Маринин А.Н., Овчинников И.Г.
В последнее время проблемы строительства и эксплуатации мостовых сооружений приобретают всё большую актуальность. Увеличение интенсивности движения по дорогам, рост грузонапряжённости в сочетании с ухудшением экологической ситуации создают угрозу надёжности мостовой конструкции и, как следствие, долговечности. Тенденция резкого ухудшения состояния мостов отмечена практически во всех странах и климатических зонах.
В данной статье приводится обзор состояния мостовых сооружений на крупных дорогах Саратовской области на основе данных, предоставленных НТЦ Госстроя России институтом «Проектмостореконструкция» (г. Саратов).
Абсолютное большинство мостов в данном регионе, как и во многих других регионах РФ и стран Ближнего Зарубежья построены из железобетона. Поэтому в данной работе рассматриваются именно такие мосты.
Для начала сделаем одно замечание – рассматриваются не все мосты, а лишь их часть, т.е. 63 обследованных моста (общее же количество их на порядок больше). Но так как они расположены в различных регионах области, в различных климатических условиях, то данные о этих мостах с определённой долей уверенности можно перенести на все железобетонные мосты Саратовской области.
На рисунке 1 приведены данные о количестве мостов, построенных в разные периоды времени.
Рисунок 1. Годы постройки мостов, эксплуатирующихся в настоящее время
Как известно, в настоящее время в качестве проектных используются нагрузки А11 (в последнее время строятся мосты и под нагрузку А14) и НК-80. Но на дорогах области всё ещё эксплуатируются мосты, построенные и по более старым нормам. И если нагрузка Н-30 (нормы 1962-го года) соразмерна с современной А11, то о нагрузках Н-18 и Н-13 (нормы 1953-го года) такого говорить не приходится. Встречаются мосты (даже на дорогах федерального значения) запроектированные на воздействие фуры, общей массой чуть более 8 тонн. Но из этих мостов 38% уже подверглись ремонту или реконструкции и ещё около 30% требую проведения данных работ.
Несколько слов о конструкциях мостов. Практически все они балочные сборные. Большинство из них построены с использованием двух типовых проектов (таблица 1) – выпуск 56 и серия 3.503-14 вып.5 (№710/5).
Таблица 1. Используемые типовые проекты
№ п.п. |
Типовой проект |
Количество обследованных мостов |
% |
1 |
Выпуск 56 |
17 |
27,0 |
2 |
Серия 3.503-14 вып.5 (№710/5) |
21 |
33,3 |
3 |
Инв.№4827 ГДНИИ |
5 |
7,9 |
4 |
Серия 3.503-12 (вып.384/45) |
4 |
6,5 |
5 |
Другие типовые проекты |
10 |
15,9 |
6 |
Индивидуальные проекты |
6 |
9,4 |
Итого |
63 |
100 |
Что касается состояния мостов, то наиболее кратко его можно описать с помощью оценок технического состояния моста по ВСН 4-81 (рис.2).
По ВСН все дефекты и неисправности подразделяются на 3 категории по безопасности движения и долговечности, и чем выше категория, тем больше мост не удовлетворяет предъявляемым к нему требованиям. Если грузоподъемность сооружения соответствует проектной и все неисправности относятся к 1-й категории, состояние сооружения оценивается в четыре балла (4). Если же при этом в конструкции проезжей части или в несущих элементах имеются неисправности, отнесенные ко 2-й категории, то состояние оценивают в три балла (3). Если грузоподъемность снижена более чем на 10% или имеются неисправности 3-й категории, то состояние оценивают в два балла (2).
Рисунок 2. Техническое состояние обследованных мостов
Характеристики и количественное соотношение различных дефектов и повреждений, выявленных на обследованных мостах приведены в таблице 2.
Таблица 2. Наиболее часто встречающиеся дефекты и повреждения
Элемент моста |
Дефекты и повреждения |
Количество мостов, на которых обнаружен дефект |
% к общему количеству обследованных мостов |
Мостовое полотно |
- выбоины, неровности покрытия |
25 |
39,7 |
- трещины в асфальтобетонном покрытии над деформационными швами закрытого типа |
40 |
63,5 |
- разрушение деформационных швов или их отсутствие |
16 |
25,4 |
- отсутствие водоотводных трубок, недостаточная их длина или повреждение |
8 |
12,7 |
- превышение проектной толщины покрытия проезжей части |
21 |
33,3 |
- недостаточная высота ограждения проезжей части |
16 |
25,4 |
- габарит не отвечает современным нормам |
6 |
9,5 |
Пролётное строение |
- сколы бетона, разрушение защитного слоя |
36 |
57,1 |
- поперечные трещины в плите |
10 |
15,9 |
- продольные трещины вдоль рабочей арматуры |
8 |
12,7 |
- наклонные трещины в ребре балок |
3 |
4,8 |
- протечки воды, выщелачивание |
45 |
71,4 |
Опоры |
- вертикальные трещины |
17 |
27,0 |
- разрушение бетона |
16 |
25,4 |
- протечки воды, выщелачивание |
24 |
38,1 |
Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество дефектов возникло из-за ненадлежащей эксплуатации сооружений и ошибок при их строительстве. Всё это приводит к значительному снижению долговечности конструкций.
И как уже говорилось выше полученные результаты с определённой погрешностью возможно отнести ко всем мостам Саратовской области.
Автор приносит благодарность институту «Проектмостореконструкция» (г.Саратов) за предоставленные данные по осмотрам и обследованиям мостов Саратовской области.
Другие работы по теме:
Задняя подвеска автомобилей КамАЗ
Задняя подвеска автомобилей КамАЗ Задняя подвеска автомобиля КамАЗ — балансирная, на двух полуэллиптических рессорах , с реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами. Концы рессор скользящие по опорам, приваренным к балкам мостов. Ось балансира выполнена цельной, без стяжки. Пальцы реактивной штанги азотированы, опоры рессор усилены.
История железобетонных конструкций
Министерство науки и образования РФ Иркутский государственный технический университет Реферат на тему: «История железобетонных конструкций» Выполнил: студент гр. СТ-10-1
Проектирование мостового перехода
Определение числа пролетов и размеров мостового перехода. Проектирование промежуточной опоры. Определение числа свай в фундаменте опоры. Расчет железобетонного пролетного строения. Подбор устоев моста по типовому проекту. Определение стоимости моста.
Саратовская ГЭС
Миссия ОАО "Саратовская ГЭС" состоит в производстве максимально возможного объема гидроэлектроэнергии, следуя технологическим и экологическим стандартам с соблюдением техники безопасности, прибыльном функционировании и развитии.
Металлоконструкции
Text Металлоконструкции (также: металлические конструкции , сокр.: ) общее название конструкций из металлов и различных сплавов, используемых в различных областях хозяйственной деятельности человека: строительстве зданий, станков, масштабных устройств, станков, механизмов, аппаратов и т. п.
Пропаганда здорового образа жизни в школе
Пропаганда здорового образа жизни в школе Ю.О. Балтаева, МОУ «СОШ Духовницкого района Саратовской области» Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.
Аничков мост
Санкт-Петербург является одним из самых красивых городов мира. В нём насчитывается более 300 мостов. Одним из первых, в 1715 году на пересечении Невского проспекта и Фонтанки построили Аничков мост.
Воздушные линии электропередачи
Понятие воздушной лини, режимы ее работы, типы устанавливаемых опор, классификация местности. Правила приемки ВЛ в эксплуатацию. Содержание и периодичность осмотров, проверок и измерений на воздушных линиях электропередачи с различным напряжением.
Николай Аполлонович Белелюбский
Начало инженерной деятельности Н. А. Белелюбского совпало с началом развития строительства больших мостов с металлическими пролетными строениями, что было связано с необходимостью изучения ферм и исследованием свойств строительных материалов.
Захарин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова 3.2 Роли в кино
Катастрофа поезда на Биг Баю Канот
Катастрофа поезда на Биг Баю Кано́т (англ. Big Bayou Canot) — крупнейшее в истории компании Amtrak происшествие, произошедшее 22 сентября 1993 года у города Мобил в Алабаме на одном из самых старых мостов США через Биг Баю Канот (болотистый несудоходный приток реки Моби́л) в районе второго по загруженности порта США.
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Национальный состав Российской империи
На 1870-е годы в источниках Российская империя даются следующие сведения о национальном составе России[1][2]. I. Славянские племена 1. Русские (72,5 %, более 86 млн.). Наибольшая доля русских отмечена в Московской промышленной, Центральной чернозёмской, Малороссийской и Озёрной области, в который русское население составляет 94 %; в Северной области (89 %), в Новороссии (87 %), в Белоруссии (85 %), в губерниях юго-западных 80 %, приуральских 80 % и приволжских 75 %.
Голландская операция 1944
Введение 1 Предпосылки 2 Цели сторон 3 План Операции 3.1 Операция «Маркет» 3.2 Операция «Гарден» 4 Итоги 5 Кинематограф Список литературы Введение Голландская операция (1944) — (кодовое наименование Маркет Гарден англ. Market Garden) военная операция союзников, проводившаяся с 17 сентября по 25 сентября 1944 года на территории Голландии и Германии во время Второй мировой войны.
Жилинские
Жили́нские — русско-литовский княжеский, польские и русские дворянские роды. Князья Жилинские, ветвь князей Вяземских, с конца XV века состояли в подданстве Литвы, род угас в середине XVI века. Польские роды Жилинских приписаны к гербам Любич и Янина. Первый из них, восходящий к XVII веку, внесён в I и VI части родословной книги Витебской и Минской губерний.
Банников, Георгий Петрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский драматический театр 3.2 Фильмография Список литературы Введение
Крестьяне-дарственники
— бывшие крепостные крестьяне в России получившие в результате Крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно по соглашению с помещиками.
Прони, Гаспар де
Гаспа́р Клер Франсуа́ Мари́ Риш , барон де Прони́ (фр. Gaspard Clair Franзois Marie Riche, baron de Prony, 22 июля 1755(17550722), Шамле — 29 июля 1839, Аньер-сюр-Сен) — французский математик и инженер-гидравлик.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Бакаев, Иван Петрович
Иван Петрович Бакаев (1887, с. Смородиново, Саратовская губерния — 25 августа 1936, Москва) — советский партийный деятель, чекист. Биография Родился в Саратовской губернии в семье крестьянина-бедняка. В революционном движении с 1905. В 1906 году вступил в РСДРП. Активный работник Камышинской объединенной социал-демократической организации, участник и один из организаторов вооруженного восстания 1906 в Камышине.
Сафаров, Георгий Иванович
Георгий Иванович Сафаров (Сафарян) (арм. Գեորգի Իվանի Սաֆարով (Սաֆարյան), 1891, Петербург - 27 июля 1942, Саратов) — коммунист, советский государственный и партийный деятель.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург - самый северный из числа крупнейших городов мира. Его географические координаты - 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы. Площадь города составляет 606 кв. км, а с пригородами -1439 кв. км.
Саратовская область 2
Саратовская область Дата образования Саратовской области – 10 января 1934 г. Центр – г. Саратов (836,1 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1590 г. Расстояние от Москвы до Саратова 858 км. Регион входит в Приволжский Федеральный округ.
Сердобский район
Сердобский уезд образован в ноябре 1780 , в составе Саратовского наместничества (переименован в 1782 году в Саратовскую губернию) 5 марта 1797 г. вошёл в состав восстановлённой Саратовской губернии, ликвидирован 11 июня 1929 .
Волгоград
Волгоград - административный центр Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км по правому берегу реки.
Металлов Василий Михайлович
Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподаватель Синодального училища церковного пения (с 1895 г.).
Антуан Анри Беккерель
Анри Беккерель - известный французский физик, лауреат Нобелевской премии (совместно с Пьером Кюри и Мари Кюри). Антуан Анри Беккерель открыл радиоактивность (первоначально названную "лучи Беккереля").
Наровчатов С.С.
Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 - 1982), поэт. Родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу.