Введение.
Законотворчество
– это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование.
Главное звено в законотворчестве – принятие законодательным органом законопроекта.
Круг правомочий на принятие юридических нормативных актов предусмотрен Конституцией и другими законами. Так, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан от 30.08.1995, основным законодательным органом Республики Казахстан является Парламент Республики Казахстан. В данной работе рассмотрен порядок и правила принятия законов в нашей республике, рассмотрение которых и является целью данного реферата. Данная тема актуальна в нашей стране уже более 10 лет, так как молодому независимому государству, которым является Казахстан, в первую очередь нужна сильная законодательная власть, принимающая полноценные и обоснованные законы.
Основные задачи, поставленные при рассмотрении данной темы:
1. Кто подаёт предложение о создании законы
2. Кто разрабатывает законы и их формулировку
3. Обработка и принятие закона
4. Заключительный этап принятия закона
При выполнении этих задач основное внимание уделялось Конституции Республики Казахстан как основному закону республики. Для создания более образного представлении о законотворчестве в Республики Казахстан рассмотрим его в сравнении с законотворческим процессом в Российской Федерации.
В своём докладе Президент Н.А.Назарбаев на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана, состоявшейся в Алматы 24 марта 1995 года, подтвердил, что «только парламент с двухпалатной системой
способен квалифицированно заниматься законотворческой деятельностью, приходить к консенсусу после тщательных экспертиз и поисков компромиссов. Каждая ветвь власти должна заниматься своим делом, не “наезжать” Друг на друга».
Законотворческий процесс в Республике Казахстан.
Первой стадией принятия законов или поправок к ним является предложение об их создании, т.е. инициатива. Законодательная инициатива – право на предложение об издании закона и на внесении законопроекта в законодательный орган. При этом законодательный орган обязан рассмотреть предложение и законопроект. Парламент «по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения»[1 (ст.53, п.1)]. Также «право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики» [1, ст.61 п.1]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право законодательной инициативы в России принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательному (представительному) органу субъектов Федерации. Такое право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения [6 (ст. 104)].
Далее следует решение компетентного органа, т.е. Мажилиса Парламента о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта. Именно нижняя палата Парламента имеет в исключительном ведении «принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов закона»[1, ст.56 п.1] и формулировка закона.
После прохождения данного этапа (формулировки закона) и принятия его в Мажилисе, путём голосования (более половины от общего числа депутатов), законопроект отправляется на рассмотрение в Сенат Парламента. Депутаты Сената обязаны в течение шестидесяти дней рассмотреть законопроект. Далее проводится голосование: если Сенат голосует «За» большинством голосов, то проект становится законом; в противном случае Сенат возвращает проект в Мажилис на повторное рассмотрение, при этом говоря свои претензии. Мажилис пересматривает проект, вносит изменения и отправляет в Сенат. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесён в течение той же сессии. В случае подтверждение проекта, закон в течение десяти дней отправляется на подпись к Президенту.
Следующий этап – проверка на соответствие Конституционному закону Республики Казахстан. Конституционный Совет «рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики» [3,ст.72 п.1.2]. Своё решение Конституционный Совет выносит не позднее чем через месяц со дня подачи. В случае одобрения закона Конституционным Советом, закон отправляется на заключительный этап – подписание Президентом.
Президент в течение 12 дней должен дать окончательное решение. В случае если закон будет подписан, следует его публикация. Если же закон по каким-либо причинам не был подписан, то он опять возвращается на рассмотрение в нижнюю палату Парламента – Мажилис и проходит все те же стадии разработки. Если же по истечению срока, представленного на подписание закона Президентом, ответа не поступило, то закон автоматически считается принятым.
В России заключительная стадия принятия закона в общих чертах схожа с нашей. В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то же время они должны получить одобрение Совета Федерации. Закон считается одобренным, если он после внесения в верхнюю палату не был в течение четырнадцати дней рассмотрен ею. Процесс принятия закона завершается его подписанием Президентом Российской Федерации.
Окончательной датой принятия закона считается его публикация. Официальное опубликование закона имеет важное значение. Согласно Конституции Республики Казахстан опубликование законов обязательно. Это значит, что неопубликованные законы не применяются. Так, для сравнения, по Конституции Российской Федерации “любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения” [6, ст.15].
Особая роль в принятии законов отводится Президенту. Помимо того, что Президент является инициатором большинства законопроектов и ставит окончательную «точку» в процессе принятия закона, президент обладает и рядом дополнительных полномочий.
«Парламент может делегировать Президенту право принятия актов по полномочиям Парламента. Иначе говоря, Президент в случае передачи ему законодательных полномочий может принимать акты, которые будут называться законами»[2]. Также в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Президент имеет право определить для Правительства приоритетные законопроекты и существенно сократить сроки их рассмотрения.
Граждане Республики Казахстан также принимают непосредственное участие в принятии некоторых законов через референдум.
Заключение.
Из рассмотренного выше законотворческого процесса в Республики Казахстан можно сделать следующие выводы:
- Законодательная инициатива принадлежит в первую очередь Президенту Республики Казахстан, а также Депутатам Парламента и членам Правительства.
- Проект и формулировку закона разрабатывает и принимает на начальной стадии Мажилис Парламента.
- В обработке и принятии закона принимают активное участие Мажилис и Сенат Парламента, Конституционный Совет и Президент Республики Казахстан.
- Заключительный этап принятия закона заключается в подписании его Президентом Республики Казахстан.
Из этого можно сделать вывод, что принятие закона не нарушает статус Казахстана как правового и демократического государства. Законопроекты и законы рассматриваются на всех стадиях разработки, разными государственными органами. Таким образом, законотворческий процесс в нашей стране направлен на соблюдение прав и свобод граждан, а также на рациональное использование государственных ресурсов и бюджета.
Из сравнения Законотворческих процессов в Казахстане и России можно сделать вывод, что в них не присутствует большой разницы, что объясняется тесным сотрудничеством и единой политикой в течение многих лет, вплоть до 1991 года.
Литература:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Республики Казахстан, А. 1998 г.
Основная литература:
2. Абдукаримова З.Т. «Законодательная деятельность Парламента Республики Казахстан и повышение её эффективности», Бишкек, 2001 г.
3. Комментарий к Конституции Республики Казахстан, А. 1998 г.
4. Сапаргалиев Г.С. «Конституционное право Республики Казахстан», А. 1998 г.
Дополнительная литература:
5. Доклад Президента Н.А.Назарбаева на первой сессии Ассамблеи народов Казахстана, www.president.kz.
6. Конституция Российской Федерации.
Другие работы по теме:
Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан
Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих.
Международные инвестиций
Международные инвeстиции :: Новости СНГ и Балтии :: Новости Казахстана Казахстан и Китай объединит инвестиционный фонд? 23 февраля 2011г. 19:06 Новости Казахстана, Астана. Казахстан и Китай создадут общий инвестиционный фонд с капиталом 1 миллиард долларов.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан
5.4 Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан В соответствии с нормами Конституции, Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19.06.95г. регулируются вопросы правового положения граждан других государств на территории республики.
Бумажные деньги
1 вопрос. Бумажные деньги, закономерности их обращения. Бумажные деньги — представители действительных денег. Исторически они появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Объективная возможность обращения этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником товаров.
Состояние экономики в Казахстане
Отличительные черты социально-экономического развития регионов Республики Казахстан в январе-декабре 2006 г. Характеристика направлений развития промышленности, сельского хозяйства, уровня инвестиций, розничного товарооборота. Денежные доходы населения.
Государственный долг Республики Казахстан
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
Кредитные товарищества
Кредитное товарищество. Кредитное товарищество - юридическое лицо, созданное физическими и (или) юридическими лицами для удовлетворения потребностей его участников в кредитах и других финансовых, в том числе банковских, услугах путем аккумулирования их денег и за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Актуальные проблемы совершенствования организационных форм борьбы с контрабандой товаров двойног
«о назначения» Одним из важных направлений совершенствования таможенного законодательства в свете реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года является унификация действующего нормативного правового обеспечения экспортного контроля в странах СНГ, а так же на совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере с учетом предстоящего вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. [1, с.5].
Мой первый Президент
Казахстан - независимо развитая страна, которая состоялась полноправной ответственной и уважаемой в мировом сообществе. Эта страна достойно выдержала экзамены на зрелость, которых за эти годы было немало. И наша страна растет на глазах и преображается, удивляя и влюбляя в себя всех, кто ее хотя бы однажды увидит.
Исполнительный Совет Французской Республики
Введение 1 Состав 2 Избрание 3 Компетенция 4 История Введение Исполнительный Совет Французской Республики (фр. Conseil exйcutif) — орган исполнительной власти Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой Национальным Конвентом в 1793.
Административно-территориальная реформа в Казахстане 1997
Административно-территориальная реформа в Казахстане (22 апреля 1997 г.) прошла по инициативе президента РК Назарбаева. Закон "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства Республики Казахстан" привёл к следующ. изменениям: Талды-Курганская область вошла в состав Алматинской с центром в г.
Столица Республики Казахстан
— город Астана. Ежегодно 6 июля в Казахстане отмечается День столицы. Первой столицей Казахстана ([[Алашская автономия}|Алашской автономии]]) в 1917−1920 был город Семипалатинск, переименованный в это время в город Алаш-кала.
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане
Тамгалы Сарыарка Объекты Всемирного наследия в Казахстане Республика Казахстан присоединилась к Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 29 апреля 1994 года. В 1998 году Министерством, в установленном порядке, по каналам Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, было внесено Досье номинации на 10 памятников национального наследия, на рассмотрение в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Инновационная индустриализация Казахстана
Индустриализация – процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием производства в экономике. Так звучит классическое определение понятия «индустриализация». Сегодня в свете сложившихся экономических тенденций, активной интеграции Казахстана в мировое экономическое сообщество и сопутствующего ей глобального экономического кризиса появилось совершенно новое понятие как «инновационная индустриализация», то есть преобразование народного хозяйства на основе промышленного производства с внедрением и использованием новых технологий и ноу-хау.
Внешняя политика Казахстана
План Введение 1 Казахстан и международные организации 1.1 Казахстан и ООН 1.2 Казахстан и ОБСЕ 1.3 Казахстан и ШОС 1.4 Казахстан и ОИК 1.5 Казахстан и ОДКБ
Главное управление Французской Республики
План Введение 1 История 2 Состав 3 Назначение Введение Главное управление Французской Республики (administration gйnйrale de la Rйpublique) – высший административный орган Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой в 1793 году.
Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану
План Введение 1 История 2 Причины 2.1 Географические 2.2 Демографические Список литературы Введение Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (10 декабря 1997 г.) — третий по счёту перенос столицы в Казахстане. В отличие от предыдущих, данный перенос был инициирован властями самой республики.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Мусаев, Альнур Альжапарович
(4 января 1954г.р.) Биография Родился в селе Луговое Луговского района Джамбулской области. Среднее образование получил в г. Алма-Ате. В 1976 году окончил Казахский политехнический институт по специальности горный инженер.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Нотариат 3
1. На какой срок может быть приостановлена действие лицензии нотариуса? И по каким причинам? Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса
Система органов дознания и предварительного следствия
Предварительное следствие по уголовным делам. Органы дознания: ОВД, органы национальной безопасности, юстиции, таможенные органы, командиры пограничных и воинских частей, руководители дипломатических представительств. Задачи органов внутренних дел.
Лигурийская республика
(итал. Repubblica Ligure) — государственное образование времён Наполеона. Республика возникла на основе существовавшей Генуэзской республики. В 1797 году Наполеон преобразовал ослабевшую Генуэзскую республику во французский протекторат под названием Лигурийской республики.
Казахи
Казахи (самоназвание - казак), народ. В Российской Федерации 636 тыс. человек. Основное население Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Китае и др.