Реферат: Работа с семьей имеющей ребенка с речевыми нарушениями - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Работа с семьей имеющей ребенка с речевыми нарушениями

Рефераты по психологии » Работа с семьей имеющей ребенка с речевыми нарушениями

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия.


Контрольная работа.

Тема: Работа с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями.


Выполнил:

Муллахметова

Алёна Анатольевна

ИППО, з.о. гр.,


Руководитель:


Содержание.


Введение…………………………………………………………. …………..стр 3
Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста………………

…………..стр 4

Заключение………………………………………………………. …………стр 9
Литература……………………………………………………….. ………..стр 10

Введение.


Роль развития речи ребенка в первые года жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивать процессы его восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми) [4].

Ранее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух-трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности [6].

В силу особенностей психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить, развитие речи ребенка.

Основными задачами построения взаимодействия с родителями являются:

Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, предусматривающей обучение взрослых общению с детьми в игровой форме, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействия;

Создание в ДОУ и семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.


Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста.


В исследованиях М.Е. Хватцева, С.А. Мироновой, Н.С. Жуковой, М.Ф. Фомичевой и других авторов рассматриваются проблемы становления речи и ее коррекции у детей. Н.Д. Душка отмечает, что современные дети демонстрируют поздний тем созревания. В конце ХХ столетиях появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей. Первые слова у них появляются после первого года (раньше у 6 – 7-месячных), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируется звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5 – 6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику [2].

Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами. К эндогенным (факторам внутриутробного развития) относятся патология и незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов, участвующих в порождении и восприятии речи. К эгзогенным (внешним) относится неблагоприятное влияние языковой среды, т.е. недостаточное речевое общение матери (или лица, ее заменяющего) с ребенком, интенсивных сложных для восприятия поток информации и др.

Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям.

Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в ДОУ создать систему традиционных и нетрадиционных стратегий взаимодействия всех участников процесса: воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей. Особое место в этой системе займет работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша. Специалист грамотно и последовательно будет руководить процессом передачи знаний и умений.

Учитель-логопед знает, как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами.

По мере поступления детей в ДОУ необходимо организовать их проверку по следующим параметрам: состояние речи с импрессивной и экспрессивной сторон, уровень сформированности общей и мелкой моторики, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти параметры основаны на следующих источниках: «Программа воспитания в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, «Схема системного развития нормальной детской речи» А.Н. Гроздева. Если у ребенка выявлены отклонения по нескольким параметрам, следует изучать его медицинскую документацию, провести собеседование с врачом-педиатром для выявления особенностей физиологического развития. Важную роль играет изучение семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребенка. Далее намечается стратегии взаимодействия, определяются ожидаемые результаты и показатели эффективности реализации поставленных задач.

Реализация задач представлена в поэтапном включении родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.


Этапы включения родителей в процесс сопровождения речевого развития детей.



Этапы

Форма

взаимо-действия

Тематика и средства

Месяц прове-дения


Результат

1

2

3

4

5

Давайте познакомимся

Цель: изучать особенности развития ребенка, уровня компетентности родителей в вопросах его речевого развития

Родительский клуб

Очные и заоч-ные формы про-ведения

Анкетирование

«Что я знаю о ребенке».

Сочинение родителей

«дорогой мой человек».

Собеседование по результатам изучения ребенка.

Индивидуальное консультирование:

- Роль взрослых в полноценном развитии ребенка.

- Проблемы становления и коррекции речи детей.

- Пути решения проблем в речевом развитии детей и т.д.


IX


IX


X


X

Составление карты семьи


Построение модели сопровождения речевого развития ребенка

Давайте изучать вместе

Цель: повышать компетентность родителей (мамы) в вопросах речевого развития ребенка; оказывать помощь в овладении практическими способами общения с ребенком; создавать благоприятную речевую среду

Школа для ро-дителей

Очная и заочная формы проведения

Консультации:

- Как наблюдать за ребенком?

- «Рождение» первого слова. Почему заговорить бывает трудно?

- Артикуляционный аппарат ребенка раннего возраста. Звуковая сторона ребенка.

- Развитие понимания речи и стимулирование самостоятельной речи.

Просмотр видеозаписей

«Ребенок в ДОУ и семье» комментарии.

Домашние задания

Записи речевых реакций (видеозапись ребенка в семье)

Практические диалоги:

- решение педагогических задач;

- наши достижения:

- дневники «Говорят дети»

Контрольная для взрослых


XI


XI-XII


Домашняя видеотека


Работа с картами развития ребенка


Работа с дневниками «Учимся говорить»

Давайте играть вместе

Цель: помогать в реализации потребности ребенка в общении, овладении языковыми средствами

Мамина школа

Очная форма проведения

Тренинги:

– Концепция «Я сооб-щение».

- А что, если…

- Правильно – не правильно.

2.Индивидуальное консультирование.

3.Практические занятия вместе с ребенком: общение, сопровождение речевого развития.

4.Игры, упражнения


I – V

Сбор материала по теме «Шпаргалки для семьи»


Картотека игр:

- пальчиковые;

- Театрализован-ные;

- словесные;

- музыкальные;

- дыхательные



Сведения о семье


Сведения о ребенке


Социальные установки в семье

Выявление

проблемы

Стратегия взаимодействия


Ожидаемый результат

Состояние здоровья

Результаты диаг-ностики

В семье

В развитии ребенка


С детьми


С родителя-ми

Полная

Не полная

Роль мамы

Роль отца

Количест-во детей в семье

Условия в семье

Образова-ние родителей

Группа здоровья

Отклонения от нормы

Рекомендации врача-педиатра

Уровни развития речи, моторики

Навыки самообслуживания

Уровень адаптации

Тип семьи

Позиция по отношению к ребенку

Интересы, предпочте-ния

Отношения к ДОУ

Нега-тивы

Речевая среда

Главные и сопутст-вующие измене-ния

Цикл коррекционных занятий

Привлечение медицинского персонала, социального педагога, музыкального руководителя

См. этапы включения родителей в процесс сопровождения речевого развития ребенка

Проявление заинтересованности родителей


Проявление активности родителей в мероприятиях


Положительная динамика речевого развития ребенка


Положительная динамика общего развития ребенка

Модель сопровождения речевого развития ребенка


Заключение.


В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все «выправится само собой». А ведь время, благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительного больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.


Литература.


Бабина Е.С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. 2005. № 5.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

Лямина Г.М. развитие речи ребенка раннего возраста. М., 2005.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

Рыбкина Л.В. О развитии навыков общения детей раннего возраста // Логопед в детском саду. 2006. № 2.

Самусикова Л.А. Игры для развития и мышления дошкольников: рекомендации родителям // Логопед. 2004. № 2.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., Воронеж, 1997.

Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996.