Программа "Государственные жилищные сертификаты"
С момента принятия Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее – Программа ГЖС) прошло 5 лет. Для многих безквартирных военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, программа предоставила реальную возможность решить свою жилищную проблему. За прошедшее с 1998 года время реализовать свои сертификаты и стать владельцами квартир смогли более 57 тысяч семей [1]
.
Однако в среде потенциальных кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата, программа постоянно подвергалась и подвергается жесткой критике. В первую очередь, недовольство вызывает финансовое обеспечение программы. Получаемая участником программы ГЖС безвозмездная субсидия, как правило, не позволяет приобрести современное жилье в крупном городе. Разработчики программы рассчитывали, что при покупке квартиры военнослужащие, в дополнение к субсидии, будут использовать собственные сбережения или кредиты банков. Однако этот расчет не оправдался: во-первых, размер денежного довольствия военнослужащего не позволяет делать серьезных накоплений, во-вторых, ипотечное кредитование в России находится пока что в зародышевом состоянии.
Недовольство условиями Программы ГЖС привело некоторых бывших военнослужащих к дверям Верховного суда РФ. Первую "проверку на прочность" Программа ГЖС прошла уже в апреле 1998 года.
Черемных В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконной Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", как противоречащей, по его мнению, положениям Конституции РФ (ст. 19) и Закона РФ "О статусе военнослужащих" (ст. 15), ссылаясь на то, что программа практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления, нарушает права военнослужащих, на бесплатное получение жилья.
Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что заявление Черемных удовлетворению не подлежит. При этом Верховный Суд отметил, что указанная программа не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений через органы местного самоуправления по договорам социального найма.
За недоказанностью судом был отвергнут довод заявителя о том, что программа является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения жилья военнослужащих, увольняемых с военной службы. Кроме того, в решении впервые в судебной практике был озвучен принцип добровольности участия в программе ГЖС [2]
.
Действующее законодательство предлагает 2 основных способа решения жилищных проблем увольняемых военнослужащих: посредством получения государственного или муниципального жилья по договорам социального найма или за счет субсидий на приобретение (строительство) жилья. Оба варианта финансируются из средств федерального бюджета, причем воспользоваться помощью государства можно только один раз. В случае приобретения жилого помещения посредством ГЖС участник программы теряет право на другие варианты улучшения жилищных условий.
Законом продекларировано право военнослужащего на самостоятельный выбор способа решения своей жилищной проблемы. Однако эта "свобода выбора" сводится на нет финансовыми политикой государства. В 1998 году В.Б. Черемных не смог доказать, что с принятием Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" финансирование строительства жилья для военнослужащих было практически прекращено. Однако, если бы он обратился с аналогичной жалобой в 2002 году, решение суда не было бы таким однозначным.
В федеральном бюджете на 2002 год не нашлось средств на строительство жилья для военнослужащих. Действие абзаца первого пункта 14 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в части слов "в том числе" приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом "О государственном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ [3]
. Таким образом, в течении 2002 года названная норма выглядит следующим образом: "Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования".
Таким образом, "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет": единственным реальным способом получения жилья для военнослужащего является участие в Программе ГЖС. Однако и эта дорога имеет препятствия. Условия Программы ГЖС составлены таким образом, что военнослужащий, обеспеченный жильем по установленным нормам (пусть даже не там, где он хотел бы жить) в участники Программы ГЖС не попадает. К примеру, если военнослужащий, изъявивший желание получить ГЖС в Воронеже, вступал в права наследования на дом в глухой деревушке Архангельской области, его могли исключить из списка получателей ГЖС, как решившего свою жилую проблему.
Попавшие в такую ситуацию военнослужащие пытались восстановиться в списках получателей ГЖС через суд, однако их жалобы, как правило, не удовлетворялись. Бывший военнослужащий Б.В. Нагорный, получив подобный отказ, дошел в поисках правды до кассационной коллегии Верховного Суда РФ. В результате судьи высшего судебного органа исключили из Программы ГЖС условие о том, что участник Программы не должен иметь жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Правительство РФ, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами, ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья данной категорией граждан.
Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителе положение Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части установления права на выдачу сертификатов только военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, противоречит Федеральному закону [4]
.
Безусловно, это решение значительно расширило круг участников Программы ГЖС. У жалоб, связанных с отказом в выдаче ГЖС или с увольнением с военной службы без обеспечения ГЖС, появилась хорошая судебная перспектива.
Однако статьей 96 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что в 2003 году средства федерального бюджета направляются на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с проведением организационно - штатных мероприятий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" [5]
. Поэтому не исключено, что в двери Верховного суда РФ скоро снова постучит какой-нибудь обиженный военнослужащий, не получивший обещанного государством жилья...
Юрист Общественной организации «В будущее без насилия» В.Данько
Список литературы
[1]
Кушер С. "Второе дыхание жилищных сертификатов"//Российская газета, 3.04.2002 г. № 59, с.9
[2]
Законность, 1998, № 10
[3]
Пункт 34 Приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" // "Российская газета", № 5 от 11.01.2002
[4]
Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 22.08.02 г. № КАС 02-380 // Консультант Плюс: Версия Проф
[5]
"Российская газета", № 244 от 28.12.2002 г.
Другие работы по теме:
Операции с ценными бумагами 3
Операции с ценными бумагами С юридической точки зрения, ценная бумага представляет собой денежный документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении или если доказано закрепление этих прав в специальном реестре (в случаях, определенных законом).
Ценные бумаги
Различие цессии и индосамента. Казначейские обязательства. Государственный внутренний выигрышный займ.
Внутренний долг 2
Внутренний долг Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Характеристика коммерческих организаций
Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала. Финансовые ресурсы представляют собой денежные средства, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Характеристика государственных ценных бумаг
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Рынок государственных ценных бумаг – важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.
Субъекты стандартизации
Субъектами стандартизации являются: центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации; совет по стандартизации; технические комитеты по стандартизации;
Молодежь России новизна программы на 2006 2010 гг
Новизна ФЦП "Молодежь России" на 2006-2010 годы в отличие от предшествующих программ могла бы состоять в следующем: Разделение полномочий федерального центра и регионов (согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) при социальном инвестировании в проекты Программы. Программой из федерального бюджета должна оказываться поддержка проектов и направлений, а также ресурсных центров, способствующих решению общефедеральных задач.
Памаскина о в 15 стр
Ценных бумага это документ составленный с соблюдением установленной формы и обязательных реквезитов удостоверяющий имущественные права
Облигации, сертификаты и векселя как объекты инвестирования
Выпуск ценных бумаг как один из основных методов мобилизации денежных ресурсов для инвестиционных целей. Классификация и характеристика ценных бумаг. Облигации, депозитные и сберегательные сертификаты как объект инвестиций, их стоимостные характеристики.
Информационные интернет ресурсы по маркетингу
Лабораторная работа №1. . Государственные ресурсы. Сайт www.gks. Содержит стат информацию федерального и регионального уровня. Сайт президента РФ www.president.kremlin. Найти две ссылки на сервер гос. ресурсов.
Зона 51
Введение 1 Программы исследований в Зоне 51 1.1 Программа U-2 1.2 Программа OXCART 1.3 Программа Have Blue/F-117 1.4 Современные программы 2 Упоминания в популярной культуре
COINTELPRO
КОИНТЕЛПРО unter Intel ligence gram, «контрразведывательная программа») — секретная программа Федерального бюро расследований по подавлению деятельности ряда политических и общественных организаций США. Официально действовала в 1956—1976 годах. В рамках программы сотрудники ФБР прослушивали телефонные переговоры, осуществляли различные провокации, совместно с полицией проводили незаконные аресты, распространяли дезинформацию.
Учет и аудит приобретения облигаций
Введение К финансовым вложениям относят инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Угандская программа
Введение 1 Введение 2 Отношение сионистского движения 3 Возрождение 1. Введение Угандская программа (British Uganda Programme) — программа, в 1903 году предложенная британским правительством сионистскому движению и предполагавшая создание на территории современной Кении еврейского государства с названием Уганда (но не на территории современного государства с таким названием).
Медикэр
» (англ. Medicare) — это одна из федеральных программ медицинского страхования для населения старшего возраста (старше 65 лет) учреждённая в 1965 году в США. С 1972 года программа также обслуживает инвалидов. Она состоит из двух основных частей:
Перепись населения Белоруссии 2009 года
План Введение 1 Программа переписи 1.1 В отношении лиц, временно проживающих в Белоруссии 2 Проведение переписи 3 Публикация результатов переписи 3.1 Статистические сборники
Georgia Sustainment and Stability Operations Program
Georgia Sustainment and Stability Operations Program — программа вооружённых сил США по обучению грузинских вооружённых сил. Программа, реализация которой была начата в 2005 году является продолжением программы Georgia Train and Equip Program 2002—2004 годов. Первый этап программы (SSOP I) продолжался приблизительно 18 месяцев и стоил около 60 млн долларов США.
Программа, которая упорядочивает элементы чётных строк матрицы по возрастанию, а нечётных – по убыванию
2.24. Составить программу, которая упорядочивает элементы чётных строк матрицы по возрастанию, а нечётных – по убыванию. 17. Задан массив {Ai}: 2; 0,4; 3,14; -1,57; 11; 7,34; -2,6; 0; 5; -1. Вычислить массив {Yi}, каждый элемент которого вычисляется по формуле cos(A), и подсчитать количество элементов L из массива {Yi}, попадающих в интервал [0;1].
Отчет по программированию
Пензенский государственный университет Кафедра "Информационно-вычислительные системы" ЗАПИСИ Отчет о лабораторной работе №1 по дисциплине «Информатика и программирование».
Правоохранительные органы 7
Ваиант №6 Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
Источники договора найма жилых помещений
План: Введение. Источники нормативно-правового регулирования договора найма жилых помещений на федеральном уровне. Источники нормативно-правового регулирования договора найма жилых помещений в Ростовской области.
Основные положения. Жилищный кодекс
Основные положения. Жилищный кодекс. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной
Жилищный сертификат
Понятие жилищного сертификата. Государственные жилищные сертификаты (ГЖС) выпускались и выпускаются в двух видах. Первый - сертификаты, выдаваемые лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий гражданам России. Второй - сертификаты, выпускаемые в соответствии с федеральной целевой программой "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. и направленной на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, и членов их семей.
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальные ценные бумаги (МЦБ) По своему назначению муниципальные облигации схожи с государственными, с той только разницей, что в первом случае заемщиком выступает государство в лице Министерства Финансов Российской Федерации, а во втором — субъекты Федерации в лице администраций. Именно поэтому подобные займы зачастую называют субфедеральными.
Учет жилищных сертификатов
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент кадровой политики и образования Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Заемные средства банка
Для оперативного увеличения капитала коммерческие банки используют возможность получения заемных средств. Заемные средства – это денежные средства кредиторов и инвесторов, мобилизованные банками на определенных условиях на межбанковском и фондовом рынках (см. приложение 3).
Ценные бумаги
Введение ………………………………………………3. Общие сведения о ценных бумагах …………………………4-6. Функции ценных бумаг …………………………………4. Классификация ценных бумаг ……………………….5-6.
Долговые ценные бумаги, их виды
В зависимости от целей выпуска и приобретения ценных бумаг их принято делить на долговые и долевые ценные бумаги. Долговые ценные бумаги удостоверяют отношения займа между эмитентом ценной бумаги и ее владельцем. Долевые ценные бумаги удостоверяю отношения собственности между ними.
Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг
06.02.2010 20:56 Индекс материала 1.1. Виды банковской деятельности на рынке ценных бумаг Часть 2 Все страницы Страница 1 из 2 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами, обеспечивать регистрацию ценных бумаг и расчеты по совершенным операциям, вести учет прав владельцев ценных бумаг и выполнять агентские функции по начислению и выплате доходов.
Депозитный сертификат
CERTIFICATE OF DEPOSIT Механизм Свидетельство о депонировании средств в банке. Это наиболее известный и доступный финансовый инструмент. В сущности, размещая средства на депозитном счете или приобретая депозитарные сертификаты (Certificate of Deposit, CD) у своего брокера, инвестор отдает свои средства в управление выбранному им банку.