НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт»
Реферат
Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте»
Дисциплина: Психология
отклоняющего поведения
Выполнил ст-т гр. П-08-1:
Никитин Алексей
Проверила: Харламова Татьяна
Михайловна
2010
Что такое «черный юмор». Его история происхождения
Чёрный юмор — особый вид юмора, (в основном анекдотов) в котором комический эффект вызывается насмешками над смертью, здоровьем или иными темами, обычно табуированными вне контекста анекдота. Обычно намекает на повышенную опасность высмеиваемого объекта.
Черный юмор – это способ посмеяться над тем, что тебя пугает. Смех помогает справиться со страхом. Именно поэтому в таких анекдотах часто присутствуют темы смерти, болезней, каких-то ужасающих жизненных событий.
Термин «чёрный юмор» (фр. humour noir) возникает у Гюисманса в 1880-е, активно употребляется в сюрреализме, начиная с 1936 года. Одним из первых его пропагандистов, составителем антологии чёрного юмора был Андре Бретон. Образцы чёрного юмора сюрреалисты обнаружили в литературе различных времён и стран: в античности, у Свифта («Скромное предложение»), Вольтера, маркиза де Сада, Кэррола и других, в традиции готического романа (весьма часто содержащего пародийные черты). Философские корни чёрного юмора, в понимании сюрреалистов, ведут к Гегелю и Фрейду.
В XX веке чёрный юмор активно воплощался в театре абсурда, сначала во Франции, а затем и в США. Немалую роль играет в современном кинематографе (чёрная комедия).
В русской фольклористике термин «чёрный юмор» часто используется для обозначения конкретной формы, через которую этот вид комического приходит в фольклор «садистских стишков»:
Маленький мальчик нашёл пулемёт —
Больше в деревне никто не живёт…
Только осталася бабка Матрёна —
Эх, на неё не хватило патрона!
Юмор, как средство косвенного воздействия
Как средство косвенного воздействия, юмор выполняет ряд функций: с одной стороны, маскирует прямое прохождение личности в систему социальных отношений, с другой - сохраняет индивидуальность человека.
Таким образом, юмор может выступать как средство формирования социальной автономности подростков, если педагогическое общение будет направлено на решение этой задачи, что возможно при реализации ряда условий, среди которых - адекватная реакция педагогов на юмор школьников, являющийся средством взаимоотношений педагога и ученика. При этом необходимо разграничить чувство юмора и остроумие - явления разнопорядковые.
Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств.
Юмор, выступая в качестве средства формирования социальной автономности учащихся, способствует самовыражению школьника, которое может быть осуществлено в двух направлениях: с одной стороны, поведение ученика в системе социальных отношений, где юмор выступает и как элемент речевого акта (словесная формулировка суждений, умозаключений), и как компонент мироощущения, миропонимания при анализе процесса включения ребенка в различные виды социальных отношений в общении; с другой стороны, моделирование ситуаций, где юмор выступает как компонент межличностного общения.
Таким образом, социальная активность заключается в реализуемой готовности к социальным действиям, направленным на преобразование социальных отношений. Юмор при этом может выступать как одно из средств формирования социальной автономности подростков.
Совместное отчуждение от взрослых.
Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.
Перечислим несколько изустных примеров из подросткового фольклора.
«Дочка просила у мамы конфетку. Мать ей сказала: «Сунь пальчик в розетку!» Сморщилось тело, обуглились кости. Долго смеялись над шуткою гости».
«Наша Таня громко плачет. По головке скачет мячик. Ну а мячик из свинца. Это шуточки отца».
«Бабушка внучку из школы ждала. Цианистый калий в ступке толкла. Дедушка бабушку опередил. Внучку гвоздями к забору прибил».
«Маленький мальчик на стройке играл. Маленький мальчик гвоздик украл. Громко разбился о череп кирпич. Метко кидает наш сторож Кузьмич».
«Маленький мальчик на дерево влез. Сторож Пахом достает свой обрез. Выстрел раздался, и мальчик упал. «Тридцать девятый», - старик прошептал».
При этом подростки могут предоставить своему герою инициативу и сообразительность для самообороны и противостояния: «Свистнула пуля, и сторож упал. Мальчик свой маузер раньше достал». (Из материалов В. П. Белянина, И. А. Бутенко.)
Следует обратить внимание, что подростковый «черный юмор» героями своих произведений делает не сверстника, «а маленького мальчика», «девочку», «дочку», «внучку». Как показывает лексика, это всегда кто-то более младший, наивный. Поэтому он - жертва взрослых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. Поэтому-то он смеется - его голыми руками не возьмешь!
«Черный юмор» освобождает подростков не от самих родителей, а от предписаний возрастного статуса детства «Слушайся маму и папу», а также от глубинной психологической зависимости. Человек может освободиться и жить как уникальная самостоятельная личность, лишь отчуждаясь от зависимости от других. «Черный юмор» как нельзя лучше содействует отчуждению.
Список литературы
Мухина В. «Возрастная психология. Феноменология развития»
yspu.yar
ru.
Другие работы по теме:
Коэффициенты демографической нагрузки
Коэффициенты демографической нагрузки это соотношение численности лиц в нетрудоспособном возрасте (лица пенсионного возрасти или еще не вступили в трудоспособный возраст) к численности населения в трудоспособном возрасте.
Хлопок
Формула хлопка При сжигании хлопчатобумажная ткань горит быстро с запахом жженой бумаги. Остается черный пепел. При воздействии на хлопок индикаторами – окрашивает синюю лакмусовую бумажку в красный цвет.
Половое любопытство
Интерес к половым различиям свойственен практически всем здоровым детям и способствует формированию полового самосознания.
Проявления детской сексуальности
Проявления сексуальности начинаются задолго до рождения и продолжаются до конца жизни. Все новорожденные испытывают сильные гормональные изменения. За день-два до появления ребенка на свет уровни тестостерона и эстрогена у него заметно падают.
Акцентуации характера
Общие сведения и тестирование акцентуаций характера. Акцентуации характера. Возможность психопатии.
Синдром саморазрушения
Психологи совместно со специалистами страховых компаний установили, что до 60 процентов бытовых травм люди получают по своей же собственной вине.
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себ
Задержка психического развития 2
Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Эдипов комплекс или Комплекс Электры
Text Graphics «Эдипов комплекс» / «Комплекс Электры» Graphics Если же отец хочет сохранить первенство в глазах «своей женщины» для себя и вступает в борьбу со своим маленьким сыном, высмеивает чувства малыша, унижает, оскорбляет его, силой стремится подавить его сопротивление, то у сына возникают обида и ненависть к отцу, которые в будущем могут проявиться в страхе быть несостоятельным в любой области — профессиональной или сексуальной.
1. 1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало)
Табакокурение 3
ТАБАКОКУРЕНИЕ Табак завез в Европу известный мореплаватель Колумб. Вначале курение считалось полезным, поэтому врачи тех далеких времен использовали его как лечебное средство, всячески боролись за его распространение. Но очень скоро в его целебных свойствах разочаровались, но курение табака распространялось.
Клиника компьютерного некроза
характеризуется системностью, множественностью и обширностью поражения тканей зуба. Очаги поражения охватывают значительную или даже большую часть коронок зубов в пришейной поверхности, корневой части зуба и альвеолярной кости. Поражения большей части пигментированы: окрашены в темно-коричневый, почти черный цвет, заполнены размягченной массой эмали зуба, безболезненны.
Теория вероятности и математическая статистика. Задачи
Практическиое решение задач по теории вероятности. Задача на условную вероятность. Задача на подсчет вероятностей. Задача на формулу полной вероятности. Задача на теорему о повторении опытов. Задача на умножение вероятностей. Задача на схему случаев.
Черный кот
Эдгар Аллан По, замечательный американский поэт и прозаик, испытывал огромный интерес к мотивам и побудительным причинам человеческих поступков, к тайным глубинам души, о которых многие люди даже не подозревают.
Любимый журнал
Немало людей уважают и искренне любят этот доступный журнал, журнал-«учитель». Добрый спутник, ведущий за руку своего ученика, вовремя находя поддержку, не дающий упасть, оберегающий от ударов. Это журнал веры, глубокой веры в своих читателей, веры, которой насыщены его страницы. Каждый месяц «Ридерз дайджест» все более расширяет круг своих постоянных читателей, привлекая своей непосредственностью, сердечностью и глубоким взглядом на жизнь всего земного шара, освещая те или иные драмы, судьбы, судьбы не простые, а учащие на своем ярком и памятном примере.
Черный человек
Автор: Есенин С.А. Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь,
Анализ поэмы С.А. Есенина Черный человек
Автор: Есенин С.А. Голова моя пашет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. С.А. Есенин. Черный человек «Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.
В ресторане
Автор: Аверченко А.Т. - Фокусы! Это колдовство! - услышал я фразу за соседним столиком. Произнес ее мрачный человек с черными обмокшими усами и стеклянным недоумевающим взглядом. Черные мокрые усы, волосы, сползшие чуть не на брови, и стеклянный взгляд непоколебимо доказывали, что обладатель перечисленных сокровищ был дурак.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Чёрный список
Введение 1 В Интернете 2 В экономике 3 В международном праве 4 В телефонии Список литературы Введение Чёрный список — список лиц или других сущностей, которые по каким-либо причинам признаны недружественными по отношению к субъекту (составителю). В более узком смысле — список лиц или других сущностей, которым отказано в конкретном праве, привилегии или действии.
Клит военачальник
Клит Черный (греч. Κλείτος, ок. 380—328 гг. до н. э.) — военачальник и личный друг Александра Великого.
Перепись населения США 1820
План Введение 1 Список вопросов 2 Результаты переписи 3 Недостатки Список литературы Введение Перепись населения США 1820 года была четвертой по счету переписью населения, проводимой на территории США. Она была проведена 7 августа 1820 года. Численность населения по итогам переписи была определена в 9 638 453 человек, из которых 1 538 022 были рабами.
Черный Аист
Рычагова Виктора 8”А” Черный аист ! Широко распространенный, но чень редкий вид с тенденцией к дальнейшему снижению численности. Занесен в Красную книгу .Относится к редким пролетным и гнездящимся видам птиц прибайкальской равнины между озером Байкал и подножием хребта Хамар-Дабан.
Черный орнатус
Черный орнатус (Megalophodus megalopterus) - красивая и нежная рыбка, по форме тела напоминающая обычного орнатуса.
Федор Чёрный
Федор, князь Смоленский и Ярославский, сын Ростислава Мстиславовича, родился в 1240 году в Смоленске. С юных лет он отличался смирением и благочестием. При разделе отцовского наследства, он удовольствовался малой частью и правил Ярославским уделом.