общества разнообразны:
1) определение целей, задач, путей развитии общества;
2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.
Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:
1) институциональную;
2) коммуникативную;
3) нормативную;
4) культурно-идеологическую.
К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударстненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.
Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).
Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.
Наконец, к третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.
Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.
Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:
1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
2) государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;
3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;
4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;
5) государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;
6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.
Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.
Политическая система общества — управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и пол систем.
Индивиды, социальные общности, политические, социальные институты функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества.
Политическая система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.
Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к (другим системам общественного организма.
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.
Другие работы по теме:
Политическая система общества
Понятие политической системы общества. Ее основные элементы. Роль и функции политической системы. Виды политических систем. Роль государства в политической системе общества.
Маржинализм 2
Маржинализм Маржинализм (от французского marginal — предельный), один из методологических принципов буржуазной политической экономии, основанный на использовании анализа предельных величин для исследования экономических законов и категорий.
Победоносцев Константин Петрович
Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
Общественно-политические движения
Одной из форм своевременного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения.
Политология как наука
Одним из факторов формирования демократической политической культуры является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения.
Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы
Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством». Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти.
Политическая культура 12
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса, и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Габриэль Алмонд
Габриэль Алмонд (12 января 1911 — 25 декабря 2002)- крупный американский политолог и социолог. Получив степени бакалавра в 1932 г. и доктора философии в 1938 г., он в 1939—1942 и 1945—1946 гг. преподавал политические науки в Бруклинском колледже, в 1947—1951 и 1959—1963 гг.— политические науки, внутренние и международные отношения в Иельском университете, а в 1951—1959 гг.— в Принстонском университете.
Объект политологии
Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Предмет и методы политологии
Предмет политологии. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Приемы и методы анализа, используемые в политологии: институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный подходы.
Страны АТР в системе МО
В прошлом Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) и его часть Северо-восточная Азия являлись зоной сложнейшего переплетения острых международных противоречий и конфликтов высокой политической нестабильности.
Политические партии
Определение и формирование партий. Классификация партий по критерию организационной структуры. Политические партии в современных обществах.
Экономические учения Рикардо
Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией
Американское военное правительство в Корее
, также известное как USAMGIK , — первый официальный руководящий орган в южной части Корейского полуострова в период с 8 сентября 1945 года по 15 августа 1948 года. В течение этого периода были заложены основы современной политической системы Южной Кореи.
Хименес, Густаво
Густаво Хименес — (исп. Gustavo Jimйnez) — (1886, Тарма – 1933, Лима) — перуанский военный и политический деятель, находился на посту президента перу в течение шести дней в 1931 года, в момент крайней политической нестабильности в стране.
Листер, Энрике
Энрике Листер — (21 апреля 1907, Ла-Корунья — 8 декабря 1994, Мадрид) командир «Пятого полка», 11-й дивизии в республиканской армии во время гражданской войны в Испании. Долгое время был важной фигурой в испанском коммунистическом движении, в Коммунистической Партии Испании и политической жизни Испании в целом.
Коннахта
(ирл. Connachta ) — группа династий, произошедших от Конна Кеткатаха. Наиболее знаменитыми ее представителями были пять сыновей Эохайда Мугмедона: Брион, Айлиль, Фиахра, Ниалл и Фергус Каэх. Все пятеро были основателями новых ирландских династий; потомки Бриона и особенно Ниалл доминировали в политической, религиозной и культурной жизни Ирландии следующие двенадцать сотен лет и даже больше.
Туи-тонга
Примерно в X веке на островах Тонга установилась власть королевской династии туи-тонга , основателем которой, согласно местным мифам, стал сын бога Тагалоа и смертной девушки по имени Илавеха. Представители династии обладали не только абсолютной политической, но и религиозной властью, однако в XV веке[1] двадцать четвёртый по счёту туи-тонга отказался от политической власти, передав её представителю родственного клана туи-хаатакалауа.
Центр политической конъюнктуры России
Введение 1 История 2 Специализация 3 Публикации Список литературы Введение Центр политической конъюнктуры России (ЦПКР) — неправительственный «мозговой центр» в сфере политического анализа, экспертизы, консалтинга и мониторинга СМИ.[1]
Превосходство белых
— идеология о том, что белые люди превосходят других людей расовых особенностей. Этот термин также используется для описания политической идеологии которая выступает за доминантную роль белых политической и социальной сферах.
Перебежчик
План Введение 1 Международная политика 2 Перебежчики во внутренней политике 3 Перебежчики в военное время Введение Перебежчик в политике — человек, который добровольно меняет свою принадлежность к государству или политической силе на принадлежность к другому государству или политической силе. Часто перебежчиков также называют предателями, особенно если они передают секреты или конфиденциальную информацию.
Варшавское соглашение
Варшавское соглашение , также Варшавское свидание — так называемая конференция или просто встреча императора Александра II со своими «новыми» союзниками, произошедшая в октябре 1860 года в Варшаве, сразу же, после известной Охоты в Беловежской Пуще (6 и 7 октября 1860 года).
Пезенти, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Антонио Пезенти (итал. Antonio Pesenti, 1910—1973) — итальянский марксистский экономист, общественный и политический деятель, министр финансов в 1945 г.
Тетчеризм в политической жизни
В британской политической жизни прочно утвердился термин тетчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тетчер, а также ее специфический стиль руководства.
Райнилайаривуни
Райнилайаривуни (Rainilaiarivony, 30.01.1828 г., Мадагаскар — 17.07.1896 г., Антананариву, Мадагаскар) — премьер-министр Мадагаскара с 1865 по 1895 гг., влиятельное лицо в общественной и политической жизни во времена правления королев Мадагаскара. Сводный брат Райнивунинахитриниуни, который исполнял обязанности премьер-министра Мадагаскара с 1852 - 1865 гг.
Политическая система 5
Г. Нижний Новгород 2008г. План: 1.Политическая система России: понятие, особенности, периоды развития……………………………………….3 1.1Политическая система как политико-социальное
Функции государства 14
Функции государства Основные понятия: функции государства. Понятие функций государства Сущность государства конкретизируется в его функциях. Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Иордания
Общие сведения и политическое устройство.