Студ. Коков М. А., канд. юр. наук, асс. Гуриева Э. Г.
Кафедра правовых дисциплин.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Рассматриваются типы нарушений, совершаемых во время вооруженных конфликтов, установленные международной системой.
Конец ХХ в. поставил множество проблем перед всем человечеством. Нарушения гуманитарного права и увеличение числа вооруженных конфликтов вынудили мировое сообщество принимать меры для обеспечения более строгого соблюдения норм права, создавать органы, привлекающие к ответственности, вводить санкции для пресечения нарушений. Военные преступления, акты агрессии, насилия и преступления против человечности заставили задуматься мировое сообщество о предотвращении зверств и преступлений.
10 Труды молодых ученых № 3, 2008 |
|
Право войны занимает особое место в общей системе пресечения преступлений. Международное право имеет особую систему пресечения преступлений, которая предусматривает санкции за нарушение международного права государствами, международными организациями и отдельными лицами. Если говорить о пресечении преступлений, совершаемых отдельными лицами, то следует отметить, что существует традиционная и чрезвычайная система пресечения нарушений права войны. Такую классификацию выдвигает Хосе Луис [1].
Под первой системой следует понимать государственную, внутреннюю систему пресечения. Международная система начала складываться только в XIX в. на основе внутренних законов, но это не привело к включению в международные документы санкций за нарушение международного гуманитарного права. Поэтому международной системы пресечения нарушений в принципе не было, так как она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели. И лишь после второй мировой войны была признана ответственность отдельных лиц за военные преступления в соответствии с международным правом. Важным инструментом пресечения военных преступлений, связанных с нарушением международного права, стало создание трибунала в Нюрнберге 8 августа 1945 г. и Международного военного трибунала для Дальнего Востока, созданного 19 января 1946 г., заседания которого проходили в Токио.
После того, как международные трибуналы, рассматривавшие преступления в соответствии с международным правом, прекратили действовать, система пресечения нарушений международного права прекратила свое существование.
В настоящее время действует система пресечения нарушений права войны отдельными лицами, которая носит смешанный характер. Она является частично международной, частично внутригосударственной. Каждая страна имеет собственные нормы и по-своему применяет положения международного права [2]. В результате одно и то же преступление может классифицироваться как правонарушение или преступление в отдельных национальных законодательствах либо полностью игнорироваться в других. Следовательно, одни страны применяют более жесткие уголовные санкции, другие – легкие, третьи вообще не принимают никаких мер.
Сейчас данная ситуация международным правом не регламентируется, однако ведется речь о разработке «универсального уголовного кодекса». В скором будущем такого рода нарушения будет рассматривать Международный суд. Пока же данные нарушения могут рассматривать только два типа судов: национальные и, возможно, международные, создаваемые специально, когда начинается вооруженный конфликт.
Основными действующими международными документами по этому вопросу являются Женевские Конвенции 1949 г. и Дополнительный Протокол I от 1977 г.
Согласно Женевским Конвенциям, уголовное наказание зависит от тяжести проступков, подразделяемых на нарушения и серьезные нарушения. Все страны-участницы Конвенции правомочны и обязаны наказывать лиц, допустивших серьезные нарушения, действуя по принципу либо наказывать, либо выдать другой стране [3]. Они обязуются применить санкции в отношении лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения Конвенций, судить их или выдавать другим странам.
Серьезными нарушениями Конвенций считаются умышленное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, серьезные увечья, захват имущества, депортация, перемещение, а также взятие заложников и т. д.
Пресечение нарушений также связано и с проблемой национального законодательства. Существуют государства, которые выполняют требования Конвенций (или Протокола I), и те, которые по-своему, формально выполняют их.
Некоторые государства не выполнили требования Конвенций, так как они считают, что их общеуголовное и военное право является достаточной основой для определения уголовных наказаний за серьезные нарушения (например, Франция и Португалия). Эти страны, как правило, не ратифицировали Протокол I. Некоторые государства, ратифицировавшие Женевские Конвенции и Протокол I от 1977 г. (Германия, Швейцария, Швеция, Великобритания), ввели дополнения к международным нормам, тогда как другие этого не сделали (Норвегия, Дания и др.). В результате в судопроизводстве, уголовной ответственности за нарушения и в мерах наказания за них наблюдаются существенные различия [4].
В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны государств. Все они в международных документах были разбиты на 2 группы.
К первой группе отнесены нарушения, которые в международных документах называются «серьезными нарушениями»:
- преднамеренное убийство;
- пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
- преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезные увечья, нанесение ущерба здоровью.
Ко второй – нарушения, которые можно назвать «мелкими», хотя этот термин не используется в международном праве:
- действия, которые не являются серьезными нарушениями, но противоречат поведению, обязательному с точки зрения гуманитарного права;
- непринятие мер, которые должны были быть приняты, но это непринятие не является в достаточной степени тяжким, чтобы классифицировать его как серьезное нарушение.
Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств. Их единственной обязанностью является лишь перечисление этих категорий преступлений и нарушений в той форме, в которой они типизируются в международном праве.
Виды нарушения права вооруженных конфликтов должны содержаться в национальных законодательствах каждого из государств, ратифицировавших Женевские Конвенции.
В международном гуманитарном праве большое место отводится пресечению серьезных нарушений, совершенных во время международных вооруженных конфликтов.
В деле пресечения серьезных нарушений международного гуманитарного права основная ответственность возлагается на стороны в конфликте. Государства обязаны соблюдать принцип универсальной уголовной юрисдикции, т.е. государства-участники договоров по праву обязаны пресекать серьезные нарушения независимо от гражданства лиц, совершивших их, а также от места их совершения. Основные положения, требуют от государств введения законодательства, необходимого для обеспечения эффективных уголовных наказаний за серьезные преступления.
Договоры международного гуманитарного права, в отличие от других договоров по международному праву, не предусматривают международной уголовной юрисдикции для преследования за военные преступления, но и не исключают ее. Эта компетенция должна устанавливаться в соответствии со специальными соглашениями, заключенными между государствами в форме международного договора с универсальной сферой применения. Именно так был создан Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения Международного гуманитарного права, совершаемые на территории бывшей Югославии, 1 января 1991 г. Из этого следует вывод о том, что практика международного права исходит из установления универсальной уголовной юрисдикции для преследования за военные преступления.
Список литературы
1. Хосе Луис Фернандес Флорес. Пресечение нарушений права войны, совершаемых отдельными лицами, Revue internationale de la Croix-Roude. 1991. № 789.
2. Лейст О. Э. Понятие ответственности в праве// Право № 1. 1999.
3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., Протокол I 1977 г. Сборник документов / сост. К.А. Бекяшев, М.Р. Авясов; науч. ред. В.В. Устинов. М.: ТК Велби: Проспект, 2005.
4. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право. М.: Международные отношения, 2001.
Другие работы по теме:
Недобросовестная конкуренция
Одним из элементов промышленной собственности является право на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной промышленной или торговой практике.
Поход на Пентагон
— акция протеста против Вьетнамской войны, организованная Национальным мобилизационным комитетом за прекращение войны во Вьетнаме 21 октября 1967 года. Одно из знаковых событий в истории американского антивоенного движения.
Ремарк Эрих
(1898 - 1970) Ремарк родился в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. В 18 лет пошёл солдатом на войну. В ходе Первой Мировой Войны несколько раз был ранен. После войны Ремарк часто менял профессии, работал библиотекарем, бизнесменом, учителем, редактором.
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Максимилиан III курфюрст Баварии
Максимилиан III Иосиф (нем. Maximilian III. Joseph (28 марта 1727, Мюнхен — 30 декабря 1777, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Максимилиан был старшим сыном императора Карла VII и Марии Амалии Австрийской, дочери германского императора Иосифа I и Вильгельмины Брауншвейг-Люнебургской.
Авианосцы типа Сайпан
Тип «Сайпан» (англ. Saipan class) — серия лёгких авианосцев США периода Второй мировой войны. Были спроектированы в 1943 году для восполнения предполагавшихся к 1945 году потерь авианосцев типа «Индепенденс». В 1944—1947 годах на верфях New York Shipbuilding в Нью-Йорке были построены два авианосца типа «Сайпан», прорабатывалась возможность постройки ещё двух, но окончание войны заставило отказаться от этих планов.
Континентальные доллары
Континентальный доллар (англ. Continental currency) — временная бумажная банкнота, введённая Континентальным конгрессом в июне 1775 года, в начале войны за независимость США. Объём первой эмиссии составлял 2 млн долларов, при том, что денежная масса составляла в США на начало войны 12 млн. Обеспечения первые деньги не имели, но предполагалось что в 1783 году они начнут выкупаться за счёт налогов штатов.
Вторая Македонская война
Введение 1 Предпосылки к войне 2 Ход войны 3 Итоги войны Вторая Македонская война Введение Вторая Македонская война (200 до н. э. - 197 до н. э.) - война между Римом и Македонией.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
План Анаконда
— долговременная стратегия борьбы с Конфедерацией, разработанная в начале Гражданской войны в США и предполагавшая блокаду южных портов и установление контроля над рекой Миссисипи. План был предложен генералом Уинфилдом Скоттом, который, в отличие от многих современников, не верил в быстрое завершение войны.
Аккордные пункты
— общее название договоров, заключённых сословиями прибалтийских городов и местностей в процессе капитуляции при завоевании русской армией в ходе Северной войны. Пункты содержали условия перехода данного сословия в русское подданство и были позднее подтверждены Петром I. Пункты послужили одной из основ Прибалтийского гражданского права.
Ирано-византийские войны
Введение 1 Ирано-византийская война 420—422 годов 2 Ирано-византийская война 502—506 годов 3 Ирано-византийская война 526—532 годов 4 Ирано-византийская война 542—562 годов
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Гражданская война 2
Введение 1 Гражданские войны в древнем мире 2 Гражданские войны в Средние века 3 Гражданские войны в новое время 4 Гражданские войны XX—XXI веков Список литературы
Польско-шведская война 1617 1618
годов была продолжением польско-шведской войны 1600—1611 годов и являла собой попытку Швеции использовать положение Польши, которая была втянута в войну с Россией, а также необходимость польской короны сдерживать крымских татар и турок на юго-востоке.
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Война за независимость Мозамбика
Война за независимость Мозамбика — война между Португалией и Фронтом освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), выступавшим за независимость страны. Часть Колониальной войны Португалии.
Конституция Лихтенштейна
Конституция Лихтенштейна разработана конституционной комиссией с согласия князя, вступила в силу 5 октября 1921 года. Конституция была принята после первой мировой войны в ходе демократических преобразований, вследствие чего были введены прямые парламентские выборы и расширены права граждан.
Адлерфельд, Густав
Густав Адлерфельд (швед. Gustaf Adlerfelt; 1671(1671), Стокгольм, Швеция — 8 июля 1709, Полтава) — камергер Карла XII, автор дневника. Занимая должность камергера Карла XII, он сопровождал его во время Северной войны и оставил после себя дневник с описанием военных действий от начала войны до сражения под Полтавой.
Берберийские войны
Берберийские войны (англ. Barbary Wars) — две войны начала XIX века между Соединёнными Штатами Америки и североафриканскими государствами так называемого Варварского берега. Поводом для войн служили многочисленные нападения берберийских пиратов на торговые корабли Соединённых Штатов с целью получения выкупа.
Правительство национального единства
Правительство национального единства (также Национальное правительство ) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий.
Старая Финляндия
Старая Финляндия (фин. Vanha Suomi) — шведское и финское название части западной Карелии, вначале вошедшей в состав России после Северной войны по Ништадтский мирному договору 1721 года, и после русско-шведской войны 1741—1743 по Абоскому миру, а в 1812 году вошедших в состав Великого княжества Финляндского.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Финские братские войны
Финские «братские войны» (фин. heimosodat, также известны как «Войны братских стран», «Войны братских народов») — финское название использующееся для собирательного описания различных вооружённых конфликтов на территориях заселенных родственными финнам финно-угорскими народами (эстонцами и карелами) во время Гражданской войны в России (1918-1921).
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Роган-Субиз, Шарль де
Шарль де Роган, принц де Субиз (фр. Charles de Rohan, prince de Soubise; 16 июля 1715(17150716) — 4 июля 1787) — французский военачальник и государственный деятель из дома Роганов, маршал Франции (19 октября 1758 года), главнокомандующий французской армией в Европе во время Семилетней войны.
Защита права собственности граждан на жилое помещение
Собственность граждан на недвижимость в жилищном фонде охраняется уголовным, гражданским и административным законодательством. Нормы гражданского права обеспечивают, прежде всего, правовое регулирование и охрану отношений собственности при нормальных условиях использования собственником принадлежащего ему имущества без нарушений его прав.
Милиция общественной безопасности
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Законность 2
ст. 15 Конституции РФ , органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Законность и правопорядок
Характеристика законности и ее принципов. Законность как режим неуклонного действия правовых норм. Система юридических гарантий законности. Связь законности и правопорядка. Что такое правопорядок, его значение как составной части общественного порядка.
Правоохранительные органы РФ
Сущность, цели, задачи и назначение правоохранительных органов в в демократическом обществе, а также анализ их структуры в России. Общая характеристика, функции, особенности деятельности и обязанности органов судебной власти, прокуратуры и милиции в РФ.
Государственное регулирование страховой деятельности 4
13. Государственное регулирование страховой деятельности Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ.