Периодизация психического развитая в онтогенезе
Качественно своеобразные ступени психического развития выделяются и в онтогенезе. Однако периодизация онтогенетического развития психики в различных теориях осуществляется на основе разных критериев.
Так, в учении С. Холла {в котором онтогенез психики рассматривается как процесс социализации, в целом повторяющий историческое развитие человечества) младенчество, детство, подростковый возраст, юность и др. возрастные этапы соотносятся со стадиями эволюции общества, такими как животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. Иными словами, Холл распространил на психическое развитие человека биогенетический закон Э. Геккеля, первоначально сформулированный в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и стремительное воспроизведение филогенеза. Так Холл полагал, что развитие детского рисунка в общих чертах повторяет все стадии исторического становления изобразительного искусства. Игра ребенка, согласно Холлу, — это постоянное упражнение, необходимое для полного освобождения от рудиментарных и уже бесполезных функци — также головастик совершает непрерывные движения хвостом, пока тот не отвалится. Преодолевая таким путем все промежуточные стадии, человеческий индивид в конце концов достигает социальной и личностной зрелости и, одновременно, того уровня культурного развития, который соответствует современной ему исторической эпохе.
Аналогичного подхода придерживался и В. Штерн, сопоставлявший стадии онтогенетического становления индивида и исторические стадии духовного развития общества. Э. Шпрангер рассматривал индивидуальное развитие как процесс постепенного «врастания» индивида в систему накопленного предыдущими поколениями социокультурного опыта, как самоформирование личности на основе культурных ценностей, обеспечивающих целостность и устойчивость ее структуры.
У 3. Фрейда развитие индивида трактуется как социально детерминированная трансформация первичных биологических влечений. Здесь основным критерием периодизации выступает направленность сексуальной энергии (либидо): на ранних этапах развития психики (стадия нарциссизма) либидо направляется на собственное Я, прежде всего, в его телесном аспекте (Я-либидо), тогда как по мере взросления эта биологическая энергия перенаправляется на внешние, сексуальные или замещающие таковые, объекты (Объект-Либидо).
Другим критерием выделения возрастных стадий в психоанализе служит доминирующий способ удовлетворения либидо или канал разрядки внутри-личностного напряжения (эрогенная зона). Так, на оральной стадии развития (младенчество) основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации обнаруживается в сфере активности, связанной с кормлением, центральная эрогенная зона и, одновременно, канал отношений с миром — рот, орудие питания. На анальной стадии (1—3 года) либидо концентрируется в зоне ануса, удовлетворение связано с овладением функцией дефекации, а фрустрация возникает как следствие столкновения с культурными нормами и запретами в ходе приучения ребенка к опрятности и культуре отправлений кишечника. На фаллической стадии (3—5 лет) ведущей эрогенной зоной становятся гениталии, происходит переход от аутоэротической детской сексуальности к первым сексуальным привязанностям, формируется так называемый «эдипов комплекс» — система предельно противоречивых (амбивалентных) эмоциональных отношений к родителю противоположного пола, сочетающих любовь и ненависть, нежность и страх. На латентной стадии (5—12 лет) первичные сексуальные влечения попадают под контроль сознательного Я (Эго) и ослабевают, «дремлют» до наступления пубертата; энергия Либидо, будучи оторванной от сексуальной цели, перенаправляется на освоение социокультурного опыта и установление дружеских отношений за пределами семейного окружения. Наконец, генитальная стадия (12—18 лет) предполагает интеграцию всех эрогенных зон, достижение половой зрелости и стремление к полноценному сексуальному общению. Переход на эту стадию развития нередко затруднен в следствие фиксации Либидо-на предыдущих психосексуальных стадиях, что объясняется пережитыми в детском возрасте психотравмами и фрустрациями.
Итак, психическое развитие индивида, по Фрейду, непосредственно связанно с процессами преобразования сексуальной (либидонозной) энергии, с ее перемещением от одной эрогенной зоны к другой.
Другие работы по теме:
Взаимосвязь обучения и развития
Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие?
Системные качества человека
Понятие и виды системных качеств человека; Человек как биологический индивид; Человек как личность; Индивидуальность человека. Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Возрастные периодизации психического развития личности
Принципы выделения этапов психического развития, которое основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Периодизация развития личности З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина
Проблема периодизации психического развития, основные подходы к ней Д.Б. Эльконина. Оперирование системой "ребенок в обществе", содержащей системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Формирование ориентировочных и сенсомоторных действий.
Личность и организация
Московский Государственный Университет Технологий и Управления Предмет: « Психология и педагогика» Контрольная работа тема: «Личность и организация»
Задержка психического развития 2
Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Проблемы возрастной психологии в науке
Ознакомление с историей становления возрастной и педагогической психологии. Характеристика процессов эволюции в детстве и отрочестве согласно трудам Зинченка и Моргунова. Обозначение основных проблем возрастной периодизации психического развития человека.
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Греческие Тёмные века
Введение 1 Периодизация 2 Археологические данные 3 Предположения ученых о причинах кризиса 4 Миграции населения в колонии 5 Возникновение новой письменности
Сабейское царство
Введение 1 Периодизация 2 Политическая история Список литературы Введение Саба́ — древнее государство, существовавшее с конца 2-го тыс. до н. э. по конец III в н. э. в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии).
История Древнего Египта 3
План Введение 1 Периодизация 2 Додинастический Египет 3 Династический период 3.1 Закат: конец единого Египта 4 Эллинистический период История Древнего Египта
Иммиграция в Бразилию
План Введение 1 Особенности 2 Периодизация 3 Официальная статистика Введение Иммиграция в Бразилию (порт. Imigraзгo no Brasil) Как другие крупные страны Западного полушария (Аргентина, США, Канада), Бразилия в своём нынешнем виде является продуктом массовой и разнообразной иммиграции. Далее следует сделать определённые оговорки, так как иммиграция в эту страну имела свои особенности.
Периодизация истории
План Введение 1 История 2 Научное значение Введение Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.
Судетская область
Судетская область (нем. Sudetenland, чеш. Sudety, польск. Kraj Sudetуw) — исторический регион, промышленно развитая, богатая полезными ископаемыми область на севере и северо-западе Чехии, получившая своё название по расположенным на её территории горам Судеты. До 1945 г. — место компактного проживания судетских немцев.
Латышская литература
План Введение 1 Периодизация 2 Развитие латышской литературы Введение Латышская литература — литература латышей, созданная в основном на латышском языке. Латышская литература распадается в свою очередь на два периода: позднесредневековый и современный. Понятие латышская литература не следует путать с понятием латвийская литература, которая включает произведения писателей-уроженцев Латвии разных национальностей, и которая в настоящее время создаётся в основном на двух языках (русском и латышском).