Реферат: Демократия в США - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Демократия в США

Рефераты по политологии » Демократия в США

Введение
4 Сноски

Введение

Здание Капитолия в Вашингтоне

ДемократияЦенностиЗаконность · РавенствоСвобода · Права человекаПраво на самоопределениеКонсенсус · ПлюрализмТеорияТеория демократииИсторияИстория демократииРоссия · США · ШвецияРазновидностиАфинскаяБуржуазнаяИмитационнаяКонсоциональнаяЛиберальнаяМажоритарнаяПарламентскаяПлебисцитарнаяПредставительнаяПротективнаяПрямаяРазвивающаяСоциалистическаяСоциальнаяСувереннаяХристианскаяЭлектроннаяПортал:Политика

[шаблон]

Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.

Декларация независимости США

Когда в 1831 году США посетил Алексис де Токвиль, на него произвели глубокое впечатление баланс между личной свободой и религией, частной собственностью и равенством, индивидуализмом и общественной жизнью, сильной властью и децентрализацией. Токвиль провозгласил США демократией, хотя по сегодняшним меркам едва ли это было бы возможно по отношению к стране, где практикуется рабство, коренное население загнано в резервации, а женщины лишены избирательного права.

Американская модель демократии создавалась под специфические историко-культурные условия, и попытки скопировать её в других странах успеха не имели. Главным образом это связано с тем, что федеральное правительство было создано штатами, которые длительное время существовали в качестве колоний с высокой степенью автономии. Это отразилось на американской системе, особенностями которой являются идеологическая гибкость, не имеющие жёсткой дисциплины партии и политика, ориентированная на местные нужды[1].

Прежде всего, идеологи американской политической системы опасались концентрации государственной власти. Поэтому, согласно Конституции США, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, причём верховный законодательный орган (Конгресс США) и высшая исполнительная должность (Президент США) являются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания президента и вице-президента у власти ограничен двумя четырёхлетними сроками. Суд имеет высокую степень независимости от других ветвей власти, хотя идеологические предпочтения судей иногда сказываются на принятых постановлениях. Значительная власть оставлена за штатами, которые имеют свои конституции и где законодательные собрания, губернаторы, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также периодически избираются. Региональные и местные правительства обладают сильной властью и способны противостоять федеральному правительству; в частности, большинство вопросов правопорядка, образования, семейного права и землепользования решаются штатами. На местном уровне к выборным должностям могут относиться не только депутаты представительных органов, мэр и мировой судья, но и прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены советов по образованию и др. В целом из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8500 относятся к федеральному и региональному уровню, а остальные работают в местных органах самоуправления.

В некоторых штатах проводятся референдумы, круг вопросов которых может включать налоги, политику борьбы с дискриминацией, права иммигрантов, отзыв выбрных лиц. Критики прямой демократии утверждают, что референдумы могут приводить к непоследовательной политике, снижать значение институтов представительной демократии и ослаблять политические партии[2].

Если бы люди были ангелами, в
государстве не было бы необходимости

Джеймс Мэдисон

Для американской демократии характерно недоверие не только ко власти, но и к народу. Её особенностью является наличие институтов, сдерживающих власть большинства и относительно слабо зависящих от него[3]. К таким институтам относятся, прежде всего, Верховный суд США и Сенат США. Заметную общественную роль играют неправительственные организации и частный бизнес, в особенности свободные и разнообразные средства массовой информации.

Митинг за предоставление права голоса на выборах в Конгресс для жителей Округа Колумбия (2007 год)

Поначалу народный суверенитет вызывал настолько сильные опасения, что идеологи США намеревались ограничить избирательное право имущественным цензом, и некоторые штаты так и поступили. Как объяснял Бенджамин Франклин, лица, которые не владеют земельными участками, составляют мигрирующее население и слишком слабо связаны с благосостоянием штата, чтобы обладать привилегией голосовать на выборах[4]. Джон Адамс полагал, что если власть окажется под контролем большинства населения, они вначале отменят долги, затем введут высокие налоги на богатых и наконец поделят поровну всё остальное[5]. Избирательное право стало распространяться на всех белых мужчин только к концу 1850-х, а на всех взрослых граждан США ещё спустя 100 лет. В то же время отдельные регионы до сих пор не имеют собственных представителей в Конгрессе: Округ Колумбия, Пуэрто-Рико, Гуам.

Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путём открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и по-прежнему преобладает использование мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика.

Карта выборов Президента США в 1860 году. Красным помечены штаты, проголосовавшие за кандидата от республиканцев, зелёным — за кандидата от демократов.

Мажоритарная избирательная система стимулировала создание двух противоборствующих коалиций. На рубеже XIX века последователи Томаса Джефферсона защищали интересы фермеров и делали упор на разделении властей, в особенности на законодательной власти. Им противостояли федералисты, возглавляемые Александром Гамильтоном, которые отражали интересы городской буржуазии, поддерживали сильную судебную власть и предпочитали энергичное правительство. Вскоре на основе обеих коалиций возникли две крупные партии. По мере появления новых актуальных политических и социально-экономических проблем, менялся состав образующих ведущие партии коалиций и их избирательная база. В середине 1850-х в американском обществе возник раскол вокруг вопроса о рабовладельчестве на западных территориях страны. Стала набирать силу третья партия, республиканская, которая вытеснила партию вигов. Тем не менее, конфликт не удалось решить демократическими способами, и в 1861 году вспыхнула гражданская война. Окончание войны привело не только к ликвидации рабства, но и к формальному запрету дискриминации в обеспечении избирательного права[6]. Война также способствовала переосмыслению демократии. В своей Геттисбергской речи Президент Авраам Линкольн сказал, что одним из источников свободы для американской нации является «правительство из народа, созданное народом и для народа».

С 1860-х в американской политике доминируют демократическая и республиканская партии, каждая из которых пользуется поддержкой широкого спектра политических движений. Президентом США становился кандидат то от демократов, то от республиканцев. На местном и региональном уровнях одной из партий иногда удаётся удерживать преимущество на протяжении длительного периода, хотя внутри доминирующей партии по-прежнему возможна конкуренция между различными группами, составляющими коалицию. Основные права электорального меньшинства защищаются различными способами, прежде всего, федеральным правительством. Усилению других партий препятствует не только мажоритарная система, но и ряд положений в законодательстве. Несмотря на это, более мелкие партии и независимые кандидаты иногда оказывали влияние на проводимую политику, и подобные эпизоды имели место на всех уровнях власти[2].

На рубеже XX века в обществе стала расти озабочённость концентрацией власти в руках крупных частных корпораций. Американское прогрессивное движение поставило своей целью усиление надзора над соблюдением законов и усиление контроля над осуществляемой государством политикой. В результате реформ, женщины получили право голоса, Сенат США стал формироваться на основе прямых выборов, партии стали в обязательном порядке проводить предварительные выборы, шире стали практиковаться референдумы, повысилась управляемость местных властей и их подотчётность выборным лицам. Движение также дало начало традиции нетерпимости американцев по отношению к коррупции чиновников, управляющих частных корпораций, профсоюзных лидеров и любых других власть имущих. Активную роль в разоблачении злоупотреблений играет пресса и другие СМИ. Ряд агентств, занимающихся аудитом и расследованием действий органов власти, почти не подверженны политическому влиянию. Однако в последние годы лоббирование выборных лиц и спонсирование их избирательных кампаний со стороны различных кругов негативного сказалось на восприятии правительства[2].

Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция.

Агитация на китайском языке накануне выборов судьи в Сиэттле (2008 год)

Хотя большинство населения страны являются потомками эмигрантов, на протяжении истории различные расовые и этнические группы подвергались дискриминации со стороны властей: негры, индейцы, китайцы, мексиканцы, японцы и др. В середине 1960-х была проведена реформа эмиграционного законодательства, предоставившая широкую защиту от дискриминации. Новые эмигранты как правило сохраняют свои культурные обычаи, в то время как их потомки ассимилируются. Постоянно проживающие на территории страны иностранцы не имеют права участвовать в федеральных выборах, однако до конца XIX века они имели право голоса на многих местных выборах[7]. В последнее время вопрос об участии иностранцев в местных выборах вновь стал предметом дискуссий и референдумов.

Уголовные преступники в течение срока отбывания наказания не имеют права участвовать в выборах. В США свыше двух миллионов заключённых, и это число продолжает расти, несмотря на тенденцию к снижению преступности. Озабоченность вызывают преобладание расовых меньшинств среди осуждённых за тяжкие преступления, практика применения смертной казни, высокое число осуждённых за хранение наркотиков, длительные сроки заключения, в особенности среди несовершеннолетних преступников, условия содержания в тюрьмах[2].

Несмотря на гарантированное право на забастовку, менее 8 % рабочей силы состоят в профсоюзах[2]. Процесс организации профсоюзов осложняется ограничениями трудового законодательства, политикой Национального совета трудовых отношений и сопротивлением со стороны частного бизнеса.

С другой стороны, право на частную собственность рассматривается как неотъемлемая часть американского образа жизни. Государство активно поощряет частное и коллективное предпринимательство. Исторически экономические возможности играли ключевую роль в успешной ассимиляции иммигрантов. Однако социальное неравенство остаётся высоким, и США является единственной из развитых демократических стран с многочисленным низшим классом, который политически неактивен и не играет значительной роли в экономической жизни страны[2].

Понятие об американской политической системе закладывается в школе, где учащиеся изучают конституцию и работы идеологов страны. Там же объясняются принципы системы: что правительство должно быть сменяемым и подотчётным гражданам, что перед законом все граждане равны, что государство должно занимать нейтральную позицию по отношению к религии, что в стране должна быть свободная конкуренция идей. Согласно проведённым в 1999-2001 гг. опросам, 89 % американцев относятся к демократии положительно, хотя в то же время 30 % выразили поддержку системе во главе с сильным лидером, который может позволить себе игнорировать парламент и выборы[8].

ЛитератураТоквиль А. Демократия в Америке — М.: Прогресс, 1992. Сноски

Линц Х. Дж. Достоинства парламентаризма // Век XX и мир. Пределы власти. № 2-3, 1997.

Freedom House. Freedom in the World 2010. United States of America (англ.)

Zakaria F. The Rise of Illiberal Democracy (англ.) // Foreign Affairs. November-December, 1997.

Franklin B. Observations on Passages in "A letter from a Merchant in London to his Nephew in North Amercia"

Adams J. Defense of the Constitutions of Government of the United States of America.

Фактически избирательное право американских негров в южных штатах стало обеспечиваться только в середине 1960-х. В 2008 году был избран первый небелый Президент США, Барак Обама.

Hayduk R., Wucker M. Immigrant Voting Rights Receive More Attention (англ.) // Migration Information Source. 2004.

Inglehart R. How sold is mass support for democracy—and how can we measure it? (англ.) // East Asia Barometer Conference on "How East Asians View Democracy: The Region in Global Perspective." Taipei, December 8-9, 2003.

Источник: ru./wiki/Демократия_в_США