Реферат: Взаимосвязь агрессии и способностей к обучению у школьников - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Взаимосвязь агрессии и способностей к обучению у школьников

Рефераты по психологии » Взаимосвязь агрессии и способностей к обучению у школьников

Введение

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из самых популярных направлений исследовательской деятельности психологов. И, конечно, это не научная мода, а специфическая реакция психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом и двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Особенно острой, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности.

Особенности проявления агрессии у подростков

Несмотря на возросший интерес к проблемам детской агрессивности и значительное количество исследований, посвященных этой тематике, некоторые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

Для определения степени выраженности той или иной формы проявления агрессии, использовался тест Басса-Дарки. Кроме определения степени выраженности какой-либо формы агрессии данная методика позволяет определить степень агрессивности и враждебности подростков.

Для определения направленности личности использовался теста Б. Басса. Опросник позволяет вывить одну из трех личностных направленностей:

1. направленность на себя («Я»);

2. направленность на дело («Д»);

3. направленность на общение («О»).

По итогам диагностики выраженности агрессивности у подростков было выявлено, что у 61,5% подростков уровень агрессии не превышает нормальный и 37,5% подростков имеют уровень агрессии, превышающий нормальные показатели.

На следующем этапе исследования проводилась диагностика направленности личности. На основании полученных результатов испытуемые были разделены на три группы, в зависимости от направленности личности:

1 группа – 26,6% подростков с направленностью личности на дело – «Д»;

2 группа – 34,4% подростков с направленностью личности на общение – «О»;

3 группа –39% подростков с направленностью личности на себя – «Я».

Сопоставив результаты двух диагностик, нами был сделан вывод о том, что среди подростков с высоким уровнем агрессивности 87,5% имеют направленность личности на себя («Я»), 12,5% на дело («Д»). Подростков с высоким уровнем агрессивности не выявлено в категории с направленностью личности на общение («О»).

Если же говорить об особенностях проявления агрессивных форм поведения у подростков с различной направленностью личности, то можно указать на следующее:

Для подростков с направленностью личности на «Я» характерно доминирование таких показателей как «вербальная агрессия», «физическая агрессия» и «подозрительность». Наименьшую выраженность получили показатели «негативизм» и «чувство вины», что, в общем, может свидетельствовать об отсутствии отрицательной установки по отношению к другим людям, однако и о недостаточной критичности к своим поступкам, совершаемым в их отношении.

Индекс враждебности у данной категории подростков составляет 13 баллов, что превышает нормальные показатели на 3 балла.

Индекс агрессивности составляет 26,52 балла, что превышает верхние границы показателя нормы на 1,52 балла.

Для подростков с направленностью личности на дело («Д») характерно доминирование таких показателей как «чувство вины», «вербальная агрессия» и «подозрительность».

Наименее выраженным показателем у данной категории подростков является «негативизм», что говорит об отсутствии отрицательной установки в восприятии других людей.

Индекс враждебности у группы подростков с направленностью личности на дело в целом составляет 8 баллов, что соответствует норме.

Индекс агрессивности составляет 14,4, что соответствует норме.

Для подростков с направленностью личности на общение («О») характерно доминирование такого показателя как «чувство вины», что говорит о нежелании причинить боль другому, ориентации на взаимопонимание, доброжелательное общение. Кроме того, очень низкий показатель по шкале. негативизм. свидетельствует об общем положительном настрое по отношению к другим людям, способности доверять им и принимать их точку зрения.

Индекс враждебности составляет 5,27 балла, что не превышает нормальные показатели.

Индекс агрессивности составляет 8,39 балла, что так же не превышает нормальные показатели.

Развитие исследовательских способностей детей

Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по проблеме способностей, проблема диагностики и развития исследовательских способностей остается не разрешенной. Более того, многие ученые считают не правомерной постановку данной проблемы у дошкольников, полагая, что эти личностные свойства формируются на более поздних этапах. Это обусловило выбор темы исследования.

Под исследовательскими способностями мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации.

Согласно подходу А.И. Савенкова, структуру исследовательских способностей составляют: поисковая активность, являющаяся мотивационным компонентом исследовательских способностей, конвергентное и дивергентное виды мышления, являющиеся основными механизмами осуществления исследовательской деятельности.

В основе поисковой активности лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс, выявленный русским физиологом И.П. Павловым. Поэтому потребность в поиске, исследовательском поведении является врожденной, но у различных субъектов она развита в разной степени. Это связано с тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется в процессе индивидуального развития и социального общения.

Соответственно этому пониманию мы выделили и обосновали следующие психологические особенности развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста:

– в структуре мотивации доминируют мотивы «бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию. Другие мотивы (широкие социальные, процессуальные и другие) находятся в подчиненном положении; – интеллектуально-творческий компонент характеризуется доминированием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления над относительно слабо представленным словесно-логическим мышлением, что определяет характер исследовательского поиска ребенка: дошкольник может логически правильно рассуждать, делать выводы и умозаключения, когда решает понятные, интересные для него исследовательские задачи и при этом наблюдает доступные его пониманию факты;

– особенности проявления поведенческих характеристик: стремления к самостоятельности, настойчивости. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка характеризуется ситуативностью, неустойчивостью, непроизвольностью. Это определяет характер процесса и развития исследовательского поиска: его стремительность, ситуативность, кратковременность и связь с интересом к деятельности.

На основе выделенных психологических особенностей исследовательской деятельности ребенка мы разработали и апробировали модель развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в развивающей среде дошкольного учреждения. Ее особенностью является то, что она позволяет решать задачи развития исследовательского потенциала детей в единстве с осуществлением общеобразовательных задач – усвоением необходимых знаний, умений и навыков, предусмотренных традиционной программой, и включает в себя следующие элементы:

мониторинг развития исследовательских способностей ребенка;

развитие исследовательских умений и навыков в образовательной деятельности;

организацию самостоятельной исследовательской практики;

специальные занятия по развитию интеллектуально–творческого потенциала

детей.

Основными принципами, которыми мы руководствовались при разработке модели, являются:

высокая степень самостоятельности ребенка в процессе обучения;

активные методы обучения исследовательского характера;

принцип открытости заданий;

безоценочность суждений со стороны взрослых;

гибкое сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.

Разработанная модель развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста включает в себя комплекс занятий по основным направлениям работы с детьми в дошкольном учреждении – «Мир природы», «Социальный мир», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность», «Конструирование и аппликация». Оптимальной структурой занятий является сочетание традиционного изложения материала с элементами исследовательской деятельности. Кроме этого она предполагает специальные занятия по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей.

В содержательном отношении разработанные занятия были оснащены специально разработанными заданиями, которые обеспечивают поступательное развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Большое внимание отводилось приемам развития умений видеть проблемы («Посмотрите на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много» и другие); выдвигать гипотезы («Поиск причин событий»); классифицировать («Четвертый лишний», «Классификация с явными ошибками); задавать вопросы (игра «Угадай») и другие.

Для организации самостоятельной исследовательской практики детей была разработана программа проведения детских исследований по блоку «Мир природы». Тематика исследований соответствовала программному материалу: «Снег», «Вода», «Комнатные растения», «Домашние и дикие животные».

Особенности людей юношеского возраста

Любовь и основанные на ней отношения играют особую роль в жизни человека. С одной стороны, любовь интуитивно понятна практически каждому взрослому человеку, а с другой определения феномена любви и до настоящего времени вызывает множество затруднений у исследователей (Kelley and Berscheid, Regan and Berscheid).

Исследования психологии любви обусловлены запросом, сформировавшимся в современном обществе. В настоящее время существует множество телепрограмм, отдельных рубрик в СМИ посвященных обсуждению проблем любви и близких взаимоотношений, а также Интернет-сайтов предлагающих психологические консультации по вопросам любви, секса и семейных отношений. Такой острый интерес обусловлен тем, что потребность в любви относится к базовым потребностям человека.

В психологии лучше изучены материнская любовь и привязанность ребенка матери (Дж. Боулби и М. Эйнворт), которая в дальнейшем служит опытом для построения эмоциональных отношений человека с миром.

Наше исследование посвящено рассмотрению особенностей любви и романтической привязанности у людей юношеского и зрелого возраста по отношению к лицам противоположного пола.

Вслед за Э. Бершид, любовь понимается нами как особое состояние человека по отношению к другому, предполагающее особые отношения и общение с ним, сопряженное с сексуальным влечением. Мы операнациолизируем любовь через романтическую привязанность и стили любви. Привязанность характеризует эмоциональный аспект любви и устойчивые паттерны поведения в отношении партнера, мало осознаваемые человеком. Стиль любви включает в себя когнитивно-поведенческие проявления любви, то есть когнитивные оценки себя, своего состояния и своего партнера, установки на отношения с партнером и поведенческие проявления по отношению к нему.

Актуальность исследования: любовь оказывает значительное влияние на формирование личности в юности и развитию – в зрелости, способствует сохранению и поддержанию психологического здоровья и социальной адаптированности (Э. Эриксон, А. Маслоу, О. фон Кернберг, И.С. Кон, А.А. Кроник и Е.А. Кроник). В настоящее время существует потребность в установлении закономерностей в новых эмпирических данных относительно переживания любви на разных возрастных этапах, в частности юности и зрелости, чтобы расширить теорию и обеспечить сферу практического применения теоретических знаний в психологической практике.

Целью нашего исследования является изучение возрастно-психологических и половых особенностей романтической привязанности и стилей любви. Мы предположили, что существуют различия в переживании романтической привязанности и стилях любви по отношению к партнеру в юношеском и зрелом возрасте между мужчинами и женщинами.

Исследование проводилось с 2005 по 2008 год, в нем приняли участие 230 человек в возрасте от 17 до 45 лет, средний возраст 26,8 года. Юноши и девушки, мужчины и женщины представлены в выборке в равном соотношении.

Мы использовали следующие методы: Attitudes аbout Love and Sex (.Colors of Love.) авторов C. Hendrick и S. Hendrick, 1986/1990 (методика Установки любви и секса или «Цвета любви»), Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA) авторов K.A. Brennan и P.R. Shaver, 1995 (Опросник измерения романтической привязанности у взрослых). Полученные данные были обработаны с помощью пакета Statistica 6.0.

Среди полученных результатов хотелось бы отметить следующие: с помощью критерия Н – Крускала-Уоллиса нами выявлены достоверно значимые различия между юношами, девушками, мужчинами и женщинами зрелого возраста в романтической привязанности. В отношении таких параметров романтической привязанности, как стремление к сближению, амбивалентность и ревность / страх быть оставленным, в большей степени выражены половые различия. Потребность в эмоциональной близости в отношениях в большей степени выражена у девушек и женщин (Н=23,62 при р=0,0000), и в меньшей степени у мужчин зрелого возраста. Также для девушек и женщин в большей степени характерна и амбивалентность чувств по отношению к партнеру, чем у юношей и мужчин (Н=27,17 при р=0,000). Наивысшая степень выраженности амбивалентности имеется у девушек и наименьшая – для мужчин зрелого возраста. Подобные различия наблюдаются и в отношении такого параметра привязанности как, ревность/ страх быть оставленным (Н=18,93 при р=0,0003). Ревность/ страх быть оставленным в меньшей степени характерен для мужчин зрелого возраста и юношей, чем для женщин и девушек. У девушек он достигает наибольшей выраженности.

Возрастно-психологические различия существуют в интенсивности проявления следующих параметров романтической привязанности: доверие и «срастание» с партнером. Большая степень доверия характерна для юношей и девушек и наименьшая для женщин и мужчин (Н=10,39 при р=0,02). В наибольшей степени недифференцированность личностных границ выражена у девушек и юношей и в наименьшей в женщин и мужчин зрелого возраста (Н=14,11 при р=0,003).

Нами были выявлены также возрастно-психологические и половые различия по стилям любви. Стиль любви мания, то есть любовь-одержимость, имеет достоверно значимые различия в большей степени обусловленные половой принадлежностью (Н=11,17 при р=0,01). В большей степени любовь-одержимость выражена у девушек и женщин, а в наименьшей у юношей. В наибольшей степени стиль самоотверженной любви характерен для женщин и мужчин зрелого возраста, чем для юношей и девушек (Chi-Square=10,72 при р=0,01).

Таким образом, наша гипотеза о наличии возрастно-психологических и половых различиях в романтической привязанности и стилях любви у юношей и девушек и мужчин и женщин зрелого возраста подтвердилась. К особенностям романтической привязанности женщин и девушек относятся большая степень эмоциональной вовлеченности в отношения, стремление к большей близости, противоречивость чувств, страх быть оставленной / ревность, что находит сво. отражение в преобладании любви-одержимости. Для мужчин характерней сохранение личностной автономности, эмоциональной стабильности и слабая выраженность страха быть оставленным. Психолого-возрастные различия романтической привязанности проявляются в большей степени открытости и доверии, и нечеткой дифференциации личностных границ в отношениях у лиц юношеского возраста.

У мужчин и женщин зрелого возраста в большей степени выражена самоотверженная любовь, которая характеризуется глубокими душевными нотками и переживаниями и выраженной страстью. Для доминирования самоотверженного стиля любви необходима определенная степень личностной зрелости, которая способствует интеграции в любви эротического и сексуального компонентов (З. Фрейд). Данный стиль также предполагает контроль над собственными эмоциями и потребностями и концентрацию на личности партнера и его благополучии.

Выявленные нами возрастно-психологические и половые различия необходимо учитывать в консультировании по проблеме любви и отношений основанных на ней.

Заключение

Таким образом, развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях сотрудничества со взрослым и детерминировано спецификой развития мотивационных (доминируют мотивы «бескорыстной любознательности», склонности к экспериментированию, широкие социальные мотивы находятся в подчиненном положении), интеллектуально-творческих (особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления) и поведенческих характеристик.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что направленность личности в той или иной степени определяет как степень агрессивности, так формы проявления агрессивного поведения у подростков. Кроме того, при рассмотрении различий в проявлении форм агрессии была обнаружена высокая степень агрессивности и враждебности у подростков с направленностью личности на себя («Я»). Исходя из этого, следующий этап нашей работы будет заключаться в коррекции агрессивности испытуемых с данной личностной направленностью.


Список литературы

1. Савенков А.И. (2004) Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2004.

2. Павлов И.П. (2006) Мозг и психика: избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Ин-т практической психологии, 2006.

3. Боулби Дж. Привязанность / Под ред. Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2006.

4. Кернберг О.Ф. Отношения любви (норма и патология). М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

5. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 2009.

6. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 2009.

7. Brennan K.A. and Shaver P.R. Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA) / Handbook of Family Measurement Techniques / Ed. by J. Touliatos, B.F. Perlmutter, M.A. Straus. Vol.3. Instruments and Index. Sage Publications, Inc. Thousand Oaks. London. New Dehli, 2008. P. 179–182.

8. Hendrick C., Hendrick S.S. A Theory and Method of Love // J. of Personality and Social Psychology – 2006, №50, 392–402.

9. Hendrick C., Hendrick S.S. A relationship-specific version of the Love Attitude Scale // J. of Social Behavior and Personality. 1990. Vol. 5. P. 239–254.

10. Regan P.C., Berscheid E. The Psychology of Interpersonal Relationships. Prentice Hall, 2009.