Инна Петренко, старший специалист отдела Авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг»
Обычно артист является только исполнителем музыкального произведения. Иногда еще и автором слов, реже - автором слов и музыки. Поиском новых текстов песен занимаются либо сами артисты, либо их продюсеры.
На практике авторы слов и музыки предлагают свои произведения артистам или их продюсерам. Если произведение придется исполнителю по душе, согласовываются все условия дальнейшего его использования. Не секрет, что звукозаписывающие компании предпочитают «покупать» альбом артиста со всеми правами, в том числе и авторскими, и потому ставят вопрос о получении исполнителем всех необходимых разрешений от авторов песен. И часто случается, что артист исполняет произведение, получая гонорары и от рекорд-компаний, и за концертные выступления, а автор, например композитор, оказывается, что называется, в пролете: с ним договор не заключают, аранжировки с ним не согласовывают, авторские не отчисляют. Да еще выясняется, что вместо него автором указывается совсем другое лицо. Бывают и такие ситуации, когда незнакомый автор, например поэт, приносит свое произведение артисту (продюсеру, композитору), но возникает сомнение: нет ли в произведении несанкционированных заимствований (плагиата), действительно ли человек, принесший текст (кассету и пр.), является автором?
До тех пор пока произведение не опубликовано под тем или иным именем, пока обнародованное произведение не зарегистрировано для целей сбора гонорара в Российском авторском обществе (РАО), приходится доверять имеющейся информации об авторстве на произведение и строить отношения на доверии, а не на документах.
Представляется, что приемлемым выходом и для автора, рискующего, что его произведение «украдут» полностью либо по строчкам, и для продюсера, вкладывающего деньги в раскрутку песни, являются регистрация и депонирование произведения. Автору выдается свидетельство, подтверждающее факт существования произведения на такую-то дату и то, что на эту дату именно автор заявил о своем авторстве на это произведение. Копия такого свидетельства может быть приложена к договору автора с продюсером.
Обратимся к российскому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (далее Закон) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права. Авторское право на произведение возникает с момента создания этого произведения в объективной форме. Эта норма закреплена в п.1 ст. 9 Закона. Из Закона следует, что для признания авторского права достаточно, чтобы произведение было выражено в определенной форме, будь то литературное произведение (стихотворение, повесть или роман); музыкальное произведение (с текстом или без текста); фотографическое произведение и т.д. (ст. 7). Закон прямо указывает на то, что для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Термин «формальность» обозначает выполнение определенных процедур, установленных законодательством той или иной страны. Анализируя национальные законодательства разных стран, к формальностям можно отнести следующее: применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора.
Регистрация и депонирование носят заявительный характер, никакой экспертизы произведения не производится. Эта процедура происходит следующим образом: в регистрирующий орган подаются заявление автора и само произведение в печатном виде. Страницы произведения пронумеровываются, прошиваются, автор произведения ставит свою подпись на каждой странице. Такой экземпляр произведения хранится у регистрирующего органа до момента возникновения конфликтной ситуации или судебного спора. Автору же выдается именное свидетельство на его произведение за определенным номером и с указанием даты выдачи. Эта платная услуга осуществляется некоторыми специализированными юридическими компаниями и другими организациями.
Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года № 3792-XII аналогично Закону РФ предусматривает, что авторское право на произведение возникает в результате факта его создания и для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или любого другого специального его оформления, а также выполнения каких-либо иных формальностей. Однако в отличие от Закона РФ в п. 3 ст. 11 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» закреплено, что субъект авторского права для удостоверения авторства (авторского права) на обнародованное или необнародованное произведение, факта и даты опубликования произведения или договоров, касающихся права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах.
Согласно Постановлению Кабинета министров Украины № 1756 от 27 декабря 2001 г., права автора на произведения науки, литературы и искусства, а также договоры, касающиеся права автора на произведения, регистрирует Министерство образования и науки Украины. Порядок государственной регистрации следующий: в Государственный департамент интеллектуальной собственности Минобразования и науки правообладателем подается заявка на регистрацию, экземпляр произведения, документ о факте и дате обнародования произведения, документ об оплате государственного сбора за подготовку к регистрации авторского права или копия документа, подтверждающего право на освобождение от оплаты сбора, документ об оплате государственного сбора за выдачу свидетельства или копия документа, подтверждающего право на освобождение от оплаты, доверенность, если заявка от имени автора подается доверенным лицом, документ, подтверждающий переход в наследство имущественного права автора (если заявка подается наследником автора).
Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. nq370-XIII предусматривал государственную регистрацию произведений уполномоченным центральным органом управления Республики Беларусь. Таким органом являлся Комитет по авторским и смежным правам Министерства образования и науки Республики Беларусь, впоследствии преобразованный в Комитет по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь. Однако в новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 г. № 194-3 нормы о регистрации были исключены.
Таким образом, депонирование, не являясь обязательным в России и ряде других государств, может служить подтверждением авторства на произведение как в судебных спорах автора с плагиатором, так и в спорах издателей произведения с лицами, претендующими на авторство или на права на произведение.
Другие работы по теме:
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Музыкотерапия
Text Text От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях Graphics
Решающие формальности в авторском праве
Анализируя национальные законодательства разных стран, к формальностям можно отнести следующее: применение знака охраны авторского права, регистрация и депонирование произведений, регистрация авторского договора.
2 экз
Прошу принять на депонирование рукопись Анненкова Ю. М., Пичугина В. Ф., Франгульян Т. С., Тишкиной В. А. “Воздействие ионных потоков на электрофизические свойства некоторых электротехнических керамик” и прислать справку о депонировании рукописи на имя указать Фамилию И. О
Сонатное аллегро
Большая часть музыкальных произведений от классического периода до 20 века написана в сонатной форме (форма сонатного аллегро). Это форма одночастных произведений, и так же часто ее называют "формой первых частей".
Александр Порфирьевич Бородин 2
Александр Порфирьевич Бородин Родился 13 сентября 1833 года в Петербурге. Под руководством матери юный композитор с раннего возраста приобщился к миру музыкальных звуков.
Андре, Иоганн Антон
Иоганн Антон Андре (нем. Johann Anton Andrй; 1775—1842) — немецкий скрипач, композитор и музыкальный издатель, третий сын Иоганна Андре[1]. Андрэ Иоганн Антон родился в Оффенбахе 6 октября 1775 года.
Концертмейстерский класс
Основные цели и задачи дисциплины по подготовке концертмейстеров, ее содержание, предмет и методика преподавания, значение в воспитании учителя-музыканта. Требования к уровню освоения содержания дисциплины, ее структура, главные части и их содержание.
Универсальный музыкальный строй
Требование равномерной темперации. Ширина функциональной зоны музыкального интервала. Требование минимизации ошибки в настройке квинты.
Азиоли, Бонифацио
Азиоли Бонифацио (итал. Bonifazio Asioli; 1769 - 1832) — итальянский музыкант, композитор, дирижёр и музыкальный педагог, автор нескольких музыкальных пособий.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Кто раскрутил Альбинони?
Адажио Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Моя любимая сказка
Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки. Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Образы Гете
В своём произведении Гуно отказался от воплощения сложных философских проблем гётевской трагедии. "Єгмонт" - трагедия И. В. Гёте. Образ смелого, благородного героя, гибнувшего в борьбе за освобождение родины.
Франсуа Жирардон
Жирардон, Франсуа (Girardon, Francois) (1628–1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628.
Жонглёр
(старофранцузское — «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» — «потешник») — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.
Дуловы
Ду́ловы — русский княжеский род, Рюриковичи. История Происходит от ярославских князей, а именно от Андрея Львовича, имевшего прозвище Дуло, внука первого моложского князя Михаила Давидовича. Он находился на службе у последнего тверского князя Михаила Борисовича и вместе с ним бежал в Литву, где и умер.
Викицитатник
Викицита́тник (англ. Wikiquote) — свободное собрание из цитат из высказываний известных личностей или героев художественных произведений, создаваемое читателями совместно. Этот сайт создан Фондом Викимедиа на движке MediaWiki.
Американское общество композиторов, авторов и издателей
Введение 1 История 2 Награды Список литературы Введение Американское общество композиторов, авторов и издателей (англ. The American Society of Composers, Authors and Publishers, ASCAP) — американская некоммерческая организация, отстаивающая авторские права своих членов и собирающая гонорары за исполнение их музыки.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Коллективное использование произведений
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Южно–Уральский Государственный Университет Златоустовский Филиал Факультет Экономики и Права
Авторское право
Общее понятие авторского права, его субъекты и объекты. Личные и имущественные права владения данным правом. Виды ответственности за нарушение авторских прав по российскому законодательству. Функции и основные задачи Российского Авторского Общества.
Хуан Бермудо
Хуан Бермудо /Juan Bermudo/ (1510 - 1565) - испанский теоретик музыки, родившийся в андалусийском городке Эсиха, он составил славу этой обширной провинции юга Испании, вписав своё имя в страницы истории Андалусии.
Преториус Михаэль
M.Praetorius — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников он родился примерно в 1571 - 1572 гг.
Александр Константинович Глазунов
Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Народный артист Республики (1922) Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) родился 10 августа 1865 года.