Особенная стать и формула России

Рефераты по политологии » Особенная стать и формула России

Этническое и анатомическое недоразумение?

В 1830 году был получен окончательный вывод подводящий итог многовековым сомнениям и исследованиям вопроса - первого из трех основных (фундаментальных) вопросов россиеведения:

1) каковы отношения классов (множеств) Россия (R) Европа (E) и Азия (A)

2) существует ли специфика (особенность) России

3) если она существует то какова ее суть?

Вывод ошеломляет до сих пор: R ? E = 0 (пересечение классов Россия и Европа есть пустое множество). Пушкин предвидя ошеломление настаивает на своей формуле вразумляя современников и потомков на русском языке: "Поймите же Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; история ее требует другой мысли другой формулы".

К выводу что имеющиеся в европейской науке общие для европейских стран методы моделирования ("мысли" "формулы" и т.д.) не адекватны России поскольку она обладает не выявленной пока особенностью (спецификой самобытностью "особенной статью"...) пришел и один из сильнейших русских геополитиков дипломат Тютчев (Умом Россию не понять). Хотя в России уже был математик (Лобачевский) физик и геохимик (Ленц) группа географов (главной науки того времени) мирового уровня в целом российская наука не была еще готова заниматься сложными системами и ее функцию в культурологических и социологических исследованиях исполняла (более чем успешно) русская литература. Делая при этом попутно выдающиеся открытия например - пушкинский язык очаровательных множеств (Пушкин как математик рассмотрен Гоголем) опередивший на 130 лет открытие менее глубокого языка размытых (нечетких диффузных) множеств сделанное американцем Заде и признанное существенным достижением в математике.

Ни у Пушкина ни у Тютчева нет напрашивающегося из их вывода утверждения R? A на котором настаивал и настаивает Запад с той же твердостью и даже в тех же выражениях что и у Пушкина адекватно отражающих и напряженность споров и трудность восприятия получающихся выводов и призыв к думающим людям подумать и понять ("Поймите же..."):

"Поймите меня правильно: всякий русский - милейший человек покуда не напьется. Как азиат он очарователен. И лишь когда настаивает чтобы к русским относились не как к самым западным из восточных народов а напротив как к самому восточному из западных превращается в этническое недоразумение с которым право нелегко иметь дело" (Редьярд Киплинг "Бывший")

Общеизвестен ученый который никак не мог бы покрыть свое великое имя позором неспособности решать такие школьно-примитивные логические задачи имея на руках все достаточные посылки - это Д.И.М леев. Он же и ответил в 1905 г. на третий простой фундаментальный вопрос - коренная особенность России состоит в том что это пограничная симбиотическая евразийская цивилизация: "Страна-то ведь наша особая стоящая между молотом Европы и наковальней Азии". "В России народов разного происхождения даже различных рас скопилось немалое количество. Оно так и должно быть вследствие того срединного положения которое Россия занимает меж Западной Европой и Азией как раз на пути великого переселения народов определившего всю современную судьбу Европы... и самое появление в великой европейской равнине славянской отрасли индоевропейцев. Послужив главным путем великого переселения народов Россия содержит осевшие на местах их остатки. К Африке Россия не касается непосредственно и черная раса не бродила по нашим степям..." "Мы русские взятые в целом благодаря бога кичливости чужды".

В общем дальше книгу можно было бы не писать: вся основа высказана почти сто лет назад. Если бы не глупость умело эксплуатируемая негодяями. Если бы не закон Пушкина-Маркса - закон переворотов (перестроек реформаций революций). Марксова общая теорема: "Теперь мы знаем какую роль в революциях играет глупость умело эксплуатируемая негодяями". Пушкинская специальная теорема: "Не приведи бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те которые замышляют у нас невозможные перевороты или молоды и не знают нашего народа или уж люди жестокосердные коим чужая головушка полушка да и своя шейка копейка".

Когда в воздухе начинает пахнуть русским бунтом и у "негодяев" начинает ныть шейка они начинают маскироваться под "глупость" (далее оба термина используем как научные безэтичные). Например Джеффри Сакс: "Мы положили больного (то есть Россию) на операционный стол вскрыли ему грудную клетку но у него оказалась другая анатомия". Бурбулис в 1992 г не мог не похвалиться что больного они положили на операционный стол против его воли (какая там статья УК медики?).

Пограничная евразийская геоподоснова России обусловливает фундаментальную культурологическую особенность России ("другую анатомию" о которой известно более ста лет): это естественное ("традиционное" в отличие от искусственного западного - "гражданского") пограничное общество. Первым об этом сказал по видимому Хомяков а обсудил - Маркс: ("скорее похоже на явление природы чем на дело рук человеческих") с соответственными антропологией и мировоззрением (картиной мира) из которых в свою очередь вытекают образ жизни тип хозяйствования ("экономики") и надстроечные конструкции России.

Целые научные направления объединяемые общим названием "геодетерминизм" исходят даже из представлений о предопределенности истории и судьбы страны и народа их географией даже геологией. Эти яды издавна начиная с первых достоверно известных геодетерминистов Платона и Аристотеля периодически то выходят на передний план (а то и доминируют как у Монтескье и Бокля) то профанируются дискредитируются и уходят в подполье. Они были популярны в начале века благодаря работам австро-германской школы землеведения и антропогеографии (Зюсса Ратцеля Риттера) а также парижского коммунара Реклю. Их в определенной степени придерживались и три гения русской науки: Менделеев В.И.Вернадский и И.П.Павлов что не может не вызывать интереса. В.И.Вернадский задумывался особенно в 1917-1919 годы над геоподосновой вспышек народных волнений и смут примеряя к ним концепцию живого вещества толчком к созданию которой послужило наблюдение В.И.Вернадским вспышки и нашествия полчища саранчи. И.П.Павлов в этом шел очень далеко и считал что "вся жизнь от простейших до сложнейших организмов включая конечно и человека есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды. Придет время - пусть отдаленное - когда математический анализ опираясь на естественно-научный охватит величественными формулами уравнений все эти уравновешивания включая в них наконец и самого себя".

А.Чижевский писал об астрофизических периодически действующих факторах исторического процесса (правда не вполне убедительно по естественнонаучным меркам) и отмечал что попытки идентифицировать периодичности культур предпринимались в истории мир науки неоднократно начиная с Дж.Вико (1726 г) продолжаясь у Оттокара Лоренца (1886) и кончая О.Шпенглером (1920 г). Эти идеи совмещенные с библейскими откровениями входили в склад мышления людей начала века и находили отражение в художественной литературе. Сейчас мы эти "странные" строчки пропускаем при чтении - что за мистика?! Например у Михаила Булгакова в "Белой гвардии" о "боевом 18-м годе".

Одними из сильнейших в истории науки геодетерминистами были Питирим Сорокин и Солоневич. Вот как например формулировалась Иваном Солоневичем геоподоснова таких сложных и в значительной степени мистическо-духовных понятий как "свобода" "безопасность" "богатство" "сила власти" и "сила государства" сравнительно - в России и США:

"Американская свобода как и американское богатство определяются американской географией - наша свобода и наше богатство ограничены русской географией. Безопасность США гарантирована океанами и проливами а русская может быть гарантирована только воинской повинностью - первой из "несвобод". Так наша география диктует необходимость сильной власти сильного государства - и от этого нам никуда не уйти".

Если с геоподосновой сравнительной безопасности России и США люди еще могут соглашаться то с геоподосновой ограниченности нашего богатства они обычно не согласны (возможно потому что у старшего поколения в школе уроки географии заменялись математикой и физикой а у новейшего поколения - гомо- и гетеросексуальным просвещением). Напомним что наш биоклиматический потенциал понижен в 2-3 раза и наш климат обусловливает в 1 5 - 2 раза повышенную энергоемкость любых производств и самого жизнеобеспечения что сразу же вместе с сухопутными и морскими пространственно-ледово-транспортными условиями дает широкие и вполне обоснованные возможности спекуляциям на нерентабельности (в ее европонимании) наших производств и самой нашей жизни. Да Россия лежит в так называемой зоне "неблагоприятной для жизни" частично - в зоне "невозможного земледелия" а частично - "рискованного земледелия". Она сплющена между зоной вечной мерзлоты занимающей половину ее территории и самыми северными в мире пустынями. И при этом половина болот мира - у нас. Границы России почти точно намечены на школьных картах границами плавучих льдов (исключение - безледные Кольский и Курилы которых мир и не признает русскими и при любой возможности пытается оккупировать). Ледовая граница южного снежно-ледового окончания Северного Ледовитого океана (к литораль) как у Аляски и Гренландии - вот что такое Россия только в отличие от них она не омывается теплыми течениями и этим Россия больше похожа на Антарктиду вместе с которой она и является обладательницей полюсов холода. Какова рентабельность производств и богатство человеческой жизни в Антарктиде? Принцип хозяйствования и жизни в существенно неблагоприятных для нее зонах - семейный общинный и солидарный т.е. противоположный "рыночному" : производить не для прибыли а для потребления и выживания и жить по средствам со всей защищенностью но и со всеми неудобствами и несвободами "домостроевщиной" (т.е. экологично Эйкос - дом) какие бывают в семье и какие бесят безответственных инфантилов - тех чья конституция и энергетика как запрограммировано за миллион лет эволюции вида уже требуют тяжелых физических нагрузок лишение которых вместе с гормональной гиперактивностью и с самым стрессогенным фактором - скукой вводит в страстное состояние сужает сознание и начисто поражает психику. В отличие от рынка внутри семьи понятие рентабельности как и понятие свободы не имеет смысла как на рынке не имеют смысла понятия совести и справедливости (наш человек проголосовав за рынок продолжает апеллировать к ним - это расщепление ("шизо") сознания и души ("френо")) а общее там и там понятие любви имеет совершенно разный смысл (рынок любви у нас развернулся первым). На солидарном семейно-общинном принципе построена вся российская цивилизация в отличие от запада .

И что же? Русский опыт показал что семейно-общинный принцип жизнеустройства может делать не только рентабельной но и "богатой" (в достатке) жизнь даже в "почти Антарктиде". Так устроившаяся среди льдов Белого моря на приполярном архипелаге Соловецкая религиозно-хозяйственная общинная система (включавшая монастырскую иноческую братию скиты пустыни и промысловые пристанища) славилась в дореволюционной России как пишет В.О.Ключевский богатством не только духовным что общеизвестно но и материальным. Правда это одна из тех особых точек Земли как отмечает Скопин В.В. где в казалось бы невозможных окружающих условиях и 4 тысячи лет назад процветала первобытная община (неолитическая). Так кто ж заставляет обустраиваться в "антиточках" (геопатогенных зонах)?

Геодетерминистские взгляды на судьбу России достигли "пика" в 1920-е годы у евразийцев и после них быстро ушли в подполье на полвека. Начавшееся в 1960-е годы их возрождение не было связано с немецким возрождением в 1955 г (геофизик В.Фрич геолог И.Вальтер медик И.Копп) концепции геопатогенных зон врачей Г.фон Поля и Олдриха Юризека (чех) 1930-х гг). Оно шло в рамках лимологии (ушедшая в подполье не только в СССР а во всем западном мире возглавляемая В.Вернадским наука о границах и пограничных явлениях limes - граница) в 1970-е годы оно было связано с этногеографическими концепциями Л.Н.Гумилева продолжено неоевразийцами в 1990-е годы и ими же совместно с геополитиками начата их профанация.

Отбрасывая нелепые и сомнительные элементы геодетерминистских построений (особенно в "геополитике") мы находим немало вполне обоснованных и логичных причинных связей между географическими и геологическими условиями (геоподосновой) формирования страны (народа) и историческим процессом при всем различии его понимания. В разные времена и в разных обществах исторический процесс рассматривают по-разному. В теократических государствах его практически сводят к истории религии в монархиях и военно-феодальных обществах - к истории царей и войн в "пролетарском" государстве - к истории восстаний развития производительных сил классовой борьбы и смены формаций и т.д. Но есть общий знаменатель этих различных проявлений исторического процесса - культура. Уже в 1920-е годы когда концепции экологии Э.Геккеля (1866) еще не получили широкого распространения а понятие экосистема (Тэнсли 1930) еще не появилось евразийцы поняли и сформулировали экологический принцип истории культуры и безопасности в основе которого лежат разнообразие (ныне более или менее осознанное благодаря экологическому просвещению) сукцессия (последовательная естественная смена естественных культур) и "неумолимая" цикличность (обусловленная в конечном счете универсальностью вращательных движений в космосе).

Начало этому взгляду (как и всей русской науке) положил Ломоносов: "Начинаются народы когда другие рассыпаются: одного разрушение дает происхождение другому". А вот как этот принцип сформулировал выдающийся лингвист и культуролог евразиец князь Н.Трубецкой:

"История человечества есть история смены различных типов культур... Последовательность зарождения расцвета и упадка культур всюду может быть установлена. Это отнюдь еще не значит как это многие ошибочно делают что можно приравнять культуру к организму. Значит это только что существует ряд циклических процессов объемлющих культурно-исторические процессы с одной стороны и органические - с другой. Есть некая неумолимость в самом ходе циклических процессов... Жизнь органическая и жизнь человечества (в плане культурно-историческом) продолжается всегда лишь в творчестве нового организма или другого культурно-исторического типа отличного от уже существующих. Поэтому установление единой культуры и отсутствие разнообразия и возможности зарождения новых культур явилось бы смертью для человечества... При таких условиях мировой масштаб европейской цивилизации составляет величайшую опасность для всего человечества. Надо твердо и о определенно помнить что все попытки обновления и спасения ни к чему не приведут доколе не будет осознано что Европа не есть человечество и что европейская цивилизация не абсолютна".

Евроцивилизация уже уничтожила своеобразные адекватные своей географической и этнокультурной окружающей среде цивилизации и культуры народов половины мира: двух из четырех остальных населенных континентов - Америки и Австралии хотя их разделяли труднопреодолимые океаны. Однако она пока не смогла преодолеть пятый снежно-ледовитый океан заслонивший древние цивилизации Азии как 800 лет назад не смогли преодолеть его наоборот азиатские покорители вселенной также стремившиеся установить единый свой новый мировой порядок. Этот ледовито-снежный океан называемый Россией имеет странное свойство: чем больше на него наседают полчища покорителей вселенной придавливая землю тем больше он в конце концов разливается весной и затопляет их земли. Невольно он исполняет особую биосферно-ноосферную функцию гаранта социо-культурного разнообразия мира - основы его устойчивости и существования.

В культурологии Россия и относится к сравнительно редкому классу - к так называемым пограничным культурам и цивилизациям. Пограничные культуры (российская или иберо-латиноамериканская например) занимают особое место во всемирно-историческом процессе. Этим названием обозначаются "целостные общности исторически сформировавшиеся на рубежах стыках между христианским исламским буддистским и языческим мирами и включающие в себя (в различных комбинациях) многие их элементы". Пограничные культуры - как правило полиэтнические общности которые естественноисторически сформировались и прошли отбор на протяжении столетий или тысячи лет в результате мирных и кровавых взаимодействий сосуществования союза соединения или даже синтеза как близкородственных так и разнородных культур. В культурологии все такие объединения все пограничные культуры и цивилизации называют симбиозом то неточность. Синтетические культуры например русская - высшая целостность исходные элементы которой не только не вычленимы в ней но и просматриваются с трудом. В симбиозных же культурах например российской или советской симбиоты очевидны и в принципе не только могут быть вычленены но и могут раздельно просуществовать то или иное правда сравнительно небольшое реальное время.

Отсюда - научное недоразумение: европеец (или наш "европеоид") способный видеть только исходные европейские элементы культуры считает русскую и российскую культуру и цивилизацию азиатской или в лучшем случае - "недоделанной" европейской а например существование русской науки или русской философии вовсе не признает (как будто великий народ может существовать тысячу лет без философии).

Во внутренних российских делах это имеет тяжеловатые последствия: сидящий в узловых точках системы управления "европеоид" старательно удобряет и поливает исходные евроэлементы и выпалывает ростки тут же синтезирующейся русской культуры - борется с сорняками. Все знают какая это трудная борьба а он по нашим меркам филон любитель мелких удовольствий. Поэтому "сорняки" вдруг дают вспышку взлет. Тогда их травят даже засыпают щебенкой покрывают асфальтом и укатывают катком. Проходит время и сквозь асфальт и бетон снова прорываются ростки русской культуры начинают пышно цвести и вдруг дают космический взлет потрясающий мир.

Страницы: 1 2