Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»
Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе;
Задачи:
1. Развитие навыков социальной перцепции;
2. Развитие уверенности в себе; чувства собственного достоинства
3. Формирование доброжелательных отношений в группе.
Ход занятия:
- Здравствуйте! Сегодня наша встреча будет посвящена теме дружбы между людьми.
Упражнение №1. «Встреча взглядами»
Цель: «разогрев» участников; развитие навыков социальной перцепции.
- Давайте сейчас встанем в круг, опустив головы вниз. По моей команде все одновременно поднимают головы. Задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
- Итак, не всем. (Итак, молодцы, всем удалось настолько почувствовать друг друга, чтобы выполнить это упражнение).
Упражнение №2. «Ищу друга»
Цель: разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 7 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
-Теперь посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру – количество доставшихся вам выборов.
- Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?
- Что помешало вам откликнуться на другие объявления? -Там где перечислено большое количество требований, предъявляемых к будущему другу ? Естественно, ведь не легко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать.
Упражнение № 3 « Разговор о дружбе и рефлексия собственных качеств»
- Что для вас значит дружба?
- Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга?
- Что надо делать, чтобы найти друга?
- Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе?
Упражнение № 4. «На вечеринке»
Цель: формирование умения находить друзей.
- Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке, на которой никого не знаете . Когда я скажу «начали», вы быстро находите себе пару и начинаете разговаривать друг с другом на тему «Что я обычно делаю на выходные» ( «Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»). В последний раз вы сами придумываете себе тему разговора.
-А теперь давайте обсудим наши впечатления.
Что вы чувствовали во время разговоров?
Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт?
О чем было легче говорить?
- Итак, вы увидели, как порой трудно заговорить о чем-то, особенно, если вы не знаете собеседника. Поэтому если с вами захочет кто-то познакомится и первым завяжет разговор, вы должны помочь ему своим вниманием, умением слушать, искренностью.
Упражнение № 5 «Ток»
- Давайте в заключении нашего тренинга передавая мячик, скажем друг другу пожелания на день. Начну я: «Желаю тебе хорошего дня»..
Заключение к тренингу:
- Сегодня мы постарались выяснить что же такое дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. До свидания!
Дополнительные упражнения:
Упражнение № 6 «По парам»
- Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате, когда я скажу «стоп», вы должны как можно быстрее найти себе пару (разбиться в группы по три человека). Кто не попал в группу – выбывает из игры. Посмотрим, кто из нас наиболее быстрые и собранные.
Упражнение № 7 «Я знаю, что тебе приснилось»
Цель: развитие социальной перцепции.
(конспект игры см. в приложении к тренингу)
Литература:
1. Вачков Н.В. «Окна в мир тренинга». – СПб. – 2004 г.
Другие работы по теме:
Дружба и сексуальность
Как отличить то, что мы называем "дружбой", от того, что именуется "любовью"? Дружба, включающая в себя сексуальные контакты.
Нравственная сторона дружбы
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу.
Схема составления психолого педагогической характеристики класса
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА. 1. Общие сведения о классе. История его формирования, состав по возрасту и полу учащихся. Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплина, характеристика общественных поручений учащихся класса.
Великолепная дюжина
Психологический анализ воспитательного мероприятия. ТЕМА: Великолепная дюжина. Цель: выявить и развить имеющиеся представления детей, их кругозор.
Тревожность младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования состояния тревожности §1. Понятие «тревожность», её виды, отличие от страха…………….5
План работы психолога 2008-2009
УТВЕРЖДЕН на педсовете № ___ от _______ 2008 г. Зав. д/у №xxx_____________________ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога на 2008 – 2009 г. Дошкольного учреждения №___
Психофизиологические особенности подросткового возраста
Физические и психологические особенности подросткового возраста. Рассмотрение стадии полового созревания как важнейшего фактора развития подростка. Описание детских поведенческих реакций в переходном периоде. Анализ внутренних и внешних перемен детей.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себ
Исследование этнической толерантности подростков в образовательной среде
Агеева Н.А. студентка 5 курса психологического факультета РОСИ Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Этническая толерантность подразумевает под собой акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Психологический эксперимент над людьми
Психологический эксперимент над людьми. Тема: Манипуляция над людьми. Цель эксперимента: Доказать, что многие люди видят то, что хотят увидеть и это правда. Но есть и ещё одна правда. Какую реальность нам дают, такую мы и воспоминаем.
Сочинения на свободную тему - Мой друг
AlignjustifyМой друг. Вадик учится в том же классе что и я Мы очень дружны почти не расстаемся вместе проводим досуг готовим уроки помогая друг другу вдвоем ходим на секцию футбола. Вадик вратарь а я защитник.
Психологический климат в коллективе 2
Психологический климат как термин появился сравнительно недавно, так как раньше этой стороне управления уделяли мало внимания и рассматривали преимущественно технические моменты, связанные с экономической стороны. Лишь в 20-е годы XX века впервые широко был поставлен вопрос о том, что психологический климат в коллективе имеет не меньшее значение, чем другие аспекты деятельности.
Структура отитов у детей по данным ЛОР-отделения ПЦ НЦМ-РБ
Макаров.С.Н., Аммосова.Е.П., Петров.И.Ф. Медицинский институт ЯГУ, ПЦ НЦМ-РБ №1 Заболевания ЛОР - органов является наиболее распространенной патологией у детей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый ребенок подвергнут заболеваниям ЛОР органов.
Практический маркетинг для продавцов
Тренинг «» Описание тренинга: Тренинг рассказывает об эффективных неценовых маркетинговых инструментах, которые будут полезны сотрудникам отдела продаж в текущей ситуации. Как быть эффективными в кризис? На что в первую очередь обратить внимание?
Что такое настоящая дружба
«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Прутковая образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха?
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Лирика дружбы у Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов».
Настоящая дружба
"" Автор: Сочинения на свободную тему Если бы настоящей дружбы не было, то во всем мире царили погром и война... Но настоящая дружба в нынешнее время редкое явление. Можно казаться лучшим другом, но не быть им. Настоящая дружба — это прежде всего, уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, не оставит и не предаст в трудную минуту, будет держать в тайне то, что ты ему сказал.