Лысак Е.Д., генеральный директор ЮК «ЮРРУСФЛОТ»
С вступлением в силу главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) и введения в действие Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) с 1 февраля прошлого года возникла проблема, связанная с намерениями налоговых органов обложить выплаты инвалюты взамен суточных, выплачиваемых членам экипажей судов заграничного плавания, единым социальным налогом (ЕСН) и налогом на доходы физических лиц.
В литературе стали появляться мнения [[1]]
от том, что работа членов экипажей судов загранплавания и рыбопромыслового флота имеет разъездной характер, а следовательно в соответствии со статьёй 166 ТК РФ нахождение в загранплавании не является командировкой, поэтому суточные не должны выплачиваться.
Такая позиция представляется спорной и не достаточно аргументированной на наш взгляд. Поскольку нормы выплат взамен суточных, выплачиваемые в настоящее время членам экипажей судов установлены распоряжением Правительства РФ № 819-Р от 01.06.1994 г. Конечно, данное распоряжение не носит характера нормотивно-правового акта, но в настоящий момент оно не утратило силу и продолжает действовать. В 2000 году размеры норм установленных данным постановлением были распространены и на членов экипажей научно-исследовательских судов за время их нахождения в заграничном плавании. [[2]]
Но Министерство по налогам и сборам и его территориальные управления на местах заняли позицию, в соответствии с которой выплаты инвалюты взамен суточных ими не признаются компенсационными выплатами, установленными законодательством РФ. Поэтому, по мнению налоговых органов, данные выплаты должны облагаться ЕСН и налогом на доходы физических лиц. Таким образом, судовладелец должен заплатить 36% ЕСН, а моряк или рыбак 13% подоходного налога. Примечательно, что местные (районные) налоговые инспекции требуют от судоходных компаний заплатить эти налоги «задним» числом, т.е. с момента вступления в силу ТК РФ.
Более того, в своих информационных письмах на имя директоров судоходных компаний налоговые органы «рекомендуют» (читай обязывают) устанавливать систему оплаты труда моряков, учитывающую их специфику. Выплата суточных при этом не должна предусматриваться. Наши доблестные налоговики забывают при этом о том, что моряк может за всю свою трудовую деятельность и не попасть за рубеж. Например, при работе на ледоколах или на судах постоянно работающих на каботажных линиях. При работе в каботаже ни о каких компенсационных выплатах и речи быть не может! А суда рыбопромыслового флота постоянно работают, как правило, в исключительной экономической зоне РФ. Так может быть искусственно создаётся эта проблема сотрудниками налогового ведомства?
Ведь при более детальном рассмотрении данной проблемы можно сделать однозначный вывод о несостоятельности доводов налоговых органов. Так в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ : «...при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за её пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством...». А выплачиваемые членам экипажей судов денежные суммы взамен суточных, как сказано выше, установлены Распоряжением Правительства РФ. И таким образом, они относятся к вышеуказанной категории выплат и, следовательно, не должны включаться в доход моряков и рыбаков, подлежащий налогообложению.
В дальнейшем налоговым ведомством были утверждены методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога [[3]]
. Этот документ также не носит характера нормативности и создан специально для пользования исключительно в рамках этого ведомства. В соответствии с пунктом 9.2. названного документа подлежат налогообложению: 9.2.4. Надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, которые учитываются в составе среднего заработка.
Таким образом, ссылка налоговых органов на статью 166 ТК РФ в этом случае является абсолютно не состоятельной. Поскольку указанная статья не полностью раскрывает понятие служебной командировки. Работодателю не составит труда поручить своим работникам выполнить его поручение за границей. И моряки вполне могут выполнять служебные поручения вне постоянного места работы, которое определяется местом регистрации юридического лица, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Необходимо это только правильно оформить. Например, приказом по предприятию. Но не будем вдаваться в тонкости юридической казуистики и вернёмся к нашей проблеме, которая отпала бы сама собой, если бы указанные нормы выплат взамен суточных, выплачиваемые в настоящее время членам экипажей судов загранплавания, были установлены не распоряжением, а постановлением Правительства РФ.
Т.е. в настоящий момент необходим нормативно-правовой акт, сохраняющий статус выплат инвалюты взамен суточных как компенсационных выплат, связанных с выполнением моряками и рыбаками своих трудовых обязанностей.
А пока понятна озабоченность судовладельцев на этот счёт, поскольку если выполнять требования налоговых органов, то фонд оплаты труда вырастает на 36%. В данной ситуации до принятия соответствующего нормативно-правового акта крупным судовладельческим и рыбопромысловым компаниям необходимо жёстко отстаивать свою позицию в судах.
Список литературы
[[1]]
«Бухгалтерия в вопросах и ответах» //№ 4 за 2003 г. С. 78-79
[[2]]
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 1657-Р
[[3]]
Приказ МНС России от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344 (приказ официально опубликован не был)
Другие работы по теме:
Международные налоговые соглашения
правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юри- дич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринима тельской деятельности. Как правило, соглашения об избежании двойного на логообложения заключаются на двусторонней основе.
Налоговый учет 4
Налоговый учет. Принципы налогового учета (по налогу на прибыль). Налоговый учет (по налогу на прибыль) применяется в организациях с общей системой налогообложения, то есть где не применяется упрощенная система налогообложения (УСН).
Сервисная деятельность в морских круизах
Graphics Презентация Тема: Сервисная деятельность в морских круизах Graphics Ценовая политика Включено в стоимость: Круиз с проживанием в каюте выбранной категории, портовые сборы, многоразовое питание на лайнере - по системе "все включено", все развлекательные и спортивные программы, детские программы, пользование бассейном, тренажерным залом, библиотекой, кинотеатры, дискотека, шоу программы и многое другое.
Плавание 2
Плавание (50м) Влияние плавания на организм человека необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым.
Технология ускоренного обучения плаванию
Методическая схема технологии ускоренного обучения технике спортивного плавания включает пять этапов. На каждом этапе решаются конкретные задачи, в зависимости от которых применяются средства и используются методы и приемы обучения.
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Внутренние водные пути
Проблема режима внутренних водных путей. Использование внутренних водных путей для иных, помимо судоходства, целей (выработка гидроэлектроэнергии, создание шлюзовых каскадов, водохранилищ, реализация экологических программ).
Виды судовых документов
Основные судовые документы. Исключения в отношении наличия судовых документов. Подлинность судовых документов. Документы, выдаваемые компетентными органами, подтверждающие определенные качества судна. Документы, отражающие жизнедеятельность судна.
Судовые документы по СУБ (Система управление безопасностью)
Условия жизнедеятельности экипажей судов и ее обеспечение в основе деятельности Международной Морской Организации и Международной Организации Труда. Система управления безопасностью судов и необходимые международные документы и свидетельства на борту.
Борьба за живучесть судна
Содержание 1. Дипломное задание……...……….……………………..…. 2 2. Содержание……………...…………….…….…………….... 3 3. Обязанности экипажа по борьбе за живучесть судна….… 5
Судовое оборудование. вспомогательные механизмы
Судовые грузоподъемные механизмы делятся на грузовые лебедки и поворотные краны. Их назначение – обеспечить грузовые операции при загрузке и разгрузке морских транспортных судов универсального назначения.
Компенсация арендодателю расходов на электроэнергию
Между арендатором - юридическим лицом и арендодателем - физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ПБОЮЛ, (арендатор применяет упрощенную систему налогообложения) заключен договор аренды нежилых помещений.
История развития плавания. Стили плавания
Плавание – вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта, так как укрепляет все группы мышц, а также способствует расслаблению организма и вероятность получения травмы здесь достаточно мала.
Фернан Гомиш
(порт. Fernгo Gomes) — португальский купец и открыватель новых земель, живший в XV веке, снарядивший несколько морских экспедиций для исследования западного побережья Африки.
Береговая охрана США
Введение 1 Организационная структура 2 Береговая охрана в структуре обеспечения национальной безопасности США Список литературы Введение Береговая охрана США (англ. United States Coast Guard (USCG), US Coast Guard) — военная служба США, предназначенная для наблюдения за выполнением федерального законодательства и обеспечения безопасности плавания судов в водах открытого моря и во внутренних водоёмах страны[3].
Южноамериканский морской котик
Научная классификация Латинское название Arctocephalus australis Zimmermann, 1783 Ареал Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Южноамериканский морской котик
Ingalls Shipbuilding
Вид части судостроительной верфи компании Company, где можно видеть несколько судов ВМС США находящихся в стадии строительства. На фото слева на право: USS Boxer (LHD-4), USS Ramage (DDG-61) and USS Benfold (DDG-65) и строящийся для ВМС Израиля корвет УРО, Hanit (503).
Капский морской котик
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Развитие численности Список литературы Введение Капский морской котик, или южноафриканский морской котик[1] (лат. Arctocephalus pusillus) — вид морских котиков из семейства ушастых тюленей. Его название несколько неточно, так как он обитает не только на побережье Южной Африки, но и в Австралии.
Федеральный суд США
План Введение 1 Состав федеральных судов 1.1 Суды входящие в систему судебной ветви власти 1.2 Суды не входящие в систему судебной ветви власти Введение
Объекты налогообложения 2
Статья 333.9. Объекты налогообложения 1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):
основы таможенного дела
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ Санкт - Петербургский филиал м. В.Б.Бобкова Контрольная работа по основам таможенного дела Вариант №2 ВЫБОРГ 1999г.
Международное морское право
Понятие и классификация портовых судовых сборов в портах России. Понятие провозной платы. Характеристика ставок судовых сборов. Понятие и сущность морского права. Основные правила применения и ставки портовых сборов в морских рыбных портах России.
Фернан Магеллан
Магеллан, Фернан (Magalhees, Ferneo de) (ок. 1480–1521), португальский мореплаватель.
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич
Знаменитый русский мореплаватель воспитывался в Морском кадетском корпусе, участвовал в первом кругосветном плавании русских судов в 1803—1806 гг. на фрегате “Надежда” под командой И.Ф. Крузенштерна.