Адаптация студентов к условиям обучения в университете

Рефераты по психологии » Адаптация студентов к условиям обучения в университете

Адаптация студентов

к условиям обучения в университете


Как известно пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда когда обычное привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями связанными с новизной условий сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процесс адаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление связанное с перестройкой стереотипов поведения а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов отражающих основные направления деятельности студентов:

- адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания контроля и усвоения знаний к иному режиму труда и отдыха самостоятельному образу жизни и т.п.);

- адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников усвоение его правил традиций);

- адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний умений и навыков качеств).

В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:

информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;

формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации перестройке поведения совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями т.е. активизация самовоспитания;

помощь студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство.

От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений от оптимального выбора форм и методов воспитания значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов являются:

проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе профессиональному ориентированию;

ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов изучение черт характера уровня знаний и общественной активности;

изучение формирующейся системы межличностных отношений;

развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;

оказание помощи в научной организации труда студентов;

оказание помощи студентам в организации самовоспитания.


Основными задачамикуратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:

- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение степени понимания специфики и характера получаемой профессии;

- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии диагностика данных которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.

Авторы многих исследований показывают что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том чтобы создать условия для ее удовлетворения сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

Общеизвестно что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки театры турпоходы и т.д.) содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.


Для реализации работы по данным направлениям куратор может воспользоваться следующими практическими материалами:

- Анкета «Жизненные цели» - результаты анкетирования позволяют куратору представить направленность личности каждого студента и группы в целом (основные жизненные цели степень развитости волевых черт характера). Данная анкета может быть использована в процессе подготовки беседы на тему «Путешествие в свое прошлое». Возможно коллективное обсуждение в группе результатов анкетирования.

Упражнение «Образ будущего» целесообразно проводить со студентами в целях диагностики их профессиональной ориентации развития навыков целеполагания осознания собственной мотивации деятельности и ее стратегий.

- Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей – результаты данной методики помогут куратору определить ведущие потребности отдельных студентов и группы в целом и наметить дальнейшие меры педагогического взаимодействия. Результаты анкетирования могут быть обсуждены в форме ток-шоу.

- Анкета «Что нам интересно» - результаты анкетирования дадут информацию о мотивах обучения студентов и могут обсуждаться в обобщенном виде в группе. Если большинство студентов группы испытывают трудности в изучении определенных предметов необходимо назначить консультантов из числа более подготовленных студентов. Куратор может порекомендовать также дополнительную литературу кружки секции студенческие (научные) общества и т.п. где студенты могут углубить свои знания по интересующим их предметам.

- Опросник для изучения внеучебных интересов студентов – использование данных опросника позволит куратору определить что увлекает студентов каковы особенности проведения ими свободного от занятий времени. Опросник рекомендуется использовать в целях подготовки беседы «Мир твоих увлечений» в процессе которой куратор может дать информацию о кружках секциях клубах молодежных организациях и пр. где студенты смогли бы развить свои интересы приобрести интересующие их умения и навыки.

- Анкета «Ты и твоя семья» - данные этой анкеты помогут куратору получить первоначальные сведения о семьях студентов что позволит сразу выделить категорию лиц требующих повышенного внимания (неполные семьи неблагополучные семьи и т.д.). Куратор может использовать данные анкетирования для заполнения дневника куратора и обсуждения их с социальным педагогом намечая план индивидуальной работы с отдельными студентами.

- Шкала самооценки – исследование самооценки первокурсников.

- Изучение эмоциональной напряженности – куратору необходимо информировать преподавателей о наличии в группе таких студентов их особенностях пригласить студентов для занятий в тренинговой группе под руководством психолога.

- Анкета «Адаптированность» - позволяет куратору в конце учебного года определить процент адаптированных студентов в группе проанализировать свои методы работы и на основе анализа выработать новые подходы либо скорректировать уже примененные.

- Методика «Лидер» - поможет в выявлении студентов обладающих лидерскими качествами (например при выборе старосты или студенческого актива).


Более подробную информацией можно получить у специалистов СППС

(см. «Работа СППС»)