Современная
конституционная система России содержит в себе ряд принципов и особенностей,
которые задают объективные проблемы в построении и функционировании системы
исполнительной власти, в осуществлении ее модернизации.
Во-первых,
речь идет о двойственности (дуалистичности) системы исполнительной власти.
Фактически сложилось: разделение полномочий исполнительной власти между
Президентом РФ и Правительством РФ. При этом один из этих центров -
Правительство РФ - осуществляет реальное управление финансовыми и материальными
потоками, а другой - Президент РФ - несет политическую ответственность за
экономические результаты деятельности Правительства РФ. Такая двойственность
исполнительной власти порождает разделение и дублирование функций между
Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности и Правительством РФ. То, что
внутри исполнительной власти действуют несколько аппаратных центров выработки и
принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложного механизма
согласований готовящихся решений, который по определению не может быть
оптимальным.
Другим
негативным аспектом сложившейся ситуации, т.е. односторонней ориентации
Правительства РФ на Президента РФ, является ослабление политической
ответственности представительной власти в лице Государственной Думы ФС РФ и
Совета Федерации ФС РФ за результаты проводимой экономической политики. Обе
палаты российского парламента воспринимают Правительство РФ как некую внешнюю
силу, с которой политически выгодно находиться в конфронтации, оказывая
определенное давление и на Президента РФ, вынужденного поддерживать в лице
Правительства РФ исполнительную власть как таковую.
В
современных условиях надлежит, прежде всего, определиться в том, какой вариант
президентуры предпочтительней для организации власти в России:
-
президент, непосредственно осуществляющий руководство исполнительной властью, стоящий
на вершине исполнительной вертикали;
-
президент, выполняющий функцию координации в системе разделения властей.
Совместить
эти два начала в деятельности главы государства чрезвычайно трудно.
Естественное тяготение Главы государства к исполнительной власти постоянно
будет отодвигать на второй план задачи координации деятельности государственных
органов, составляющих различные ветви власти: законодательную, исполнительную и
судебную. Следовательно, во главу угла надо поставить одну из функций.
В
настоящее время институт президента загружен чрезмерно большим объемом дел в
сфере исполнительной власти, что неизбежно ограничивает функции правительства.
Изменение акцента деятельности позволит Главе государства в большей мере
заниматься стратегическими вопросами государственной политики, функционирования
системы органов исполнительной власти и взаимоотношений федеральных органов и
органов субъектов Федерации. Правительству РФ удастся концентрировать свои
усилия на решении основных экономических и социальных задач, руководстве
звеньями исполнительной власти, координации и контроле за их деятельностью.
Следует
подчеркнуть, что координация различных по подведомственности органов является
самостоятельной функцией Главы государства и всей системы государственного управления,
и она приобретает ведущее значение в правовом государстве в рамках
конституционно закрепленной системы разделения властей.
Выработка
и реализация общенационального политического курса требуют не только
политической воли главы государства, но и согласованных действий органов
законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. Без определения
совместных целей и взаимного участия в их реализации они могут принимать
решения, исключающие друг друга.
После
вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. предпринимались
неоднократные попытки реформирования системы органов исполнительной власти на
федеральном уровне. Однако в основном эти попытки сводились к упразднению
одних, созданию других и изменению иерархической подчиненности министерств и
ведомств, образованию многочисленных комитетов и комиссий при Президенте РФ.
Проведенная
работа по анализу формирования и функционирования федеральных органов
исполнительной власти, практики их деятельности, разработка организационных мер
по совершенствованию бездействующей структуры органов исполнительной власти на
федеральном уровне позволяет обосновать вывод о необходимости разработки
специальной федеральной программы, предметом которой должно стать развитие
системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Подобная
программа по своему содержанию и форме должна находиться в рамках общей
концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы.
Высказываются различные мнения о направленности возможной программы ее
реализации. Следует остановиться на том подходе, который предусматривает
следующие направления работы в рамках данной программы:
а)
создание органа, специально ориентированного на исследование состояния
государственного управления и совершенствование системы исполнительной власти;
б)
разработка организационных мер по совершенствованию действующей структуры
органов исполнительной власти на федеральном уровне;
в)
организация работы по совершенствованию правового статуса обновленной системы
органов исполнительной власти. Включение в Программу правовой реформы пакета
актов первоочередной важности. Ряд проектов законов по данной проблематике уже
предусмотрены программами работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и
Правительства РФ;
г)
организация координационных механизмов по совершенствованию информационных
процессов в системе исполнительной власти РФ, обеспечение информатизации этой
«ветви» государственной власти;
е)
меры по повышению эффективности организационных механизмов в деятельности
органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими
ветвями государственной власти России;
ж)
меры по комплексному обеспечению и постоянному управлению процессами развития
системы исполнительной власти;
з)
ориентация науки на проведение исследований тенденций развития и изменения
природы государственной власти в условиях постиндустриального информационного
общества.
Волков
Валерий Георгиевич, инспектор по особым поручениям Главного правового
управления МВД России, Академия управления МВД России
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта yurclub/
Другие работы по теме:
Содействие эффективной занятости населения
5.1. . В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказанию в соответствии с законодательством о занятости населения ряда государственных услуг, по реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Государственный мониторинг окружающей среды
Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды.
Государственный мониторинг водных объектов
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации.
Структура налоговых органов РФ
1. Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством о налогах и сборах.
Субъекты стандартизации
Субъектами стандартизации являются: центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации; совет по стандартизации; технические комитеты по стандартизации;
Обязанности работодателя при несчастном случае
При несчастном случае на производстве работодатель либо его представитель согласно статье 228 Трудового кодекса Российской Федерации обязан организовать немедленную помощь пострадавшему и в случае необходимости доставить его в лечебное учреждение.
Система сдержек и противовесов в РФ
Система сдержек и противовесов в Российской Федерации Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, при этом они контролируют и ограничивают друг друга.
Укрепление вертикали власти в России
Укрепление вертикали власти — комплекс мер, предпринятых в России в период президентства В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению управляемости и подотчетности органов власти субъектов РФ федеральному центру, органов местного самоуправления (муниципальных образований) — субъектам РФ; повышению эффективности работы органов исполнительной власти.
Административная реформа в Российской Федерации 2
Введение 1 Этапы административной реформы 1.1 Первый этап (2003–2005) 1.2 Второй этап (2006-2008) Список литературы Введение Администрати́вная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления.
Глава администрации
Глава́ администра́ции — должность руководителя исполнительной власти муниципальных образований в России. В ряде регионов России она заменяет собой должность губернатор.
Законодательная и исполнительная власть 2
Законода?тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны.
Иерархия органов исполнительной и законодательной власти РФ
Контрольная работа №2 «Организация государственного управления» Проанализируйте ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (Хрестоматия) с точки зрения отношений специализации и иерархии.
Государственное устройство России, его структура
Государственное устройство РФ Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
Институт президентства в РФ
1. Порядок избрания президента Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[15].
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.
Собрания (сходы) граждан
Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов организации и осуществления МСУ, в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка, сельского поселения (территориальной общины). Правовая основа созыва и организации проведения собрания граждан.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в РФ
Правовой анализ разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Основные принципы взаимной передачи осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Регулирование государственного долга субъектов РФ
Характеристика требований, которые устанавливает Бюджетный кодекс РФ к государственному долгу субъектов РФ. Обзор полномочий органов представительной власти субъектов РФ в регулировании государственного долга. Субъекты специальных налоговых режимов.
Харитонов Николай Михайлович
Руководитель Аграрной депутатской группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Аграрной партии России, доцент.
Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...".
Государственная экспертиза условий труда
Цели и порядок проведения государственной экспертизы условий труда определены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 года № 244 "Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации".
Схема государственного управления охраной труда
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду.
История развития службы по чрезвычайным ситуациям
Россия - одно из немногих государств мира, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.