C
истема Макаренко - самая демократическая
Инна Кленицкая
70 лет назад Макаренко написал "Педагогическую поэму". Сегодня в России около тысячи школ макаренковского типа. Они полностью обеспечивают себя, продавая собственные товары - выпечку, сувениры, швейные изделия и даже мебель. Такие школы есть в каждом областном центре. Мы признаем: наши детские дома и интернаты не справляются со своими задачами (выпускники совершенно не приспособлены к жизни). Не достигает цели перевоспитания и большинство колоний для несовершеннолетних - велик процент рецидивов. Самое бы время сейчас воспользоваться опытом, системой Макаренко. Но, к сожалению, они почти забыты.
Распространился предрассудок, что педагогика Макаренко неприменима в наше время. Появились даже утверждения, что опыт Макаренко - "пример перевоспитания преступника, а не воспитания обычного ребенка". (Евг. Бунимович). Печальнее всего, что это высказывание принадлежит педагогу. Не менее опасный предрассудок - убеждение, что все дело в неповторимой личности создателя уникального детского учреждения. Все это происходит от поверхностного представления о системе этого педагога, от непонимания ее сути.
Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Отсюда - принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять?
Принцип третий: коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа (отряд). Однако коллектив может быть заинтересован в дисциплине (а значит, и в осуждении ее нарушителя) только в том случае, если от дисциплинированности каждого зависит благосостояние (не только материальное!) всех и если ребята сами могут участвовать в установлении границ этой дисциплины. Что же касается опасений самосуда, то за него может быть наказан весь коллектив. Ни в колонии Макаренко, ни в детских домах, работающих по его системе, самосудов не было и нет.
Относительно разговоров о якобы военизированном характере воспитания колонистов можно с уверенностью сказать, что это был просто антураж, привлекательный для подростков того времени. А "железная" дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Вспомним, что ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое - бойкот - применялось крайне редко.
В 60-е годы мне посчастливилось несколько раз гостить в детском доме, которым руководил Семен Калабалин, воспитанник, ученик и последователь Антона Семеновича (тот самый Сенька Карабанов из "Педагогической поэмы"). После выхода в свет книг Ф. Вигдоровой, посвященных этому замечательному человеку, мне предложили сделать радиопередачу о его детском доме. Так я оказалась в этом удивительном детском царстве.
Детский дом располагался в селе Клейменово под Егорьевском (Московская область). Имелось большое хозяйство: кролики, поросята, огород, фруктовый сад. Работали разные мастерские. Доходами от продажи живности распоряжались сами ребята (овощи и фрукты шли на стол). Помню заседание совета командиров, на котором обсуждалось, как использовать деньги, полученные за проданных кроликов. Ребята решили единогласно: часть денег отложить на помощь тем, кто в этом году поступит в вузы и техникумы, а на остальные съездить в Москву. В следующий раз решили доход от реализации швейных изделий пустить на "двойную порцию киселя за обедом, а малышам - побольше конфет". Не могу забыть заседания совета, где решалось, как наказать нахватавшего двоек мальчишку. Постановили: отлучить от ухода за поросятами, пока не будут исправлены двойки. Не помогло даже заступничество любимой воспитательницы Галины Константиновны - жены Семена Афанасьевича, его соратницы и помощницы (той самой Галки Черниговки из "Педагогической поэмы").
Кстати, выбирались командиры по всем демократическим правилам: кандидатов - несколько (кого предложат отряды), голосование - тайное. (Это было одной из причин недовольства чиновников: "Развели демократию! Мало ли кого дети навыбирают!").
Самообслуживание в детдоме было почти полным (из взрослых рабочих - только повариха). Дежурные сами развешивали масло и раскладывали его по масленкам (как в семье!) на каждый столик, сами клали конфеты в вазочки, наливали кисель, насыпали в сахарницы песок. Это исключало возможность "недовложений": кто же станет воровать у себя и своих товарищей? Чистили овощи, мыли посуду, убирали тоже дежурные.
Не было в доме нелепых запретов: малыши свободно бегали по коридорам, за едой ребята негромко переговаривались ("А разве в семье люди за общей трапезой молчат?" - говорил Семен Афанасьевич. Да и не приняли бы ребята такого запрета).
Немного о коллективной ответственности. Как-то во время сеанса в егорьевском кинотеатре кто-то из воспитанников громко свистнул. Семен Афанасьевич тут же увел всех. Ребята даже не стали выяснять, из-за кого им не удалось досмотреть фильм. Но больше такое никогда не повторялось.
Сельские женщины отзывались о детдомовских так: "Такие ребята культурные, воспитанные. Слова худого от них не слышно или чтобы там курили... Поздороваются всегда. Вот бы нашим мужикам с них пример взять".
В детском доме воспитывались и обычные сироты, и ребята, поступившие из колоний (там с ними не могли справиться!). Семен Афанасьевич не делал никаких различий между ними. Он понимал: несовершеннолетний правонарушитель - это просто ребенок, у которого не было нормального детства, испытавший жестокость родителей или их равнодушие.
Никто не спорит - любой вид семейного воспитания (в том числе патронажные семьи, семейные детские дома, деревни SOS) лучше самого хорошего детдома. Но пока детские дома, интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося положения я вижу только в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.
Другие работы по теме:
Педагогика А.С. Макаренко и современность
В статье рассматриваются ключевые идеи новатора, которые получили развитие ввиду своей инновационной и гуманистической природы, а потому его педагогика стала исторически перспективной не только для современной эпохи.
Тема Кол-во страниц
Игровая деятельность в жизни ребенка. Психолого-педагогическая характеристика игры
Быть на Земле Человеком.
Автор: Сочинения на свободную тему Ты рожден человеком, но человеком надо стать. Настоящий человек выражает себя в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям
Моя мама самая лучшая
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ на тему: МОЯ МАМА САМАЯ ЛУЧШАЯ Белевская средняя школа № 1 подготовил учащийся 10 «Д» класса Толстов Александр Белев 2002 год. Моя мама самая лучшая.
Книга А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"
"Педагогическая поэма" - наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой был автор.
Политические партии Российской империи
Полити́ческие па́ртии Росси́йской импе́рии — совокупность политических партий, существовавших в российском государстве с конца XIX века до середины 1920-х годов (с учётом КПСС - до 1991 года).
Сегодня газета, Латвия
Введение 1 Владельцы и сотрудники газеты 2 Закрытие газеты Список литературы Сегодня (газета, Латвия) Введение Газета «Сего́дня» — латвийская русскоязычная независимая демократическая газета, издавалась в Риге с 17 августа 1919 и по 21 июня 1940. Самая крупная и содержательная из русских газет в Прибалтике.[3] Газета не относилась к эмигрантской русскоязычной печати, так как была основана уроженцами Латвии и официально именовалась латвийской газетой на русском языке.[4]
Флаг Йемена
Национальный флаг Йемена был принят 22 мая, 1990, в день объединения Северного Йемена и Южного Йемена. Красный, белый и чёрные цвета классические пан-арабистские, они так же присутствуют на флагах таких стран, как Египет, Сирия, Ирак.
Парламентские выборы в Андорре 2009
Введение 1 Список партии 2 Результаты 3.1 Официальные сайты партии Список литературы Введение Парламентские выборы в Андорре 2009 года состоялись 26 апреля.[1] Они стали четвёртыми выборами проведёнными по конституции 1993 года. Выборы прошли в конце обычного четырёхлетнего срока, но спустя месяц после сильного давления со стороны соправителя Николя Саркози, который ратовал за изменение законов о банковской тайне.[1]
Украинская социал-демократическая рабочая партия
(УСДРП) — украинская политическая партия, созданная в 1905 году. История УСДРП появилась в результате раздоров в Революционной украинской партии (РУП). Кроме УСДРП, после раскола РУП появились также Национальная украинская партия (НУП) под руководством Михновского, «Спилка», Украинская радикальная партия (УРП) во главе с Гринченко, Дорошенко и Ефремовым, а также Украинская демократическая партия (УДП) с Лотоцким и Чикаленко.
Монгольская демократическая революция
Введение 1 Предпосылки 2 Ход событий 2.1 Общественные выступления 2.2 Реформы Список литературы Монгольская демократическая революция Введение Демократическая революция (монг. Ардчилсан хувьсгал) в Монгольской народной республике в 1990 года началась с ряда митингов и демонстраций в Улан-Баторе и окончилась отставкой правительства МНРП, введением многопартийных выборов и принятием новой конституции.
Палата депутатов Люксембурга
План Введение 1 Состав и полномочия 2 Результаты некоторых выборов 2.1 Выборы 2004 года 2.2 Выборы 1999 года Введение Палата депутатов Люксембурга (люксемб. D'Chambersgebai, фр. Chambre des Deputes, нем. Abgeordnetenkammer) — законодательный орган Люксембурга.
Демократическая Кампучия
Введение 1 История 2 Внутреняя и внешняя политика 2.1 Преследования за религиозные убеждения Список литературы Введение Демократическая Кампучия (кхмер. កម្ពុជាប្រជាធិបតេយ្យ) — государство в Юго-восточной Азии, существовавшее в период с 1975 до 1979 на территории Камбоджи.
Канадские политические партии
План Введение 1 Федеральные политические партии 1.1 Партии, представленные в Палате общин 1.2 Партии без представительства, участвовавшие в выборах
Закавказская Демократическая Федеративная Республика
Закавказская Демократическая Федеративная Республика Закавка́зская Демократи́ческая Федерати́вная Респу́блика ЗДФР ) — государственное образование в Закавказье, провозглашённое Закавказским сеймом 22 апреля 1918 года. Правительство и министерство иностранных дел ЗФДР возглавил А.
Парламентская Скупщина Боснии и Герцеговины
Парламентская Скупщина (босн. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, хорв. Parlamentarna skupština Bosne i Hercegovine, серб. Парламентарна скупштина Босне и Херцеговине) — двухпалатный представительный и законодательный орган (парламент) Боснии и Герцеговины.
Белорусская крестьянско-рабочая громада
План Введение 1 История создания 2 Программа Громады 3 Ликвидация и запрет Громады Список литературы Введение Белорусская крестьянско-рабочая громада — революционно-демократическая организация в бывшей тогда частью Польши Западной Белоруссии, действовавшая в период с 1925 по 1927 гг. и насчитывавшая, по различным оценкам, от 100 до 150 тысяч членов.
Политика Саскачевана
План Введение 1 Выборы 2007 2 Левые партии 3 Центр 4 Саскачеванская партия Введение Исполнительная власть Лейтенант-губернатор (Барнхарт) Премьер-министр (Уолл) (список) Совет министров
Характеристика демократической партии Соединенных Штатов Америки
Демократическая партия (англ. Democratic Party) — одна из двух крупнейших партий США. Является одной из старейших политических партий в мире. Её неофициальный символ — ослик (символ упрямого преодоления препятствий), неофициальный цвет — синий. Председатель партии — Тим Кейн.
Демократическая Конфедеративная Республика Корё
Демократическая Конфедеративная Республика Корё Демократическая Конфедеративная Республика Корё (кор. 고려민주련방공화국) — проект организации конфедеративного корейского государства, предложенный в конце 80-х годов президентом КНДР Ким Ир Сеном.
Буржуазно-демократическая революция
Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии. Примеры: Нидерландская революция, Английская революция, Синьхайская революция, Великая французская революция и другие.
Революция 1848 1849 годов в Чехии
План Введение 1 Причины и задачи революции 2 Хронология револции Список литературы Введение Революция 1848—1849 гг. в Чехии — буржуазно-демократическая революция в Чехии, одна из европейских революций 1848—1849 гг.
Демократическая Республика Вьетнам
Демократическая Республика Вьетнам (вьетн. Việt Nam Dвn Chủ Cộng Hтa) ( , часто упоминается как Северный Вьетнам) — государство в Юго-Восточной Азии, существовавшее в 1945—1976 годах.
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Главы правительства Молдавии
Содержание 1 Молдавская Демократическая Республика (1917 — 1918) 2 Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (в составе УССР, 1924 — 1940)
Муганская Советская Республика
План Введение 1 История 2 Конец республики 3 В культуре и искусстве Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань
Андриевский, Афанасий Михайлович
Афана́сий (Пана́с) Миха́йлович Андрие́вский (укр. Опанас Михайлович Андрієвський; 1878(1878), Киевская губерния — 16 мая 1955, Австрия) — украинский государственный и политический деятель.
Воронеж в 1900-1916гг.
С началом XX века Воронеж и воронежцы участвовали в революционно-политической жизни страны. В 1900 году возникла социал-демократическая организация искровского направления, которая принимала активное участие в создании "Северного союза Российской социал-демократической партии", или иначе “Северного рабочего союза”.