Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека.Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.
1.Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.
Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали
Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.
Словом, современное сложно-организованное, деперсонализированное общество характеризуется тем, что совокупность профессионально-деловых качеств индивидов, определяющих их поведение в качестве социальных единиц, мало зависит от их личностных моральных добродетелей. В своем общественном поведении человек выступает носителем функций и ролей, которые ему задаются извне, самой логикой систем, в которые он включен. Зоны личностного присутствия, где решающее значение имеет то, что можно назвать моральной воспитанностью и решимостью, становятся все менее значительными. Общественные нравы зависят уже не столько от этоса индивидов, сколько от системной (научной, рационально упорядоченной) организации общества в тех или иных аспектах его функционирования. Общественная цена человека определяется не только и не столько его личными моральными качествами, сколько моральной значимостью того совокупного большого дела, в котором он участвует. Мораль становится по преимуществу институциональной, трансформируется в прикладные сферы, где этическая компетенция, если вообще можно здесь говорить об этике, определяется в решающей мере профессиональной компетентностью в специальных областях деятельности (бизнесе, медицине и т.д.). Философ-этик в классическом понимании становится излишним
Переход социума в состояние «морального вакуума», когда действующие раннее духовные ценности и нравственные нормы утрачивают былое значение, а новые еще не сформировались.
2. Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем.: Moralitat; англ.: moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ.: morals, virtues). Согласно разделению этих понятий нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой
1. принцип равенства
Принцип равенства и справедливости - вне зависимости от расы, цвета кожи, возраста, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или этнического происхождения, социального статуса, семейного или имущественного положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств – является основополагающим принципом ОФ «БОТА». Этот принцип применяется как при отборе бенефициаров, при приеме на работу, при закупке товаров и услуг, так и при иных ситуациях.
2.принцип справедливости
распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах.
Джон Роулс в своей работе "Теория справедливости" формулирует два принципа понимания справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других. 2) социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем". (Дж. Роулс "Теория справедливости" (стр.66)).
3 принцип истины
Истина - это соответствие знания объекту исследования. Важнейшим принципом познания является принцип объективности рассмотрения объекта. Истина - объективна, «Понятие объективная истина» выражает содержание о мире и обозначает личное отражение объективного мира в сознании. Истина - конкретна, абстрактных истин нет! Истинность понятий, выводов надо рассматривать в зависимости от условий, места и времени их возникновения. С изменением исторических условий меняется и истинность положений и выводов.
4 принцип гуманизма
наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
3.
Другие работы по теме:
Басня
Таким образом, басня — это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль — мораль.
Функции морали
Тема. . Регулятивная. Познавательная. Воспитательная. Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Социальные функции морали
РЕФЕРАТ на тему: Социальные функции морали ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. Регулятивная функция 2. Оценочно-императивная функция 3. Мировоззренческая функция 4. Воспитательная функция Заключение Список использованной литературы
Цінності та перспективи християнської моралі
Особливості поняття та перспективи християнської моралі, її сутність та обов'язковий зв'язок основних положень із догматами віровчення. Нормативні уявлення про добро і зло, справедливість, призначення людини та її ідеали як система моральних цінностей.
Соотношение морали и права
Право как норма поведения, регулируемая государством. Существование правовой нормы, благодаря нравственному содержанию. Конфликт правового и нравственного в эпохи тоталитарного насилия. Общность и различия морали и права. Этическое содержание норм права.
Предмет этики, ее проблематика, философские основания
Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.
Книга Оссовской "Рыцарский этос"
Исследования по истории морали и этики. Работы Марии Оссовской, польского ученого-филолога "Рыцарский этос" и "Буржуазная мораль". Анализ аристократического нравственного идеала, который преобладал в общественном сознании античности и средневековья.
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Духовная жизнь общества
Филосовское понятие культуры, ее сущность. Культура в узком смысле слова . Сложность, многопрофильность понятия культуры. Мораль как формы духовной культуры или общественное сознание.
Добродетель
Добродетель (греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue) — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру.
Пифагор
Жизнь Пифагора. Пифагорейское учение. Мораль у Пифагора.
Аналіз твору Ф. Ніцше К генеалогии морали
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ЛІНГВІСТИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Самостійна робота з педагогіки на тему: «Аналіз твору Ф. Ніцше «К генеалогии морали»
Социометрия как метод психологических исследований
социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечитьим поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе.
Волк и лиса
В сказках о животных рассказывается о приключениях диких и домашних животных. Сказка «Волк и лиса» — это забавная история о проделках хитрой лисы. В ней рассказывается о том, как ловко и остроумно она обманывает волка и всегда остаётся победительницей. Лиса советует волку наловить рыбы хвостом в проруби, а когда хвост серого примёрз, сама бежит в деревню звать народ, а потом ещё и катается на избитом волке, издевательски приговаривая: «Битый небитого везёт».
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Сочинение об Айвенго
Вальтер Скотт - известный шотландский писатель. В его произведениях ярко переплетаются история и выдумка, наука и фантазия. Вальтер стремился правдиво отобразить быт, обычаи, мораль прошлых столетий, срисовать выдающиеся личности и реальные события. Но главным для автора было изображение на историческом фоне судьбы обычного человека, объединяя историческую правду с художественным вымыслом.
Быть человеком
Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя.
Человек и история в басне Крылова Обоз.
Автор: Крылов И.А. Я прочитал басню И.А.Крылова «Обоз», касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений, защитить полководца и его план; для поучения людей.
Заяц и ёж
Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том, как ёж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника — зайца: на старте был ёж, на финише — его жена, чего косой и не заметил. Умный и находчивый ёж высмеял зайца — «господина, вроде как бы знатного и уж очень надменного». На приветствие ежа в доброе воскресное утро заяц небрежно кивнул и грубо сказал: «Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?» — «Гуляю», — ответил ёж. — «А по-моему, на таких коротких ножках далеко не уйдёшь».
Осуждение человеческих пороков в баснях Крылова
Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.
Заменит ли компьютер книгу
Автор: Сочинения на свободную тему Современный мир и нынешнее общество сделали серьёзный шаг вперёд. Невольно оставляя традиции и ценности позади себя. Так ли это? Спорить можно до изнеможения. Чтобы хоть немного разобраться в этом, рассмотрим весьма актуальный вопрос, а именно : «Заменит ли компьютер книгу?»
Зозуля та Косик
Автор: Сковорода Григорій. Зозул спитала чорного Дроздика, чому він не нудьгує співаючи. Сама вона співає навіть частіше за нього, але це не позбавляє її від нудьги.
Новые люди в Что делать
Новые люди в "Что делать?" Автор: Чернышевский Н.Г. Что же отличает «новых людей» от «пошлых», типа Марьи Алексевны? Новое понимание человеческой «выгоды», естественное, неизвращенное, соответствующее природе человека. Для Марьи Алексевны выгодно то, что удовлетворяет ее узкий, «неразумный» мещанский эгоизм.
Басни
(по произведениям Эзопа и Ивана Крылова) Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, рифмуют ее, но не считают нужным изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным.
Гаргантюа и Пантагрюэль
Роман “” является интересным образчиком так называемой “народной культуры”. В этом романе много нового и необычного для восприятия. Множество людей считают “Гаргантюа и Пантагрюэль” несколько пошлым, но они ошибаются. Все дело в том, что взгляды на мораль Рабле могут не совпадать с другими и в этом нет никакого несовершенства.
Етична культура юриста 3
Реферат на тему: ЕТИЧНА КУЛЬТУРА ЮРИСТА. План лекції. Поняття етичної культури юриста. Принципи етичної культури юриста. Службовий етикет в роботі юриста.
Ал-Джахиз
Ал-Джахиз (775–868), также Абу Усман Амр ибн Бахр, прозванный ал-Джахизом, «Пучеглазым», филолог, основоположник средневековой арабской художественной прозы адаба.
Психічні і моральні якості медичного працівника
Психічні і моральні якості медичного працівника Вивчення проблем професійної етики, її специфіки веде нас від загального до особистого, що дозволяє пізнати мораль ширше і пов’язати її з практичною діяльністю індивіда. У професійній етиці можна простежити зв’язки між тими або іншими видами діяльності, психологічними й етичними чинниками та якостями, поєднання суспільних інтересів з інтересами особистості.