В политической жизни общества важное место принадлежит общественной деятельности молодежи, ее организаций, среди которых до конца 80-х гг. определенную роль играл комсомол. Вместе с тем, происходящие в обществе изменения отчетливо выявили кризис в молодежном движении. Данные социологических исследований в последнее десятилетие стали постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельности комсомола резко упала, молодежь разочаровалась в формах и методах его работы. Отстав от жизни, оторвавшись от молодежи, от реальных процессов, он не мог не прийти к поражению.
Монополизм, который долгое время олицетворял комсомол, не мог не сказаться на молодежном движении.
Однако растущее требование жизни о преобразовании одной молодежной организации в многообразные формы организации молодежной инициативы реально претворяется в жизнь: в начале 90-х гг. появилось большое количество как формализованных, так и самодеятельных движений молодежи по самым разнообразным злободневным общественным проблемам. Коренное изменение форм и методов их работы, решительный отказ от монополии, заорганизованности, непосредственная связь с жизнью молодежи - вот реальный источник жизнеспособности любой молодежной организации.
Вместе с тем отсутствие точного понимания положения и роли молодежных организаций чревато негативными последствиями, которых можно и нужно избежать, если проблемы отношения молодежи к обществу и общества к ней строятся на учете реально складывающихся тенденций в общественной жизни.
В отечественной социологии накоплен определенный опыт исследования проблем молодежи. Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1990 г.- Институт молодежи) провел изучение широкого круга вопросов, волнующих молодых людей нашей страны.
В современных условиях на первый план вышла проблема статуса молодого человека, его положения и места в жизни общества. Социологическими исследованиями было выявлено, что декларируемые права молодежи плохо обеспечиваются в реальности. Это касается и трудовых гарантий, и участия в общественно-политической жизни, и обеспеченности жильем, и возможностей удовлетворить материальные и духовные потребности. Так, обеспеченность общежитиями малосемейных составляет 15%, не удовлетворено 1,5 млн заявок на детские сады. К тридцатилетнему возрасту большинство опрошенной молодежи не устраивает ее материальное положение.
Нельзя согласиться с бытующими в сознании старшего поколения обвинениями, что молодые люди «не те, какими были мы». Результаты социологических исследований говорят о том, что подавляющее большинство молодых людей не так уж плохи, как кажется на первый взгляд: 98% верят в любовь как высшую ценность жизни, 15% ответили отрицательно на предложение бросить работу, если бы они получили наследство. Не менее ярко проявляются и общественно-политические интересы молодежи.
Одним из препятствий на пути гражданского становления становится непонимание старшим поколением интересов молодежи - об этом сказала пятая часть опрошенных. Хотя это вечно старая и вечно новая проблема, однако в 70-х гг. она приобрела характер острой конфронтации, что не только привело к разрыву части молодежи с интересами старшего поколения, но и подорвало идеалы, вдохновлявшие ее в течение длительного времени.
Молодежь давно уже не приемлет снисходительно-покровительственного отношения к себе со стороны старших. В ее среде силен критический настрой. У молодого поколения вызрели трудные для общества вопросы. Как относиться к предшествующим поколениям в свете того, что творилось в нашей действительности? Кто несет ответственность за преступления против миллионов людей? Как избежать повторения ошибок? Приходится признать, что у многих из старших нет особых оснований поучать молодых тому, как жить. Вернуть доверие молодых нудным морализаторством и рассказами о том, как они геройски и трудно жили) не удается. Основа для совместной работы - тот процесс очищения, который важно довести до конца. Общество находится ныне в таком положении, когда изобличается все двуличное и ложное. Вера старого толка сегодня рушится. Рушится там, где она строилась на наивной мечтательности, непродуманных политических решениях и программах, на социальной демагогии. Место такой веры занимает здоровое сомнение --подвергающее проверке и наши новые планы, и программы. И на почве этого чувства вырастает суровое, мужественное, ответственное отношение к действительности.
Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует, как справедливо утверждает И.М. Ильинский, бояться не разоблачения ошибок прошлого, а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь при всей ее потребности иметь честную историческую память помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. В общественных программах и государственных планах в качестве самостоятельных требуется выделить разделы, касающиеся проблем молодежи) и прежде всего социальных.
Идея новой молодежной политики, само понятие которой еще недавно большинству казалось странным, авангардистским, получает все большую поддержку.
Другие работы по теме:
Жаргон
Возникновение жаргона. Изменение словарного запаса человека в зависимости от темпа жизни, изменения социально-политической обстановки, развития научно-технического прогресса.
Арго, жаргон
Пропасть между ‘классической’ речью и сленгом расширяется с каждым днем в связи с не просто демократизацией, но и ‘вульгаризацией’ общественной жизни.
Молодежная политика в Испании
В Испании внедрена разветвленная общественно-государственная система служб социальной помощи молодежи. В Испании основными звеньями механизма разработки и осуществления молодежной политики являются автономные области.
Молодежь и время
Разница между поколениями молодежи в XX веке. Неформальная волна, молодежные группировки. Воздействие на формирование молодого поколения.
Социальная работа в Норвегии
Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются насилию, и т.д.
Развитие молодежного и детского движения в России в современных условиях
и его роль в социальном становлении и защите прав молодежи Молодежь – инновационная сила, будущее любого государства. Каким будет уровень образованности, воспитанности молодежи, таким будет и государство. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению форм и методов работы.
Молодежь и политика 3
Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова Кафедра социологии СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ На тему: « МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА
Молодёжь, как социальная группа
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Знакомство с особенностями международного молодежного сотрудничества в современных условиях. Дается характеристика основных направлений развития молодежной политики в современном мире. Осуществляется знакомство студентов с основными категориями международной молодежной политики
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Рекламний креатив
Содержание Суть и цели рекламной кампании Концепция и стратегия Результаты проведения рекламной кампании Список используемых источников 1.Суть и цели рекламной кампании
Функционирование службы рекламы в НИЦ "Регион"
Анализ структуры организации и функций управленческих подразделений. Изучение деятельности и должностных обязанностей специалистов отдела маркетинга. Определение технологий реализации рекламной кампании, направленной на продвижения услуг на рынок.
Русские народные праздники 2
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.
История манги
Слово манга, которое поначалу означало "эскизы, сделанные наугад", постепенно превратилось в общий термин для описания комических или сатирических рисунков, карикатур или юмористических рисованных сериалов.
Контркультура
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы.
Еврейские молодежные ассоциации
Еврейские общинные центры ведут свое происхождение от еврейских литературных молодежных обществ, создававшихся в американских городах в 1840-х годах.
Современные молодежные субкультуры
Распространенные современные молодежные субкультуры. Стили и направления. Готы - молодые люди в черных одеждах. Trash, бруталы, мажоры. Педовки, позёры. Скейтеры и альтернативщики. Обычные или цивилы. Изюминка всех субкультур постсоветских стран.
Коммунистический союз молодёжи Западной Украины
, КСМЗУ (укр. Комуністична спілка молоді Західної України, польск. Komunistyczny Związek Młodzieży Zachodniej Ukrainy, KZMZU) — политическая молодёжная организация Западной Украины. КСМЗУ работал под руководством Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ). Пребывал в подполье.
Белая роза
Введение 1 Члены группы 2 Мотивы 3 Акции 4 Сегодня 5 Интересные факты Введение Белая роза (нем. WeiЯe Rose) — название группы мюнхенского студенческого Сопротивления, действовавшей в Третьем рейхе. Она была образована в июне 1942 г. и просуществовала до февраля 1943 г.
Дельфийские игры
Введение 1 Историческая справка 2 Современные Дельфийские игры 3 Текущая ситуация Список литературы Введение Дельфийские игры современности — это конкурсы, фестивали, выставки и презентации в различных областях искусства. Истоки современных Дельфийских игр прослеживаются от античных Пифийских игр, проходивших в Дельфах / Греция.
Пираты Эдельвейса
План Введение 1 Антифашистская деятельность 2 Современные оценки действий Список литературы Введение «Пираты Эдельвейса» (нем. EdelweiЯpiraten) — молодежное неформальное объединение в нацистской Германии.
Корнилов Б.П.
Детские и юношеские годы прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семенов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьезно.