Публичная администрация и административное право

Рефераты по праву и юриспруденции » Публичная администрация и административное право

Англо-американский подход

С точки зрения американских юристов административное право США регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений а также контроль судов над администрацией. Организация административной системы и структура отдельных учреждений не являются по их мнению объектом регулирования этой отрасли права. По установившейся традиции административное право регулирует три объекта: административное нормотворчество; административную квазисудебную деятельность; контроль судов над администрацией.

Американцы сосредоточивают свое внимание на «внешнем административном праве» т. е. на той части отрасли права которая регулирует взаимоотношения учреждений с частными лицами. Они интересуются «внутренним административном правом» регулирующим внутреннюю структуру администрации и взаимоотношения между отдельными ее составными частями лишь в той мере в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам. То же самое можно сказать и о гражданской службе и о местном управлении.

Американцы склонны рассматривать свое административное право как совокупность юридических норм призванных защитить частное лицо от произвола бюрократии. Как писал в 1928 г. американский ученый Э. Фройнд «административное право - это право контролирующие администрацию а не право созданное администрацией». Об административном праве в таком понимании речь идет лишь тогда когда сталкиваются частное лицо и учреждение и необходимо разрешить возникший между ними конфликт.

Американскую юриспруденцию интересует в административном процессе не учреждения а главным образом частное лицо прежде всего его права на участие в этом процессе и те возможности которые предоставляются этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое административное право следует скорее именовать «административно-процессуальным».

Английские и американские юристы участвовавшие в процессе становления и развития права руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям (общему праву) которыми эта практика закреплялась. Подходя к делу практически они видели перед собой прежде всего клиента частное лицо пострадавшее в результате того или иного действия администрации. Эта коллизия между частным лицом и государственным органом т. е. между частным и публичным интересом до сих пор заслоняет англосаксонскому юристу все остальное в этой области общественных отношений. Формирование отрасли права происходит в таких условиях в ходе обобщения юридической практики. Как писали в 1972г. Б.Шварц и Х.Уэйд «административное право стало правовой системой разработанной применяемой на практике и контролируемой юристами которые сосредоточивали свое внимание на судебной процедуре как наилучшим образце для хорошего управления».

Континентальный подход

Система континентальной Европы от теории к практике. Дедуктивный метод. База - нормы римского права которое делилось на право публичное (все государственные учреждения публичной власти) и частное право. Этой системе характерны авторитарные наклонности. Следующие объекты изучения:

принципы организации власти

внутренняя структура администрации

вопросы которые можно отнести к частному праву (договор купли-продажи имущества между администрацией и кем-либо режим государственной собственности общественные работы)

роль публичной администрации

В англосаксонской системе права нет разделения на публичные и частные интересы. В Европе существует недоверие к администрации. Причина этого - в исторических подходах к организации АП. Суды общей юрисдикции имеют огромную власть в Англии и США. Все им подчиняется они не разделены. В странах общего права более узкое понимание АП. К примеру организация и структура административных органов не относится к АП. АП США характерен очень узкий подход. Гражданская (государственная служба) не относится к АП. АП - взаимоотношениями частных лиц с государственными органами власти. К отраслям АП относятся полномочиями административных учреждений контроль судов над ними порядок деятельности администрации.