреля (Пасхальные каникулы)
летние: июль и август.

Оценка знаний

Качество полученных студентами знаний оценивается двумя способами: текущими контрольными работами по каждой изучаемой дисциплине (controle continu)   экзаменами 2 раза в год в течение нескольких дней (examens).


2. Профессиональное обучение 2.1. Короткий цикл технического образования

Целью короткого цикла технического образования является подготовка инженеров которые смогут осуществлять профессиональную деятельность в промышленной или сельскохозяйственной сфере или служащих высокого уровня которые смогут работать в непроизводственной сфере и сфере услуг (торговля туризм транспорт бытовые услуги). Существует два типа обучения ведущие к двум различным дипломам: сертификата о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.) и диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.).

2.1.1. Сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.).

Подготовка к сдаче экзаменов на получение сертификата о высшем техническом образовании производится в отделениях высшего технического образования в лицеях в центрах подготовки подмастерий (Ц.П.П.) в профтехучилищах или в учреждениях дистанционного образования. Данный тип образования доступен после получения степени бакалавра или его эквивалента и представляет собой специализированное образование. Оно сопровождается одной или несколькими стажировками на предприятиях. Оно позволяет получить диплом профессионального обучения за два года. Занятия могут осуществляться: в форме начального образования при полном рабочем дне сроком 2 года; в форме производственного обучения; в форме непрерывного обучения.

В начале 2006 учебного года насчитывалось 88 различных специальностей сертификата о высшем техническом образовании распределенных в четырех секторах: промышленном; обслуживания; медработников без медицинского образования; прикладных искусств.

Обладатели сертификата о высшем техническом образовании могут: • заниматься профессиональной деятельностью поскольку сертификат о высшем техническом образовании позволяет выполнять задачи по руководству в качестве помощника инженера или начальника отдела; • продолжить обучение при условии прохождения процедуры отбора (изучение личного дела экзамен собеседование) позволяющей получить допуск в некоторые школы инженеров приобрести эквивалент 1-го года общеуниверситетского курса чтобы продолжить обучение в университете перейти к циклу обучения лисанс в области профессиональной деятельности в сфере совместимой со сферой полученного диплома или быть допущенным к учебе в профессиональном университетском институте (П.У.И.);

Страницы: 1 2 3