Реферат: Типология политических режимов - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Типология политических режимов

Рефераты по политологии » Типология политических режимов

План:

1. Введение ………………………………………………………………………………… 3

2. Основная часть ………………………………………………………………………….. 4

2.1. Понятие политического режима ……………………………………………..... 4

2.2. Виды политических режимов …………………………………………………. 5

2.2.1. Демократической режим ………………………………………………. 5

2.2.2. Тоталитарный режим …………………………………………………... 7

2.2.3. Авторитарный режим ………………………………………………….. 8

3. Заключение …………………………………………………………………………….. 10

4. Используемая литература ……………………………………………………………... 12

5. Приложение ……………………………………………………………………………. 13

5.1. Классификация политических систем ………………………………………...13

5.2. Демократическая политическая система …………………………………….. 13

5.3. Тоталитарная политическая система ………………………………………… 14

5.4. Авторитарная политическая система ………………………………………… 14


1. Введение


Понятие «политический режим» (франц. "режим" - образ правления, точно установлен­ный распорядок и условия деятельности чего-либо) появилось в научном обо­роте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В силу этого по­нятие политический режим имеет синтезированный характер. Можно сказать, что именно анализ этого режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных воз­можностях человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источни­ком и механизмом организации совместной жизни людей, мощным оруди­ем целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жиз­ни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадок­сы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

Словосочетание «политический режим», в отличие от вида и формы государственного устройства, означает конкретный поря­док ведения дел в государстве. Это характеристика, выражающая степень политической свободы, правовое положение личности, методы деятельности государственных органов.

Понятие «режим» означает конкретное устройство, а не его словесное оформление. Режим есть нечто более реальное, чем форма. Режимы нельзя подразделять на монархические, аристо­кратические и демократические, так как форма правления не всег­да соответствует конкретному содержанию. Главный вопрос, свя­занный с режимом, — не кто управляет, а как организовано управ­ление, каковы взаимоотношения между управляющими и управляемыми.

Цель данного реферата - рассмотреть существующие виды политических режимов, определить их характеристики, достоинства и недостатки.

2. Основная часть

2.1. Понятие политического режима

Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Политический режим определяется формой го­сударства, включающей форму правления. Однако понятие «поли­тический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы реализа­ции политической власти со стороны государства, но и со сторо­ны политических партий, общественных организаций и т.п. В са­мом широком смысле в понятие «политический режим» включают совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способствующих формированию определенного обли­ка политической власти в данной стране и в данный период.

Политическим режимом - функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегулированных прежде всего конституционным правом. Однако нередко именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых выхолащивается практикой осуще­ствления государственной власти или которые этой практикой нарушаются. Можно сказать: если форма правления соответствует обозначенным в конституции законам и отражает в большей сте­пени формально-юридическую сторону политической жизни и относительно статична, то категория «политический режим» ха­рактеризует то, как реально складываются отношения власти. Она значительно динамичнее, способна отражать уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения впастных струк­тур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Категория «политический режим» воплощает в себе реальную политическую власть в данном обществе и методы ее осуществления. Она характеризует также то, как соотносятся и взаимодей­ствуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.


2.2. Виды политических режимов

На разных исторических этапах формируются различные поли­тические режимы, они не одинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». В современном мире существуют ли­беральный, либерально-демократический, военно-полицейский, фашистский или полуфашистский, расистско-националистнческий, диктаторский, в некоторых исламских странах - клерикаль­но-фундаменталистский.

В зависимости от особенностей набора методов и средств госу­дарственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических ре­жимов. Кроме того, антидемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные.


2.2.1. Демократический режим

Термин происходит от греческого слова demokratia, состояще­го в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле оз­начает «народовластие».

Демократия означает форму прав­ления, при которой население участвует в осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой (когда граждане, напри­мер, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).

Демократический режим воз­можен в том случае, если законодательная власть представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если законодатель закрепляет широкие социально-экономические и политические права и свободы граждан независимо от их пола, расы, нацио­нальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и право­порядок. Общество должно быть избавлено от произвольных арес­тов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть неза­висимым и подчиняться только закону.

Разделение властей является одним из основных принципов демократического режима. Его реализация позволяет предотвра­тить злоупотребления и возникновение авторитарной, абсолют­ной власти, не связанной правом.

Демократическая форма правления придерживается принци­па, согласно которому решения принимаются большинством с уче­том интересов меньшинства. Это основополагающий принцип де­мократии, без которого она практически не может существовать ни в одном обществе.

Важным признаком демократического режима является плю­рализм (лат. pluralie - множественный), при котором полити­ческая власть осуществляется противоборствующими и уравнове­шивающими друг друга политическими партиями, а также орга­низациями. Плюрализм в политике предполагает существование многопартийиой системы на принципах оппозиционности. Откры­тая и свободная деятельность оппозиционных сил - непремен­ный критерий демократичности того или иного общества. Антиде­мократическая политика и практика начинаются обычно с запре­щения и преследования оппозиционных сил и монополизации государственной власти или их нейтрализации.

Гласность в деятельности государства - один из самых важных демократических принципов, обеспечивающий открытость рабо­ты органов управления, доступность для общественного ознакомления с их деятельностью. Гласность - наиболее массовая форма контроля населения за работой органов власти.


2.2.2. Тоталитарный режим

Тоталитарный политический режим — это такой, при котором государство, не довольствуясь функцией официального представи­тельства всего общества, выступает единственным и исключитель­ным выразителем общественных потребностей и движений.

Термин «тоталитаризм» (лат. totus, totum - весь, целый, совокупный) в политический лексикон был введен для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 г. Позже это понятие использовалось немецкими и американскими полито­логами. Свою концептуальную разработку это явление получило в работах Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944), X. Арендта «Исто­ки тоталитаризма» (1951), К. Фридриха «Тоталитаризм» (1954), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автокра­тия» (1956).

В числе основных признаков, которыми характеризуется тота­литаризм как политический режим, X. Арендт, К. Фридрих и 3. Бжезинский выделяют следующие:

- централизованное руководство и управление в сфере эконо­мической;

- система всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной;

- признание руководящей роли одной партии в сфере полити­ческой и осуществление ее диктатуры;

- господство официальной идеологии в сфере духовной и при­нудительное навязывание ее членам общества;

- сосредоточение в руках партии и государства средств массо­вой коммуникации (прессы, радио, телевидения, кино);

- культ руководящей личности на всех уровнях, власть на всех уровнях находится в руках не подотчетной народу номенкла­турной администрации;

- сращивание партийного и государственного аппарата, конт­роль исполнительными органами выборных;

- выход карательных органов из подчинения законам и обще­ству и, как результат, произвол в виде государственного тер­рора и массовых репрессий.

Всеобъемлющая идеологизация общества сопровождается его тотальной политизацией, гипертрофией аппарата власти, ее про­никновением во все поры социального организма. Для этой цели создается мощный аппарат социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), проводится мас­совый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера — главные ресурсы тоталитарного управления. В сознании людей уси­ленно создается образ врага, с которым не может быть примире­ния. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера сек­ретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабле­ния, утраты бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий.

У государств с тоталитарным политическим режимом имеются и существенные отличия, исходя из которых выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунисти­ческий тоталитаризм, фашизм, национал-социализм. Другие тота­литарные режимы так или иначе примыкают к этим трем разно­видностям.

Коммунистический тоталитарный режим существовал в СССР и других социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае.

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наибо­лее живуч. К 80-м годам XX в. в тоталитарных государствах прожи­вала примерно треть человечества.

Фашизм впервые был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тота­литарные черты были выражены не в полной мере. Фашистские режимы существовали также в Испании, Португалии, Чили.

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм возникает в Германии в 1933 г. Ему присущи почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родство с фа­шизмом, сочетает в себе признаки одного и другого.


2.2.3. Авторитарный режим

Авторитарным может быть назван политический режим, осно­ванный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравствен­ные нормы жизни общества.

Если тоталитаризм характеризует определенный тип отноше­ний государства и общества, то авторитаризм (лат. autoritas — власть, влияние) скорее означает антидемократический и часто антиправовой принцип властвования.

При авторитаризме власть осуществляется централизованно и однолинейно сверху, игнорируется или существенно снижается роль других и прежде всего представительных институтов.

Авторитарному режиму присуща неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору. Тер­рор избирателен и направлен на устранение или запугивание ли­деров оппозиции и видных общественных деятелей, отвергающих проводимую режимом политику. Оппоненты объявляются обычно личными врагами руководителей режима.

Для авторитарного политического руководства характерны чрез­мерный централизм в управлении, монополизация власти в руках узкой касты, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое использование жестоких мер принуждения и назначения, террористических методов расправы с оппозицией, агрессивные установки во внешней политике. В авторитарных по­литических системах широко используются демагогия, популизм, расовые, националистические и другие предрассудки, в массах культивируется фанатизм, страх, раболепное отношение к власти. Достаточно распространено деление политических систем на традиционные и модернизированные.

К историческим формам авторитаризма можно отнести азиатские сатрапии, древ­ние деспотии, абсолютистские формы правления Средних веков, диктаторские режимы, военные хунты и др. В XX в. в целях легитимации широ­ко использовалась националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в освободившихся от колониализма стра­нах установились и существуют на базе национализма.


3. Заключение

В заключении хотелось бы сделать краткие выводы о рассмотренных в реферате политических режимах.

Несмотря на антидемократический характер тоталитарного ре­жима, его идеи, связанные с чрезмерной заорганизованностью общества, ограничением индивидуальной свободы, предприимчивос­ти и конкуренции в пользу государственного централизованного регулирования, по всей вероятности, будут привлекать людей.

Следует отметить, что ряд авторитарных государств показал свою экономическую эффективность, способность создать «эко­номическое чудо» с политической стабильностью, сильную власть со свободной экономикой. Авторитарная власть обычно обладает потенциальной способностью стать средством модернизации об­щества, концентрации усилия и ресурсов на решении определен­ных задач. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ. Достоинства авторитарной по­литической системы особенно очевидны и ощутимы в экстремаль­ных условиях. Однако эти достоинства не могут компенсировать негативных сторон и последствий авторитарного режима. Как правило, эф­фект, достигаемый авторитарным режимом, возможен лишь в пре­делах относительно краткого исторического периода.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот, и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена.

И, наконец, демократия - лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных. Известный английский политик У. Черчилль сказал, что демократия — худшая форма прав­ления, если не считать всех остальных. Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Однако человечество пока ни­чего лучшего не придумало. Демократия лучшая форма правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.

Политическая система любой страны при всех особенностях ее исторического развития не может быть произвольной комбинацией тех или иных ее составных частей.

Тип политической системы, формы и методы политической деятельности, пути и цели развития каждой страны существенным образом определяются многообразием форм собственности на средства производства, государственной властью и управлением, а также историческими, национальными, экономическими, социально-классовыми и духовно-идеологическими особенностями развития, степенью зрелости сознания масс.


4. Используемая литература

Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

Демин Г. И. Политология: Альбом схем. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-киготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 92 с.

Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. П50 М.С. Вершинин. — М.: Гардарики, 2000. — 843 с.

Политология (проблемы теории). - СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 384 с. (Мир культуры, истории и философии).

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 - 416с.

5. Приложение

5.1. Классификация политических систем

5.2. Демократическая политическая система


5.3. Тоталитарная политическая система

5.4. Авторитарная политическая система


14