Реферат по психологии личности
На тему «Теория личности А.Н.Леонтьева» по статье А.Н. Леонтьева «Деятельность и личность»
(Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: БАРАХ, 1999.)
Понятие индивида
«Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.
Индивидуализация индивида.
«Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях».
Врожденный индивид еще не вполне «готовый». Многие черты его даны лишь как возможность. А процесс формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока все его особенности не образуют относительно устойчивую структуру.
Структура индивида.
«Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются – словом, многообразно изменяются».
Формирование личности.
Формирование личности происходит в результате процесса объединения, связывания деятельностей индивида. Деятельность – процесс, побуждаемый и направляемый мотивом. Развитие, умножение видов деятельности приводит к центрированию их вокруг немногих главнейших деятельностей, подчиняющих себе другие. За иерархией деятельностей открывается иерархия мотивов. Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.
Процесс формирования личности, неотделимый от развития сознания, самосознания, которые его опосредуют, сложен и длителен. Он имеет свои этапы.
Этапы формирования личности.
Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше они образуют разные линии развития, переходящие друг в друга. «В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаза преимущественного развития предметной (практической и познавательной) деятельности и фаза развития отношений с людьми и обществом. Такие же переходы характеризуют движение мотивов внутри каждой фазы. В результате возникают иерархические связи мотивов, образующие «узлы» личности.
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, обогащаясь, перерастают реализуемый круг деятельности и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Эти явления образуют кризисы развития (кризис 3-х лет, 7 лет, подросткового периода и зрелого возраста). В результате происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности.
«Личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность и происходит особая перестройка сознания, появляется необходимость понять суть этой перестройки».
Понятие личности.
Личность – специальное человеческое образование, которое рождается из иерархий деятельностей, объективных, общественных по своей природе отношений, в которые вступает субъект, и лежит не в индивиде, а в его бытии.
Другие работы по теме:
Парадакс Леонтьева
Содержание Содержание 2 Парадокс Леонтьева. Теория жизненного цикла товара 3 Список использованных источников 8 2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2005. 8
Балансовые модели экономического роста
Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный инжененрно-экономический университет институт туризма и гостиничного хозяйства
Теория Хекшера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Р Е Ф Е Р А Т на тему: «Развитие теории международной торговли в концепции Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева»
Самосознание в психической организации жизни человека
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности.
Марксистские теории личности
Кроме описанных в отдельных статьях теорий личности (Культурно-историческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая концепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих основные положения философии марксизма.
Антропологическая теория (Ч.Ломброзо)
Суть подхода Антропологической теории сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности.
Персонология (Г.Меррей)
Меррей предложил термин "Персонология" не только для обозначения собственной концепции, но и для любых исследований в области психологии личности. Его теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа З. Фрейда.
Теория первичной травмы (О.Ранк)
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.
Теория деятельности (А.Н.Леонтьев)
Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева .
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Понятие и виды внутриличностных конфликтов
Понятие внутриличностных конфликтов и их типы. Сущность конфликтов по Фрейду. Типы конфликтной ситуации К. Левина. "Я-концепция" К. Роджерса. Теории потребностей А. Маслоу. Концепции смысла жизни В. Франкла и становления структуры личности А.Н. Леонтьева.
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
Модель Леонтьева многоотраслевой экономики
Эффективное ведение нар одного хо зяйств а предаю лагает наличие баланса между отдельными отраслями. Каждая отрасль при этом выступает двояко: с одной стороны, как производитель некоторой продукции, а с другой — как потребитель продуктов, вырабатываемых другими отраслями. Для наглядного выражения взаимной связи между отраслями пользуются определенного вида таблицами, называемыми таблицами межотраслевого баланса.
Либертарная теория печати
ЛИБЕРТАРНАЯ (ЛИБЕРТАРИАНСКАЯ) ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ – главная цель средств массовой информации (согласно этой теории) – помогать найти истину и способствовать разрешению политических и социальных проблем, представляя все факты и мнения как основу для нахождения их решения. Существенное условие для этого – свобода от контроля и давления правительства.
Леонтьев Анатолий Кузьмич биография
Леонтьев Анатолий Кузьмич (1944) Удмуртский поэт Анатолий Кузьмич Леонтьев родился 7 января 1944 года в поселке Пычас Можгинского района УАССР. В 1967 г. окончил художественно-графический факультет Удмуртского пединститута и стал преподавателем в Можгинской детской художественной школе. Учился на высших литературных курсах в Москве.
Леонтьев, Михаил Николаевич
Михаил Николаевич Леонтьев (1740—1784) — генерал-поручик, герой русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Родной внук генерал-аншефа Михаила Ивановича Леонтьева, родился в 1740 г., воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, по окончании курса в котором был произведён в поручики.
Григорий Кантор
Заслуженный деятель искусств России, доцент Московского Государственного университета культуры, режиссер, поэт, продюсер.