Аналитическая работа
Л.С. Выготский и Т. Бауэр.
Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Л.С. Выготский и Т. Бауэр – представители разных теоретических направлений. Л.С. Выготский – это автор культурно-исторической парадигмы, которую еще называют социально-когнитивной теорией. Т. Бауэр же относится к представителям когнитивных психологов, так называемых структуралистов. Безусловно, идеи двух авторов, стоящих на разных позициях, не могут не различаться, но в них есть и нечто общее.
Так, например, общей идеей и у Выготского, и у Бауэра является идея о целостности восприятия, характерной для ребенка уже с момента его рождения. Восприятие для них – это гораздо более сложный и глубокий процесс, чем просто суммирование отдельных ощущений. Л.С. Выготский пишет «…структурный характер восприятия первичный, возникает он в самом начале, а не в результате длительного развития». А Т. Бауэр на основе своих опытов с младенцами делает вывод о том, что «…у человека есть примитивное единство сенсорных модальностей… Это примитивное единство генетически детерминировано структурой нервной системы человека». Таким образом, оба автора отрицают то, что структурный характер восприятие приобретает в процессе развития (Л.С. Выготский) или научения (Т. Бауэр). И здесь оба они ставят перед собой схожий вопрос: в чем же тогда заключается процесс развития детского восприятия?
Ход развития авторы видят уже по-разному, хотя некоторые черты сходства все же имеются. Л.С. Выготский характеризует процесс детского развития «изменением межфункциональных связей и отношений». Он пишет: «В процессе детского развития возникает связь функции восприятия с функциями эйдетической памяти и тем самым возникает новое единое целое, в составе которого восприятие действует как его внутренняя часть. Возникает непосредственное слияние функций наглядного мышления с функциями восприятия, и это слияние оказывается таким, что мы не в состоянии отделить категориальное восприятие от непосредственного восприятия, т.е. восприятие предмета как такового от значения, смысла этого предмета». Это новое единство Л.С. Выготский называет психологическими системами. Таким образом, он видит развитие восприятия во включении его в систему других функций, внутри которых восприятие начинает действовать по-иному, «получает ряд свойств, не присущих ему вне этой системы развития».
Далее Л.С. Выготский отмечает, что «…наряду с образованием новых межфункциональных связей восприятие в процессе развития… освобождается от целого ряда связей, характерных для него на ранних этапах развития». Здесь можно заметить сходство с идеей Т.Бауэра о том, что «…при рождении ребенок имеет высокий уровень интеграции сенсорных процессов, который снижается в ходе прогрессивной сенсорной дифференциации». Т.е. Бауэр тоже говорит о разрушении связей – только между отдельными сенсорными системами, – а именно об исчезновении межсенсорной координации. Он видит развитие детского восприятия именно в этом внутреннем процессе дифференциации, который, по его мнению, «…облегчает адаптацию путем расширения диапазона возможных ответов».
Еще одним общим моментом и для Л.С. Выготского, и для Т. Бауэра является признание авторами связи восприятия с моторикой. Л.С. Выготский пишет: «…на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой». В экспериментах Бауэра мы так же видим взаимосвязь сенсорных проявлений с моторным поведением.
Кроме того, оба автора выделяют такие свойства восприятия, как постоянство (константность у Бауэра) величины, постоянство (константность) формы, осмысленность. Разница в том, что Т. Бауэр на основе экспериментов делает попытку описать проявление этих свойств у младенцев, а Л.С. Выготский приводит общие примеры, раскрывающие теоретическую суть этих свойств.
Что касается осмысленности, то Л.С. Выготский отмечает это – «свойство восприятия взрослого, не присущее ребенку, что оно возникает на известной ступени, является продуктом развития, а не дано с самого начала». В целом позиция Бауэра сходна с позицией Выготского, но Бауэр экспериментально устанавливает более ранний возраст появления признаков осмысленности. Он описывает опыт, когда пятимесячному младенцу предъявляют искаженное человеческое лицо и в ответ получают отрицательную реакцию, т.е. ребенок замечает отсутствие некоторых признаков, что свидетельствует о наличии у ребенка осмысленности воспринимаемого.
В своей работе Т. Бауэр пишет: « Неспособность учитывать всю предъявленную сенсорную информацию является характерной чертой младенцев». Вслед за этим утверждением он ставит перед собой такой вопрос: «…каким образом расширяется объем одновременно перерабатываемой информации по мере развития?». И дает на него ответ: «Одна из возможностей состоит в том, что физический рост мозга и его связей позволяет одновременно обрабатывать все большее количество информации. С другой стороны, конечно же, решающую роль в развитии может играть опыт». Т. Бауэр экспериментально подтверждает обе эти гипотезы. В лекции Л.С. Выготского ни подобных, ни противоречащих размышлений нет.
Кроме того, отличительной чертой в работе Т. Бауэра является то, что он говорит о возможности качественного развития восприятия у детей вне зависимости от стадии их созревания: «…в области избирательного внимания – минимализации внимания к несущественным признакам предметов – содержатся самые большие резервы для улучшения восприятия», - пишет он.
Итак, можно сделать вывод о похожести и непохожести работ этих двух авторов одновременно. Но я думаю, что подходы Л.С. Выготского и Т. Бауэра не противоречат, а, наоборот дополняют друг друга в понимании целостного развития восприятия, раскрывая каждый свою сторону в этом сложном процессе. Так Т. Бауэр на основе многочисленных экспериментов характеризует внутреннюю динамику развития восприятия у детей, а Л.С. Выготский делает акцент на то, каким образом, с помощью чего и кого ребенок извлекает смысл из окружающего мира.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Понятие как форма мышления
Языковые формы выражения понятий. Этапы формирования понятия. Операции анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и обобщения.
Психотерапевтические функции детского рассказа
Обращаясь к анализу психологических проблем нормального детства, проявляющих себя в практике возрастно-психологического консультирования, мы зачастую включаем в их число проблемы распространенные, типичные, свойственные значительной части детей.
Дошкольник – завтрашний школьник
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций.
Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский)
Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.
Праздничная депрессия
Половина населения земного шара страдают от нее. Мы привыкли списывать симптомы праздничной депрессии на усталость, алкоголь или другие факторы, когда же истинная причина таится в нашем восприятии.
Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
Концепция развития и обучения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей среде, то Выготский рассматривает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста человека меняется роль среды в развитии, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Crowbar
Перед тем как в 1989 году основать "Crowbar" гитарист-вокалист Кирк Уиндштейн и барабанщик Джимми Бауэр лабали каверы " Judas priest" и " Iron maiden" в местной нью-орлеанской банде "The slugs". Возможно отсюда и произошло название стиля.
Gong
Творчество "Gong" оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаза и арт-рока. Группа которую основал композитор, певец и гитарист Дэвид Аллен, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава.
Кафка Франц
(3.07.1883 - 3.06.1924) Известный писатель Франц Кафка, которому суждено было оставить след во многих женских сердцах, родился 3 июля 1883 года в семье пражского коммерсанта. Его отец, всю жизнь занимавшийся только бизнесом, с детьми вел себя крайне строго, и чтобы не пересекаться с постоянно недовольным родителем, маленький Франц закрывался в своей комнатке и сочинял разные истории.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев К.Б.
Идейно-художественный анализ Ф.И.Тютчев "К.Б." Автор: Тютчев Ф.И. Ф.И.Тютчев всего на четыре года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современников он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему периоду времени, к «серебряному веку» русской литературы. Тютчев относится к тому разряду поэтов, произведения которых надо не просто знать – её надо чувствовать, проникаться ею до глубины души.
Подводная лодка В. Бауэра
В 1854 году баварский уроженец Вильгельм Бауэр (Bauer, Sebastian Wilhelm Valentin, р. 23 дек. 1822, Диллинген, Германия - ум. 20 июня 1875, Мюнхен, Германия) обратился к русскому правительству с предложением построить подводную лодку.
Сравнительно-исторический анализ
— научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Зрелищные учреждения
План Введение 1 История зрелищных учреждений в древности 2 Современные зрелищные учреждения 3 Зрелищные учреждения в советскую эпоху 4 Зрелищные учреждения и шоу-бизнес
Бауэр, Отто
Отто Бауэр (нем. Otto Bauer, 5 сентября 1881(18810905), Вена — 5 июля 1938, Париж) — австрийский политический деятель, теоретик австромарксизма, генеральный секретарь Социал-демократической партии Австрии.
Балаш, Бела
Бела Балаш (правильнее Балаж , венг. Balбzs Bйla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр , венг. Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино.
Поиск подстроки в строке с помощью хеш-функции
Поиск подстроки в строке - часто возникающая на практике задача. Поиск подстроки в строке обычной подстановкой к каждой позиции строки всей подстроки - метод неэффективный и вообще грустный.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Джон Дальтон
Дальтон, Джон (Dalton, John) (1766–1844), английский физик и химик, сыгравший большую роль в развитии атомистических представлений применительно к химии.
Агрикола, Георг
Агрикола, Георг (Agricola, Georgius) (1494–1555), немецкий учитель, врач, ученый и писатель.
Вопросы на сравнение в КИМах ЕГЭ
Вопросы на сравнение на экзаменах по истории в 9-ом и 11-ом классах вызывают затруднение у большинства учащихся. Найти общее и различное в событиях, процессах, явлениях, в деятельности исторических личностей не так-то просто. Главное здесь определить линии сравнения, по каким параметрам, элементам сравнивать.