Среди многочисленных теорий политического развития, которые пытаются реализовать в наши дни, существуют несколько не только вполневыполнимых, но построенных на принципе уже существующих демократических режимов. Таковой является и теория со-общественной демократии.
Достичь и поддержать стабильное правление в условиях многосоставного общества хотя и трудно, но отнюдь не невозможно. При со-общественной демократии центробежные тенденции, присущие многосоставному обществу, уравновешиваются установками на взаимодействие и соответствующим поведением лидеров различных сегментов общества.
Первой и основной чертой со-общественной демократии является сотрудничество элит. Со-общественная демократия является моделью одновременно эмпирической и нормативной. Она служит объяснению политической стабильности малых европейских демократий: Австрии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландов.
Чтобы рассмотреть со-общественную демократию, необходимо для начала установить основные понятия, которые позволят уяснить суть этой теории:
Многосоставное общество
– общество, в котором политические противоречия в целом совпадают с линиями социального разделения общества, то есть могут быть религиозного, идеологического, языкового, регионального, культурного или расового свойства, но при этом они совпадают с линиями социального деления общества, в особенности с наиболее важными из существующих границ. Политические и общественные организации в подобном обществе, имеют тенденции к формированию по линиям, повторяющим существующие в обществе границы. Группы населения, сформировавшиеся благодаря таким противоречиям, именуются сегментами
многосоставного общества.
Со-общественная демократия
– открытость элит для разрешения сегментарных противоречий общества путем сотрудничества и договоренности между элитами и между элитами и обществом. При этом второй основной чертой со-общественной демократии является урегулирование социальных конфликтов не путем борьбы за власть между различными группировками и принятия решений большинством, а через договоренности.
В первую очередь, теория со-общественной демократии важна для так называемого «первого мира». Здесь ее важность, как эмипирической модели демократии – ее вклад в понимание западных демократий. Стимулом для ее создания служит теоретическая разработка проблем политической стабильности, в особенности классическая типология политических систем Г.А.Алмонда, предложенная им в 1956г. и доктрина разделения властей.
Теория Г.А.Алмонда
Политические системы делятся на четыре основных категории – англо-американская, европейская континентальная, доиндустриальная или частично индустриальная, тоталитарная.
Первые две – типы демократических режимов и ролевой структуры. Англо-американская система отличается однородной, светской политической культурой и сильно разветвленной ролевой структурой. Континентальная – раздробленностью политической культуры, то есть изолированностью друг от друга политических субкультур, и ролевой структурой, в которых роли коренятся в субкультурах и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей.
Континентальные системы опасны иммобильностью и вероятностью перехода к цезаристскому перевороту. Этот тип власти не способен сохранить демократию и может привести к установлению диктатуры. В нем заключен «потенциал тоталитарности».
Доктрина разделения властей
Рассматривает вопрос о стабильности демократии через разделение властей. При этом власти рассматриваются как функции и разделение властей в таком случае является способом «охраны границ» между функциями. Именно в этом заключается стабильность демократического режима. Партии и группы должны образовывать развитые автономные политические подсистемы. В слабых демократических режимах они взаимопроникаемы. Характерна здесь и роль СМИ – автономность или зависимость их от политических пристрастий или групповых интересов является мерой устойчивости демократии.
Итак, в чем же заключается теория со-общественной демократии? Попробуем рассмотреть.
Власть существует на основе коалиции. При этом подобная коалиция не должна быть слишком широкой. Это гарантирует наибольший успех, так как легче формируется и обеспечивает одновременно создание эффективной демократической оппозиции. Связано это с общим настроением общества. Власть хорошо работает, когда существует довольно значительный консенсус и позиции в обществе имеют сравнительно небольшой разброс. Но в сильно разобщенном обществе с ярко выраженными противоречиями и потенциально враждебными сегментами, откровенная власть большинства ставит под угрозу цельность и благополучие политической системы. При этом ставится под вопрос положение нормативной теории демократии о том, что правительство должно быть обеспечено достаточной поддержкой, то есть большинством. Для разрешения подобного противоречия может существовать система ротационной правительственной коалиции, когда через несколько лет одна партия сменяет другую в правительстве. Примером подобного консенсуса является Швейцария, в которой президент сменяется через год, выбираясь из членов Федерального совета. Но подобный механизм может работать при наличии не менее трех партий меньшинства, не имеющих заведомо предпочтительных партнеров по возможной коалиции. Подобные ротационные коалиции могут выступать альтернативой большой коалиции. Но в случае оппозиции друг другу гарантией выживания для партий не может быть ротационная коалиция, но только большая.
Плюсом большой коалиции является возможность взаимного вето. То есть, являясь членом коалиции, меньшинство может не только выявлять и отстаивать свою позицию, но и имеет право забаллотировать позицию других, в случае если игнорирование интересов меньшинства может привести к развалу коалиции.
Логичным следствием принципа большой коалиции является принцип автономности субъектов, то есть власти меньшинства над самим собой в сфере его исключительных интересов. Это не касается вопросов, имеющих общее для всех участников коалиции значение, где решение принимается всеми сегментами вместе, с примерно пропорциональной степенью влияния.
Особой формой является федерализм, то есть не только предоставление прав автономности всем субъектам, но и сознательное завышение представительства и влияния малых групп в общественной структуре.
Проблема федерализма в его способности разрушить систему. Однако, он дает еще и возможность и возможность относительно бескровного разведения сторон в крайнем случае.
Теория со-общественной демократии подвергается значительной критике с разных сторон. Она имеет множество изъянов и двузначностей, а некоторые ее характерные черты могут привести к нерешительности и неэффективности:
1. Власть большой коалиции тормозит оперативность решения
2. Взаимное вето может парализовать процесс принятия решений окончательно. Это может привести именно к той ситуации, для защиты от которой и формируется со-общественная демократия.
3. Автономность субъекта вынуждает к созданию большого количества государственных и управленческих служб и создания множества отдельных структур для сегмента, что делает со-общественную демократию дорогостоящей формой управления.
Самая сложная проблема – иммобильность. Она решается именно за счет распределения поступающих снизу требований по политическим уровням.
Эффективность со-общественной демократии заключается в возможности принятия эффективных долгосрочных решений, если лидеры научатся использовать вето с осторожностью. Но главным плюсом со-общественной демократии является возможность легкого перехода к соревновательным формам в случае, когда ее недостатки все более и более ощущаются, как изъяны, без которых можно обойтись.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что теория со-общественной демократии жизненна потому, что рассматривает не идиллическую картину демократического режима, а основывается на реальных противоречиях любого более или менее демократического общества. А примеры из политической жизни Европы, включаемые и трактуемые в теории, делают ее еще более жизненной и действенной.
Другие работы по теме:
Демократизм государства
Слово "демократия" греческого происхождения и образовано от слов "demos" - народ и "kratos" - власть и буквально означает "власть народа", "народовластие". Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Харизма 2
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
Проблемы современной демократии
Проблемы современной демократии В начале XXI века демократия стояла перед необходимостью решить ряд проблем[12][13]: Неравенство . Хотя рыночная экономика косвенно способствует распространению демократии, при слабом государственном регулировании она может приводить к значительному неравенству в доходах, образовании, социальном статусе и других экономических и общественных ресурсах.
Эссе о демократии
С сегодняшней точки зрения демократия – одна из высших ценностей, святыня современной европейской цивилизации, а монархия, абсолютизм – признаются внеисторическим, вневременным злом (во веки веков).
Виды политических режимов
Сущность и основополагающие черты политического режима, его особенности и принципы построения. Разнообразие политических режимов в современном мире, их отличительные признаки и направленность. Характеристика и виды демократического политического режима.
Сочинения на свободную тему - Человек и политика 2
В античной. Греции свободный сознательный гражданин принимал обязательное участие в политической жизни родного города. Участие в политических баталиях в те спокойные времена сводилось к спорам о должном и необходимом о добре и зле и прочим весьма важн Но не все в политике так просто.
Третья мировая теория Муаммара Каддафи
МГТУ имени Н.Э.Баумана ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ПОЛИТОЛОГИИ '' Третья мировая теория'' Муаммара Каддафи Cтудент : Группа : Преподаватель : Волкова И.В МОСКВА 1996год.
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина Недоросль
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Государство будущего и его граждане
Автор: Сочинения на свободную тему В будущем я представляю государство единым на всей планете. Будет одно правительство, которое будет назначаться президентом или иным руководителем. Президент или правитель будет избираться путем голосования всех граждан планеты. Я думаю, что в будущем государстве будет демократия.
Демократия
Слово «демократия» родилось на улицах и площадях города Афин в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад (см. Античность). По-гречески «демос» — народ, «кратос» — власть, то есть власть народа.
Интернациональный фронт трудящихся Латвийской ССР
Интернациона́льный фронт трудя́щихся Латви́йской ССР , сокращенно И́нтерфронт (латыш. Latvijas PSR Internacionālā darbaļaužu fronte, Interfronte, IF) — общественная организация в Латвии в 1989—1991 гг. Выступала за социализм и сохранение Латвии в составе СССР.
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Расовая демократия
(порт. Democracia racial) — термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространенную уверенность в отсутствии расизма и расовой дискриминации в бразильском обществе. Многие специалисты утверждают, что бразильцы свободны от расовых предрассудков. Из-за этого в Бразилии раса не является фактором социальной мобильности.
Эспин, Вильма
Введение 1 Биография 2 Революционерка 3 Общественная деятельность 4 Кончина Список литературы Введение Вильма Эспин (исп. Vilma Espнn Guillois, 7 апреля 1930 — 19 июня 2007) — общественный деятель Кубы. Супруга председателя Госсовета Кубы Рауля Кастро. Первая леди страны в годы правления его брата Фиделя Кастро.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Горголи, Иван Саввич
Введение 1 Биография 1.1 Политическая и общественная деятельность 1.2 Личная жизнь 2 Мнения 3 В литературе Список литературы Горголи, Иван Саввич Введение
Суверенная демократия
Введение 1 Использование термина в России 2 Использование термина на Тайване 3 Сторонники термина «суверенная демократия» 4 Критики термина «суверенная демократия»
Что такое демократия
План конспект внеклассного мероприятия Тема: ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ Задачи: развивать аналитическое мышление, умения выделять приоритетные свойства общественных явлений, формировать умения работы с источником и навыки дискуссии
Бархатный развод
Введение 1 От предыстории к постистории 2 Хронология событий Список литературы Введение Бархатный развод (чеш. sametovэ rozvod) — мирный и официально узаконенный распад союзного государства Чехословакии. Бархатный развод 1 января 1993 г. был логической развязкой т. н. бархатной революции, в ходе которой социалистический режим и плановую экономику сменили демократия и рыночная экономика.
Конгресс русских американцев
— общественная организация США, объединяет американских граждан русского происхождения отрицающих коммунистическую идеологию. Большинство членов организации придерживается верований Русской Православной Церкви и отрицает какой-либо антагонизм между людьми — расовый, национальный, этнический или религиозный.
Инцидент с солёным кренделем
Введение 1 Детали инцидента 2 Общественная реакция 3 Освещение в культуре Список литературы Введение Инцидент с солёным кренделем — инцидент, произошедший с Джорджем Бушем 13 января 2002 года, когда президент США подавился солёным кренделем и на несколько секунд потерял сознание.
Прямая демократия
Введение 1 Характеристика непосредственной демократии 2 Соотношение непосредственной демократии и представительной 3 Методы прямой демократии 4 Исторические формы прямой демократии
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
Не следует путать с Вольным обществом любителей российской словесности. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах[1] (с перерывами).
Формы государства 7
Форма государства. Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.