Способность — совокупность врожд
енных анатомо-физиологаческих
и приобретенных рег
уляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.
Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для совершения данного вида деятельности. Способности — это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим и психическим возможностям человека.
Различаются общие способности, присущие в той или иной мере всем людям, то есть такие свойства людей, которые необходимы для всех видов деятельности: в труде,
в познании,
общении и т.д.
Общие способности подразделяются на сложные — способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные — способность к психическому отражению действительности, необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления, воли и т.д.
Без соответствующего уровня развития этих элементарных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности.
Преимущественное развитие отдельных элементарных и сложных способностей создает предпосылку для развития индивидуальных специальных способностей. Они определяются особенностями психомоторной и сенсорной организации личности, индивидуальными особенностями памяти, мышления, воображения и эмоционально-во
левой сферы.
Схема 1. Структура способностей
Способности связаны с историческим развитием общества. Способности людей развиваются в процессе удовлетворения ими постоянно усложняющихся потребностей. Возникновение новых областей деятельности приводит к развитию новых способностей. Непрерывный процесс специализации труда лежит в основе постоянного расширения человеческих способностей.
Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью.
Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Уникальные способности, позволяющие достигать выдающихся результатов, которые являются достижениями эпохи, называются гениальностью (схема 1).
Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую пока еще ник
то не вид
ит.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Творческая личность
Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность.
Способности
Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия.
Жизнь человека как сохранение и развитие одаренности
Современное школьное образование, лишенное духовной поддержки Церкви и семьи, вынужденно сосредоточивается на психофизическом развитии ребенка и на оценке этого развития в различных видах деятельности по внешним показателям.
Индивидуальные различия в способностях людей
Обзор природы способностей. Общая характеристика способностей человека. Раскрытие уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Исследование индивидуальных различий в способностях. Теории способностей психологов Теплова, Рубинштейна.
Факторы формирования способностей
Министерство образования Республики Беларусь УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова» Контрольная работа по психологии на тему « Факторы формирования способностей»
Способности понятие, виды, уровни
Способности — индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и выступающие условием ее успешности. От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.
Общая психология
Понятия эмоций и чувств, их основные виды. Характеристика проявлений настроения, аффекта, стресса, фрустрации и страсти. Человек, личность, индивид и индивидуальность. Соотношение понятий потребности, мотива и мотивации. Основные типы темперамента.
Специальные способности и условия их развития
Общее понятие о способностях и их видах. Уровни проявления: способный, одаренный, талантливый, гениальный и их психодиагностика. Методы исследования и развития специальных способностей и одаренности. Различия в формировании способностей у мужчин и женщин.
Общие и специальные способности
Кыргызско- Российский Славянский Университет Кафедра психологии Выполнила: Рыбальченко.Ю. ГП-2-01 Общие и специальные способности. реферат по общей психологии
Одаренность. Психофизиологические основы одаренности
Одаренность как уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Психологическая характеристика актуальной одаренности и ее связь со способностями. Виды и диагностика одаренности.
Способности: понятие и значение
Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.
Развитие способностей, одаренности и таланта
Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.
Гениальность или безумие
Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида.
Одаренные дети 3
Федеральное агентство по образованию РФ Кузбасская Государственная педагогическая академия Факультет педагогики и психологии Кафедра психологии
Шукшин в. м. - Искусство в жизни человека
О о эх воля моя воляВоля вольная моя. Воля сокол в поднебесье. Воля вольная моя. Воля милые края. Самобытный художник и человек. Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность оригинальный взгляд на мир.
к вопросу о мотивации персонала в сфере культуры
Специфика деятельности работников сферы культуры. Факторы и пути мотивации труда сотрудников в данной области, место в ней самоактуализации. Критерии, влияющие на производительность работников умственного труда. Талант и гениальность в сфере культуры.
Понять себя
Пройдет совсем немного времени - и все мы, сегодняшние старшеклассники, закончив школу, войдем во взрослый мир. И каждый из нас займет в нем свое место, где он будет реализовать свои знания, силу и талант. А для этого, я думаю, непременно надо внимательно прислушаться к себе, понять себя, создать себя. Конечно, сделать это - значит сделать очень много в своей жизни, так как это очень непросто: работать над собой, осознавая себя как личность, давать себе отчет в том, какое твое внутреннее содержание.
Талант великих душ есть узнавать великое в других людях
Очень сложен путь человеческой души, содержание ее во многом определяется отношениями с окружающими. «Души прекрасные порывы» — как хочется сформировать их в себе, ощутить в других! Но для этого нужен талант... Разбуженный, сформированный, человечный… Сумел же Пушкин заглянуть в тайные тайн и гения, и злодея, и победителя, и побежденного, презревшего и «правды глас, и веру, и закон».
Кутузов и проблема простоты, добра и правды в романе Толстого Война и мир
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — масштабное эпическое произведение. В нем сосуществуют вымышленные герои и реальные исторические лица. Образ Кутузова — творческая удача Толстого. Главнокомандующий предстает в произведении обычным человеком со своими слабостями и старческой немощью, но в этой простоте и естественности и воплощена та гениальность, которая позволила Кутузову защитить отечество в войну 1812 года.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
Мой любимый учитель сочинение-миниатюра
Автор: Сочинения на свободную тему Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.
Смысл названия комедии Горе от ума 2
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт — столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого с царским дворянством. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных.
Трамвай поэзии о лирике Е. Евтушенко
Автор: Евтушенко Е.А. Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушешие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант.
Талант и свобода
В детстве мы все любим смотреть в небо. Вот и сейчас, я невольно поднимаю голову, гляжу ввысь. Она глубокая, радостная, как будто согретая солнцем. По голубому небу медленно плывут пушистые кучевые облака, как стая белоснежных лебедей. Высоко над землёй парит птица. Она, наверное, ощущает чувство безграничной свободы в этот момент.
Любовная лирика М. И. Цветаевой
Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось много понять и прочувствовать, узнать и оценить.
Что мне близко в наследии М. Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Закачай меня, звездный челн! Голова устала от волн! Слишком долго причалить тщусь, — Голова устала от чувств. М. Цветаева Марина Ивановна Цветаева — большой и яркий поэт, привнесший в литературу свое видение мира, мятежную и неугомонную душу и большое, верное, любящее сердце. Гениальность Цветаевой проявилась рано, когда она еще не понимала масштабов своей личности, того дара, каким наградил ее Господь.
Талант Маяковского
О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить ! А. Блок Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза, живопись, партийная деятельность -= всё охвачено его гением. Даже спустя шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаём задавать себе вопрос : каков он, талант Маяковского ? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем он сделал ?
Теория Родиона Раскольникова твари дрожащие и право имеющие
Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М.