Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то во всяком случае потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений.
Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: "...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных".
Несмотря на появление этого закона ,один из выдающихся английских поэтов и мыслителей Джон Мильтон выпустил свое сочинение "О разводе" без представления в цензуру и по жалобе компании книга продавцов Stationer's Company, был привлечён к суду.Хотя суд и не имел неблагоприятных последствий для Мильтона, этот процесс послужил внешним толчком , побудившем написать его памфлет о свободе печати, обращенный к английскому парламенту - "Ареопагитику".
Джон Мильтон родился в 1608 году в Лондоне, в семье нотариуса , близкого к пуританским кругам. Окончив Кембриджский университет, он выпустил несколько сборников стихов , которые по содержанию были близки к философским воззрениям Френсиса Бэкона. Возвратившись на родину после путешествия в Италию , Мильтон включается в борьбу против так называемой епископальной церкви, которая явилась прелюдией борьбы против монархии.
Самым известным публицистическим произведением Мильтона можно назвать "Ареопагитику"("речь о свободе печати парламенту Англии"), которая была опубликована в конце ноября 1644 года .Обращенная к парламенту, она ставит своей задачей "...доказать, что цензурный порядок совершенно не ведет к той цели, ради которой он был установлен".
Довод за доводом приводит Мильтон против врагов свободного слова. "Люди по природе свободны.Свобода - это прирожденный нам дар Божий", - говорит он.И нельзя ее чем либо ограничивать. Если цензура и будет действовать против "соблазнительных революционных и клеветнических книг", т.е. ставит своей целью улучшение нравов, "то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение". Борьба при помощи цензуры со злом , которое может произойти от свободного обращения дурных книг, не принесет никакого результата.
Ведь добро и зло растут в этом мире вместе и почти неразлучны друг с другом, и из - за обманчивого сходства одно от другого отличить бывает иногда столь же трудно, как те смешанные семена, которые должна была разобрать по сортам Психея. Или же цензоры должны быть непогрешимы, - или цензура должна отказаться от выполнения своей задачи.
Принести пользу могут только "...непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры..." , - говорит Мильтон. Закон же о цензуре можно отнести к тем законам , которые "стремятся наложить ограничения на то, что не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу", поэтому было бы справедливее признать его дурным законом.
А кто же будет его исполнителями ? Для Мильтона не ясно, как кто нибудь из действительно образованных людей согласится тратить свое время на такое пустое и бесплодное занятие. Приходя к заключению, что исполнителем такого закона может быть только явный расточитель своего времени, Мильтон отмечает: места цензоров займут "люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые", которые будут "выедать" из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. По мнению Мильтона,"невозможно найти цензоров, способно безошибочно определить жить или не жить книге". Значит в их руках будет судьба книги.Тогда как "...хорошая книга - драгоценный жизненный сок творческого духа, небальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений". И "... убить хорошую книгу значит почти тоже самое, что убить человека... кто уничтожает хорошую книгу , убивает сам разум, убивает образ божий как бы в зародыше".
Цензура бесполезна и вредна,она уничтожает человеческое достоинство, она воспитывает в душе творца раба, и её "установление мы обязаны не какому - либо государству правительству или церкви, ни какому - либо закону изданному некогда нашими предками , а самому антихристианскому из соборов и самому тираническому из судилищ - судилищу инквизиции ",- пишет Мильтон. Но не в Италии и не в Испании не сделались ненамного " лучше, честнее , мудрее и целомудреннее с тех пор , как инквизиция стала немилосердна преследовать книги " - Этот пример , а также то , что ни один народ и государство, " если они вообще ценили книги никогда не вступали на путь цензуры", по мнению Мильтона должны заставить парламент Англии пересмотреть этот закон, ибо он посягает на свободу, знание, истину.
Лорды и Общины Англии! - обращается Мильтон к парламенту,подумайте, к какой нации Вы принадлежите, и какой нацией Вы управляете: нацией не ленивой и тупой, а подвижной , даровитой и обладающей острым умом... Вы не можете сделать нас теперь менее свободными, если Вы сами не станете меньше любить и насаждать истинную свободу".
В подтверждение своих слов Мильтон вспоминает виденное , ниспосланное от Бога Дионисию Александрийскому ( около 240 г.н.э.),раздумывавшему, следует ли читать языческие книги: "Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать", - таков завет Дионисия.
Для развращенного ума даже самые лучшие книги могут послужить поводом к основе, тогда как благоразумный читатель сможет взять для себя необходимое важное из развращенной книги. Мильтон признавал вредность плохих книг, но цензура, на его взгляд , еще вреднее , чем плохие книги. Так как , запрещая дурные книги, цензура вредит умному читателю, не принося никакой пользы глупцу.
Христос ссылался в свое оправдание, что, он не прятался, а проповедовал публично, "...но письменное слово еще более публично , чем проповедь, и опровергать его в случае нужды гораздо легче". Мильтон почти уверен в том, что парламент не замедлит отменить закон ,"который мы считали умершим вместе с прелатами и их братьями".
"Я знаю", - говорит он - "что как и хорошие, так и дурные правители могут ошибаться ,-ибо какая власть не может быть ложно осведомлена,- в особенности, если свобода печати представлена немногим? Но исправлять охотно и быстро и, находясь на вершине власти , чисто сердечные указания ценить дороже, чем иные ценят пышную невесту, это, высокочтимые лорды и общины, - добродетель соответствующая высшим доблестным деяниям, доступным лишь для людей самых великих и мудрых". Надо сказать, что Мильтон не жалеет похвал в адрес парламента.Может, он искренне верил в его прогрессивность?
Однако эта уверенность оказалась напрасной, и закон о цензуре был отменен парламентом лишь 50 лет спустя, в 1689 году, в 9 пункте "Билля о правах". Публикация материалов согласно этому пункту не может подать повода к преследованию или рассматриваться в каком - нибудь месте, кроме парламента. Уже 304 года в Англии не ограничивается свобода печати, но парламент все же может решить судьбу газет и журналов.
Мильтон оказал большое влияние на развитие журналистики как в Англии, так и в европейских странах.
Мильтон не оставил политической борьбы. В 1649 году была опубликована его книга "Иконоборец", в которой он обосновывал осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства.
Жизнь Мильтона резко изменилась после реставрации монархии в Англии в 1660 году. Сочинение Мильтона "Иконоборец" и "Защита английского народа" были публично сожжены. Последние годы жизни поэта были тяжелыми, но надвигавшаяся слепота не помешала ему написать в 1667 году поэму "Потерянный рай", в 1671 - "Возвращенный рай", а в 1670 - "Историю Британии". Последним произведением Мильтона стала трагедия "Самион борец"(1671), и через три года Джон Мильтон умер в Лондоне.
И в наше время произведения Мильтона не утратили свою актуальность.
Другие работы по теме:
Ангел
Ангел, сверхъестественное существо, посредник между Богом и человеком.
Йост, Мишель
Введение 1 Биография 2 Сочинения Йоста 3 Источники Введение Мише́ль Йост (Йос) (фр. Michel Yost; 1754, Париж — 5 июля 1786, там же) — французский кларнетист, композитор и педагог, основоположник французской школы исполнительства на кларнете.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Гроздья гнева
Введение 1 Сюжет 2 Экранизация 3 Название романа Введение «Гроздья Гнева» (англ. The Grapes of Wrath) — роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году. Удостоен Пулитцеровской премии. Входит во многие учебные программы школ и колледжей США.
Мой характер
Автор: Сочинения на свободную тему Поскольку я увлекаюсь психологией, мне очень интересно познавать характер других людей, не только меня. Также я умею определять характер по цвету глаз, ведь по глазам человека узнать можно всё.
Первый снег художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Осень постепенно отдает свои права зиме. Утром уже очень холодно, кое-где появляется первый иней. Днем солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всем ощущается морозное дыхание зимы.
Пушок художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Пушок — это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.
Стихотворение Книги-наши друзья
Стихотворение "Книги-наши друзья" Автор: Сочинения на свободную тему Все задают себе вопрос, Кто просто шутит, кто всерьез: “Зачем нам книги на Земле?
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Осень художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Клены оделись в багрянец. Они стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел октябрь. Иногда тихонько роняют свои резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Самый памятный день лета
Автор: Сочинения на свободную тему За это лето я побывала в разных городах и даже странах! Но больше всего мне понравилось на юге в Турции. Этот шум моря и отблеск воды на солнце...Горячий песок,голубое небо...Привкус солёной воды во рту...И маленькие бычки которые аккуратно касаются твоих ног...
Что сказала мама
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды во время каникул, перед уходом на работу, мама попросила нас с братом убраться в квартире. Мы позавтракали, посмотрели телевизор. Мне позвонили друзья, и мы пошли гулять на улицу. Я катался на велосипеде, потом мы играли в футбол. После обеда гонял на роликах.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Круселль, Бернхард Хенрик
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Основные сочинения 4 Библиография Введение Бе́рнхард Хе́нрик Кру́селль (швед. Bernhard Henrik Crusell; 15 октября 1775, Нистад, Швеция, ныне Уусикаупунки, Финляндия — 28 июля 1838, Стокгольм) — финско-шведский композитор, кларнетист и переводчик.
Обезьяний процесс
Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса (1925), более известное как Обезьяний процесс (англ. monkey trial), — судебный процесс над школьным учителем Джоном Скоупсом (1900—1970), который был обвинён в нарушении антидарвинистского «акта Батлера».
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Доктрина Кеннеди
(англ. Kennedy Doctrine) относится к инициативам во внешней политике 35-го Президента США Джона Фицжеральда Кеннеди по отношению к странам Латинской Америки в 1961—1963 годах. Кеннеди поддерживал сдерживание коммунизма и противодействие коммунистическому прогрессу в Западном Полушарии.
Два доллара США
Реверс Серия 2003A Два доллара США — второй по номиналу федеральный резервный билет США. На лицевой стороне изображён Томас Джефферсон, на обратной репродукция картины Джона Трамбулла «Декларация независимости».
Болл, Джон священник
Джон Болл (англ. John Ball; ок. 1330 — 15 июля 1381) — английский священник-лоллард, проповедник социального равенства, распространял религиозные доктрины Джона Уиклифа. Жил в Сент-Олбенсе и Колчестере, затем вёл жизнь бродячего проповедника без прихода. С 1366 года ему было запрещено проповедовать архиепископом Кентерберийским, он неоднократно заключался в тюрьму за ересь.
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Виндзорский договор 1386
Виндзорский трактат , подписанный в Виндзоре в 1386 году при бракосочетании Жуана I, первого португальского короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положил начало англо-португальскому союзу, самому длительному в дипломатической истории, продолжавшемуся вплоть до мировых войн XX века.
Юм, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Философия 3 Сочинения Введение Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Дакота здание
Место убийства Джона Леннона Дакота (англ. The Dakota ) — известное здание, находящееся Нью-Йорке на пересечении 72-й улицы и Central Park West на острове Манхэттен. Официальный адрес: 1 West 72nd street.
Уэнтворт, Маргарет
Маргарет Уэнтворт (англ. Margaret Wentworth; ок. 1478 — октябрь 1550)[1] — мать королевы Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII. Известна также как муза поэта Джона Скелтона[2].
Славин, Морис
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Эссе 4 Публикации Введение Морис Славин (1913, Киев — 2006) — американский историк. 1. Биография Родился в Киеве, на Украине. Жил и преподавал в Огайо, США. Ученый Национального университета Янгстауна, специалист в области истории Франции, работы по истории Французской революции.
Президентские выборы в США 2004
Введение 1 Кандидатуры 1.1 Кандидат от Республиканской партии 1.2 Кандидаты от Демократической партии 2 Результаты Список литературы Введение Выборы президента Соединённых Штатов Америки 2004 прошли 2 ноября 2004 года. Это были 55-ые последовательные выборы президента и вице-президента США на четырёхлетний срок.
Дорога на Санта-Фе фильм
«Дорога на Санта-Фе» — исторический вестерн 1940 года. Фильм находится в общественном достоянии в США. Сюжет 1854 год. Вест-Пойнт, первый Федеральный кавалерийский кадетский корпус. Джеймс (Джеб) Стюарт — новый кадет, который с успехом начинает проходить обучение. Молодой человек находится на хорошем счету у командиров, но, тем не менее, наживает себе врага в лице кадета Карла Райдера радикального аболициониста, настроенного изменить политическую систему Америки.
История Уганды
История Уганды 1894—1962 — протекторат (генерал-губернаторство) Великобритании. 1962—1971 — первое правление Мильтона Оботе. 1971—1979 — диктатура Иди Амина. Изгнание «азиатов» (выходцев из Индии, населивших Уганду в годы британского владычества и составивших угандийскую «мелкую буржуазию»)
Нарбони, Моше
Моше́ бен Иеошу́а Нарбо́ни , известный также как Видаль Биасом , (год рождения неизвестен, Перпиньян, Франция — 1362?) — средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида. Главным местом обитания была Нарбонна, отсюда прозвание Нарбони.
Гольбах, Поль Анри
Поль Анри Тири Гольба́х (барон д’Ольба́х, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Го́льбах , нем. Paul Heinrich Dietrich Baron von Holbach, 8 декабря 1723, Эдельсхайм — 21 июня 1789, Париж), французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Элтон Джон
Настоящее имя Элтона Джона — Реджинальд Кеннет Дуайт. Он родился 25 марта 1947 года в Пиннере (Англия). Уже в раннем детстве Редж обнаружил незаурядные способности к музыке, поражая домашних и друзей семьи своими успехами в игре на фортепиано.