Жанэ Азамат Давлетович, консультант Правового управления Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея
Роль энергоснабжения переоценить сегодня трудно. В наши дни оно стало неотъемлемой частью жизни современного общества, его нормального существования. Высокая социальная значимость энергоснабжения бесспорна. Бесспорна также и значимость энергоснабжения как правового института, поскольку в современном гражданском обороте договор энергоснабжения – один из наиболее распространенных.
Сегодня в снабжении энергией в той или иной форме нуждается большинство используемых современной цивилизацией предметов. От бесперебойной подачи энергии зависит надлежащее функционирование таких жизненно важных объектов как больницы, поликлиники, учебные заведения, банки, - то есть все то, без чего немыслима в наше время жизнь любого человека. Именно по этой причине законодательство трактует энергоснабжение как деятельность, связанную с обеспечением жизнедеятельности населения ([1]
).
Столь масштабная роль энергоснабжения предполагает развернутое и детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент вряд ли можно считать достаточно разработанным и адекватным складывающимся социальным потребностям. Изучение действующего законодательства, регулирующего правовые (договорные) вопросы энергоснабжения, а также анализ практики применения данного законодательства со всей очевидностью свидетельствует о его несовершенстве. Особую остроту и актуальность данная проблема приобретает при снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых из федерального бюджета. К сожалению, в последние годы государство подчас снимает с себя заботу об их надлежащем (бесперебойном) обеспечении энергией. Заключается это в неурегулированности многих не только экономических, но и правовых аспектов энергоснабжения. Прекращение подачи энергии данным субъектам нередко производится вопреки действующему законодательству. Да и само законодательство порой не дает конкретного ответа на тот или иной спорный вопрос. Возобновление же целевого финансирования, судебная защита и восстановление нарушенных прав бюджетных организаций может занять достаточно продолжительное время, тогда как прекращение подачи энергии данной категории потребителей недопустимо ни на минуту.
Говоря о проблемах правового института энергоснабжения, следует, прежде всего, отметить традиционную для России множественность соответствующих нормативных актов и их низкое качество. Большинство юридических норм упомянутых актов в силу их несовершенства и двусмысленности настолько запутаны, что разобраться в них под силу лишь специалисту, имеющему серьезную юридическую подготовку. Но основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования тех или иных вопросов энергоснабжения.
Отмечая просчеты в законодательном регулировании энергоснабжения и сопряженные с этим серьезные отрицательные последствия для всей страны, следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте – ГК РФ. При этом систематизация законодательства должна осуществляться на основе следующих принципов:
минимизация регулирования энергоснабжения подзаконными актами путем придания нормам ГК РФ императивного характера, а так же посредством разработки новых норм;
повышение платежной дисциплины в энергоснабжении путем ужесточения юридической ответственности сторон за нарушение договорных условий;
совершенствование порядка ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, не обеспечивающих оплаты принятой ими энергии;
совершенствование порядка компенсации государством потребленной стратегическими (не отключаемыми) организациями энергии в случае их неплатежеспособности.
Естественно, обновление норм ГК РФ нельзя рассматривать как панацею. Нельзя также однозначно утверждать, что закон исчерпывающим образом ответит на все существующие вопросы. Но, по крайней мере, изменение ныне действующего порядка позволит решить массу проблем, существующих сегодня в сложном и противоречивом правовом поле. Все это вызывает необходимость глубокого осмысления и правового анализа спорных вопросов энергоснабжения, разрешения и последующего устранения правовых коллизий, препятствующих принятию единственно верного решения. На нынешнем этапе представляется важным привлечь внимание общества к данным проблемам, вызвать широкую дискуссию с теми, кто не желал бы позитивных сдвигов в энергоснабжении как в экономическом, так и в правовом смысле.
[1]) См. ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // РГ. 2001 г. N 256
Другие работы по теме:
Типы экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 3 Традиционная система 4 Административно-командная система (централизованно-плановая) 5 Рыночная система 7 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. 7
Региональное казначейство
Региональное казначейство является системой финансовых органов субъекта Федерации, имеющих исключительные полномочия по исполнению регионального бюджета по доходам и расходам, управлению счетами бюджета и бюджетными средствами.
Финансовое регулирование, понятие и сущность
Финансовое регулирование Необходимость государственного финансового регулирования: начиная с конца XIX в. рынок перестает автоматически саморегулироваться (в т.ч. из-за развития профсоюзного движения, фиксирования минимальной заработной платы и т.д.)
Сущность бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения
Сущность бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения. Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.
Экономические инструменты казначейского исполнения бюджета
1. Роспись доходов и расходов бюджета является одновременно принципом и экономическим инструментом. На практике, в связи с дефицитом бюджета составляются кассовые планы исполнения бюджета. Они составляются на месяц с распределением на 5 – и 10-дневки с указанием сроков поступления платежей и финансирования срочных и первоочередных расходов.
Финансовое право
Понятие финансового права, особенности его предмета и метода правового регулирования. Отличие финансово-правовых норм от гражданско-правовых. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Задачи бюджетного учета
Бюджетный учет как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, его основные цели, задачи. Направления бюджетной реформы.
Как лучше платить за энергию
Систематически повторяющиеся события, связанные с отключением электрической энергии, подаваемой юридическим лицам, объясняются не только несовершенством организации инфраструктурного комплекса нашей страны.
Энергия – вещь?!
Вот уже на протяжении многих лет решение вопроса о возможности либо невозможности отнесения электроэнергии к категории вещей вызывает острые дискуссии в правовой науке.
Методические указания для выполнения рефератов
Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента по определенной теме. При написании реферата студент должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал
Темы курсовых работ по финансовому праву
Беларуси. Исходя из данной цели дословное воспроизведение значительных по объему выдержек из нормативных актов и целых страниц учебных пособий и монографий не может рассматриваться в качестве самостоятельной работы, и такие работы к защите не допускаются
Правовое регулирование аренды транспортного средства
Правовое регулирование аренды транспортного средства Введение Цель данной работы: рассмотреть особенности правового регулирования аренды транспортных средств, в частности: общие положения правового регулирования аренды транспортных средств; договор аренды транспортно средства с экипажем (фрахтования на время); аренду транспортного средства без экипажа.
Понятие трудового договора. Трудовой договор понятие, стороны
, содержание Современное легальное понятие трудового договора закреплено законодателем в ст.56 ТК РФ: трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Государственный контроль за хозяйственной деятельностью 2
Хоз.деят-сть - деятельность спец-х субъектов хозяйствования в сфере производства, обмена и перераспределения материальных и интеллектуальных благ, а также управление и контроль за этой деятельностью со стороны гос-х органов и иных лиц.
Источники договора найма жилых помещений
План: Введение. Источники нормативно-правового регулирования договора найма жилых помещений на федеральном уровне. Источники нормативно-правового регулирования договора найма жилых помещений в Ростовской области.
Административное право 11
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Основы предпринимательского права
Предмет и метод предпринимательского права, его основные принципы и источники. Классификация субъектов предпринимательского права: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Понятие коммерческой и некоммерческой организации и их деятельность.
Трудовое право как отрасль науки
Трудовое право как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей. Единство и дифференциация правового регулирования труда. Функции и принципы трудового права. Императивные, диспозитивные и рекомендательные нормы.
Предмет и метод муниципального права
Предмет и метод муниципального права Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет. Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.