Реферат: Кинематический и силовой расчет привода 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Кинематический и силовой расчет привода 2

Рефераты по промышленности и производству » Кинематический и силовой расчет привода 2

1 Кинематический и силовой расчет привода


1.1 Выбор электродвигателя


Определим потребляемую мощность привода по формуле:


Рвых = FV/1000,


где F – тяговая сила конвейера, Н;

V – скорость тяговой цепи, м/с.


Рвых = 45000,65/1000 = 2,93 кВт.


Общий КПД привода:


общ = чцм2подш,


где ч – КПД червячной передачи;

ц – КПД цепной передачи;

м – КПД муфты;

подш – КПД одной пары подшипников качения.


общ = 0,8∙0,93∙0,98∙0,992 = 0,715,


Тогда требуемая мощность электродвигателя


Pэ.тр = Рвых/общ = 2,93/0,715 = 4,09 кВт.


Частота вращения приводного вала:


nвых = 6∙104 V/(Dзв),


где Dзв – диаметр звездочки, мм.


Dзв = p/sin(180/Z) = 80/sin(180/11) = 284 мм;

nвых = 60000∙0,65/(3,14∙284) = 43,7 об/мин.


Выбираем электродвигатель АИР112M4: Рдв = 5,5 кВт; nдв = 1432 об/мин.


1.2 Уточнение передаточных чисел


Определим общее передаточное число привода


uобщ = nдв/nвых = 1432/43,7 = 32,75.


Примем передаточное число червячной передачи uЧ = 16, тогда передаточное число цепной передачи


uЦ = uобщ/uЧ = 32,75/16 = 2,05.


1.3 Определение вращающих моментов на валах редуктора


Частота вращения тихоходного вала


nТ = nвыхuЦ = 43,7∙2,05 = 89,5 об/мин.


Частота вращения быстроходного вала


nБ = nБuЧ = 89,5∙16 = 1432 об/мин.


Момент на приводном валу


Tвых = FDзв/2000 = 4500∙284/2000 = 639 Нм.


Вращающий момент на тихоходном валу


ТТ = Твых/(подшцuЦ) = 639/(0,99∙0,93∙2,05) = 339 Нм.


Момент на быстроходном валу


ТБ = ТТ/(подшчuЧ) = 339/(0,99∙0,8∙16) = 27 Нм.


2 Расчет червячной передачи


2.1 Выбор материала червячного колеса


Определим скорость скольжения:


4,39,416(339)1/3/1000 = 4,51 м/с;


где 2 – угловая скорость вала червячного колеса, рад/с;

u – передаточное число червячной передачи;

Т2 – крутящий момент на валу червячного колеса, Нм.


Выбираем из группы II материал БрА10Ж4Н4, полученный способом центробежного литья, в = 700 Н/мм2, т = 460 Н/мм2.


2.2 Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений


Определяем допускаемые контактные напряжения:


[]Н = 300 – 25VS = 300 – 254,51 = 187,3 Н/мм2.


Коэффициент долговечности при расчете на контактную прочность:


KFL = (106/N)1/9 = (106/193903200)1/9 = 0,56.


Определяем допускаемые напряжения изгиба:


[]F = (0,08в + 0,25т)KFL = (0,08700 + 0,25460)0,56 = 95,2 Н/мм2.


2.3 Проектный расчёт червячной передачи


Определяем межосевое расстояние:


aw = 61(Т2103/[]2Н)1/3 = 61(339103/187,32)1/3 = 122,94 мм.


Полученное значение округляем до ближайшего большего стандартного значения межосевого расстояния для червячной передачи aw = 125 мм.

Число витков червяка z1 = 2. Число зубьев колеса z2 = z1u = 216 = 32. Округляем до целого числа z2 = 32.

Определим модуль зацепления


m = (1,5…1,7)aw/z2 = (1,5…1,7)125/32 = 5,86…6,64 мм,


округляем в большую сторону до стандартного значения m = 6,3 мм.

Определяем коэффициент диаметра червяка:


q = (0,212…0,25)z2 = (0,212…0,25)32 = 6,78…8;


округляем в большую сторону до стандартного значения q = 8.

Коэффициент смещения инструмента


х = (aw/m) – 0,5(q + z2) = -0,16.

Определим фактическое передаточное число и проверим его отклонение от заданного:


uф = z2/z1 = 32/2 = 16;

(|16 – 16|/16)100% = 0 % < 4%.


Определим фактическое значение межосевого расстояния


aw = 0,5m(q + z2 + 2x) = 0,56,3(8 + 32 + 2-0,16) = 125 мм.


Вычисляем основные геометрические размеры червяка:

делительный диаметр


d1 = qm = 86,3 = 50,4 мм;


начальный диаметр


dw1 = m(q + 2x) = 6,3(8 + 2-0,16) = 48,4 мм;


диаметр вершин витков


da1 = d1 + 2m = 50,4 + 26,3 = 63 мм;


диаметр впадин витков


df1 = d1 – 2,4m = 50,4 – 2,46,3 = 35,28 мм;


делительный угол подъема линии витков


 = arctg(z1/q) = arctg(2/8) = 14,04;


длина нарезаемой части червяка


b1 = (10 + 5,5|x| + z1)m + C = (10 + 5,5|-0,16| + 2)6,3 + 0 = 59,1 мм,


округляем до значения из ряда нормальных размеров b1 = 60 мм.

Основные геометрические размеры венца червячного колеса:

делительный диаметр


d2 = dw2 = mz2 = 6,332 = 201,6 мм;


диаметр вершин зубьев


da2 = d2 + 2m(1 + x) = 201,6 + 26,3(1 + -0,16) = 212,2 мм;


наибольший диаметр колеса


daм2 ≤ da2 + 6m/(z1 + 2) = 212,2 + 66,3/(2 + 2) = 221,65 мм;


диаметр впадин зубьев


df2 = d2 – 2m(1,2 – x) = 201,6 – 26,3(1,2 – -0,16) = 184,48 мм;


ширина венца


b2 = 0,355aw = 0,355125 = 44,4 мм,


округляем до значения из ряда нормальных размеров b2 = 45 мм;

условный угол обхвата червяка венцом колеса


2 = 2arcsin(b2/(da1 – 0,5m)) = 2arcsin(45/(63 – 0,56,3)) = 98.


Определим силы в зацеплении

окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке


Ft2 = Fa1 = 2000T2/d2 = 2000339/201,6 = 3363 Н;


окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе


Ft1 = Fa2 = 2000T2/(uфd1) = 2000339/(1650,4) = 841 Н;


радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо


Fr = Ft2tg20 = 33630,364 = 1224 Н.


2.4 Проверочный расчёт червячной передачи


Фактическая скорость скольжения

vS = uф2d1/(2cos103) = 169,450,4/(2cos14,04103) = 3,91 м/с.


Определим коэффициент полезного действия передачи


 = tg/tg( + ) = tg14,04/tg(14,04 + 2,5) = 0,84,


где  – угол трения, зависящий от фактической скорости скольжения, град.

Проверим контактные напряжения зубьев колеса



где K – коэффициент нагрузки;

[]Н – допускаемое контактное напряжение зубьев колеса, уточненное по фактической скорости скольжения, Н/мм2


H = 340(33631/(50,4201,6))1/2 = 185,6 ≤ 202,3 Н/мм2.


Полученное значение контактного напряжения меньше допустимого на 8,3%, условие выполнено.

Проверим напряжения изгиба зубьев колеса


F = 0,7YF2Ft2K/(b2m) ≤ []F,


где YF2 – коэффициент формы зуба колеса, который определяется в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса:


zv2 = z2/cos3 = 32/cos314,04 = 35,


тогда напряжения изгиба равны


F = 0,71,6433631/(456,3) = 13,6 ≤ 95,2 Н/мм2,


условие выполнено.


2.5 Расчет червячной передачи на нагрев


Определяем площадь поверхности охлаждения корпуса редуктора:


А  12,0aw1,7 = 12,00,1251,7 = 0,35 м2,


где aw – межосевое расстояние червячной передачи, м.

Температура нагрева масла в масляной ванне редуктора:



где  – КПД червячной передачи;

P1 – мощность на червяке, кВт;

KT – коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2С);

 – коэффициент, учитывающий отвод тепла от корпуса редуктора в металлическую раму;

t0 = 20 С – температура окружающего воздуха;

[t]раб = 95 С – максимально допустимая температура нагрева масла в масляной ванне редуктора, С.


tраб = 1000(1 – 0,84)4,09/(170,35(1 + 0,3)) + 20 = 78,6 С.


3 Расчет цепной передачи


3.1 Проектировочный расчет


Определим шаг цепи:


,


где T1 – вращающий момент на ведущей звездочке, Н∙м;

KЭ – коэффициент эксплуатации;

v – число рядов цепи;

[pц] – допускаемое давление в шарнирах цепи, Н/мм2.


р = 2,8∙(339∙103∙1,88/(1∙25∙35))1/3 = 20,208 мм.


Полученное значение шага цепи округляем до большего стандартного: p = 25,4 мм.

Число зубьев ведущей звездочки


z1 = 29 – 2u,


где u – передаточное число цепной передачи


z1 = 29 – 2∙2,05 = 24,9.


Полученное значение округляем до целого нечетного: z1 = 25.

Коэффициент эксплуатации KЭ определяем по формуле


KЭ = KДKрегKKсKр,


где КД – коэффициент динамичности нагрузки;

Крег – коэффициент регулировки межосевого расстояния;

К – коэффициент положения передачи;

Кс – коэффициент смазывания;

Кр – коэффициент режима работы.


KЭ = 1∙1∙1∙1,5∙1,25 = 1,88.


Число зубьев ведомой звездочки


z2 = z1u = 25∙2,05 = 51,25.


Полученное значение округляем до целого нечетного: z2 = 53.

Определим фактическое передаточное число


uф = z2/z1 = 53/25 = 2,12.

Полученное значение отличается от заданного на 3,41 %.

Определим предварительное межосевое расстояние


a = (30…50)p = 40∙25,4 = 1016 мм.


Определим число звеньев цепи


lp = 2ap+0,5∙(z1 + z2) + ((z2 – z1)/2)2/ap,


где ap = a/p = 40 – межосевое расстояние в шагах.


lp = 2∙40+0,5∙(25 + 53) + ((53 – 25)/2∙3,14)2/40 = 119,50.


Полученное значение lp округляем до целого четного числа: lp = 120.

Уточним межосевое расстояние в шагах


=

= 0,25∙(120 – 0,5∙(53 + 25) + ((120 – 0,5∙(53 + 25))2 – 8(53 – 25 /6,28)2)1/2) = 40,25.


Фактическое межосевое расстояние


a = ap p = 40,25∙25,4 = 1022 мм.


Монтажное межосевое расстояние


aм = 0,995∙а = 0,995∙1022 = 1017 мм.


Определим длину цепи


l = lp p = 120∙25,4 = 3048 мм.


Определим делительные диаметры звездочек


dд1 = p/sin(180/z1) = 25,4/sin(180/25) = 202,76 мм,

dд2 = p/sin(180/z2) = 25,4/sin(180/53) = 428,98 мм.


Определим диаметры окружностей выступов звездочек


De1 = p(0,532 + ctg(180/z1)) = 25,4∙(0,532 + ctg(180/25)) = 214,68 мм,

De2 = p(0,532 + ctg(180/z2)) = 25,4∙(0,532 + ctg(180/53)) = 441,74 мм.


Диаметры окружностей впадин


Di1 = dд1 – 2∙(0,5025∙d1 + 0,05),


где d1 – диаметр ролика шарнира цепи, мм.


Di1 = 202,76 – 2∙(0,5025∙7,92 + 0,05) = 194,70 мм,

Di2 = dд2 – 2∙(0,5025∙d1 + 0,05) = 428,98 – 2∙(0,5025∙7,92 + 0,05) = 420,92 мм.


3.2 Проверочный расчет


Проверим частоту вращения меньшей звездочки


n1  [n]1,


где n1 – частота вращения вала ведущей звездочки, об/мин;

[n]1 – допускаемая частота вращения, об/мин.


[n]1 = 15000/p = 15000/25,4 = 591 об/мин.

89,5 об/мин < 591 об/мин.


Условие выполнено.


Проверим число ударов цепи о зубья звездочек


U  [U],


где U – расчетное число ударов;

[U] – допускаемое число ударов.


U = 4z1n1/(60lp) = 4∙25∙89,5/(60∙120) = 1,24;

[U] = 508/p = 508/25,4 = 20.

1,24 < 20.


Условие выполнено.

Определим окружную скорость цепи


v = z1pn1/60000 = 25∙25,4∙89,5/60000 = 0,95 м/с.


Определим окружную силу, передаваемую цепью


Ft = P1∙103/v,


где P1 – мощность на ведущей звездочке, кВт.


Ft = 5,5∙103/0,95 = 5807 Н,


Проверим давление в шарнирах цепи


рц = FtKЭ/А  [pц],


где А – площадь проекции опорной поверхности шарнира, мм2.


А = d1b3,


где b3 – ширина внутреннего звена цепи, мм.


А = 7,92∙15,88 = 125,77 мм2;

pц = 5807∙1,88/125,77 = 31,57 Н/мм2;

31,57 Н/мм2 < 35 Н/мм2.


Условие выполнено.

Предварительное натяжение цепи от провисания ведомой ветви:


F0 = Kf qag,


где Kf – коэффициент провисания;

q – масса 1 м цепи, кг/м;

а – межосевое расстояние;

g – ускорение свободного падения, м/с2.


F0 = 6∙2,6∙1017∙9,81 = 156 Н.


Определим силу давления цепи на вал:


Fоп = kв Ft + 2F0 = 1,15∙5807 + 2∙156 = 6989 Н.

4 Предварительный расчет валов и выбор подшипников


Быстроходный вал (вал-червяк):


d1 = (0,8…1,2)dдв = (0,8…1,2)28 = 22,4…33,6 мм,


где dдв – диаметр выходного конца вала ротора двигателя, мм.

Из полученного интервала принимаем стандартное значение d1 = 25 мм. Длина ступени под полумуфту:


l1 = (1,0…1,5)d1 = (1,0…1,5)25 = 25…37,5 мм,


принимаем l1 = 40 мм.

Размеры остальных ступеней:


d2 = d1 + 2t = 25 + 22,2 = 29,4 мм, принимаем d2 = 30 мм;

l2  1,5d2 = 1,530 = 45 мм, принимаем l2 = 45 мм;

d3 = d2 + 3,2r = 30 + 3,22 = 36,4 мм, принимаем d3 = 38 мм;

d4 = d2.


Тихоходный вал (вал колеса):


(339103/(0,240))1/3 = 34,86 мм, принимаем d1 = 35 мм;

l1 = (0,8…1,5)d1 = (0,8…1,5)35 = 28…52,5 мм, принимаем l1 = 50 мм;

d2 = d1 + 2t = 35 + 22,5 = 40 мм, принимаем d2 = 40 мм;

l2  1,25d2 = 1,2540 = 50 мм, принимаем l2 = 50 мм;

d3 = d2 + 3,2r = 40 + 3,22,5 = 48 мм, принимаем d3 = 48 мм;

d4 = d2;


Предварительно назначаем роликовые конические однорядные подшипники легкой серии:


для быстроходного вала: 7206A;

для тихоходного: 7208A.



14


Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата Лист КП.ДМ.03.04.00.00.ПЗ