Реферат: Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента

Рефераты по психологии » Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента

Акбирова И.Р.

Республика Башкортостан, г.Бирск


Зависимость успешности изучения иностранного языка от типа темперамента


Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.

Данная тема очень актуальна, поскольку без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий. Если не учитывать темперамент учащихся в учебно-воспитательном процессе, то труднее раскрыть особенности личности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 темперамента.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Для проведения нашего эксперимента (проследить зависимость изучения иностранного языка от типа темперамента) мы определили экспериментальную выборку в количестве 24 человек. В экспериментальную выборку вошли студентки первого курса факультета иностранных языков. Мы выбрали тест темперамента В.М.Русалова, так как он оптимален для нашей экспериментируемой группы, хотя в диагностической литературе можно найти много различных тестов на определение типа темперамента: тест Я.Стреляу, тест-опросник Г.Айзенка, опросник Шмишека, подростковый опросник Г.Айзенка, опросник «Мини-мульт» и т.д

Предлагаемая методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Тест состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый должен дать однозначный ответ: либо «да», либо «нет». Нейтральные ответы и уход от ответов не допускаются.

Проведя эксперименты и проанализировав их, мы выявили следующие зависимости:

1) У студентов с холерическим типом темперамента самые высокие показатели по энергичности в работе и в общении, чем у остальных. За ними следуют сангвиники-холерики, затем сангвиники-флегматики. Самый низкий балл по энергичности у меланхоликов.

2) Самый высокий результат по пластичности в работе и в общении у холериков. Средние показатели у сангвиников-холериков, далее у меланхоликов. У сангвиников-флегматиков самый низкий балл по этому пункту.

3) Наивысший показатель по темпу в работе и в общении у холериков. Далее следуют сангвиники-холерики, а за ними сангвиники-флегматики. Самый низкий балл у меланхоликов.

4) По эмоциональности в работе и в общении меланхолики занимают первое место. Самый низкий балл у сангвиников-флегматиков.

5) По результатам анализа, сангвиники-флегматики получили наивысший средний балл по успеваемости (4,16). 4,14 балла набрали холерики. За ними следуют меланхолики с 3,8 балла. И на последнем месте находятся сангвиники-холерики (у них 3,6 балла).

Итак, из выводов следует, что несмотря на незначительную разницу, мы можем подтвердить нашу гипотезу: успешность изучения английского языка зависит от типа ВНД.