В. И. Дерюгин
Периодическая таблица (редуцированный вариант)
Человек | Индивид | Субъект | Индивидуальность | Личность |
| № | 1 | 2 | 3 | 4 |
|
| Сенсорика | Психомоторика | Рационика | Кинестатика |
Индивид | 1 | 1.Вариативность 2.Абсолютность 3.Константность 4.Релятивность | 1.Быстрота 2.Сила 3.Точность 4.Ловкость | 1.Сопредельность 2.Упорядоченность 3.Соразмерность 4.Симметричность | 1.Подвижность 2.Устойчивость 3.Инертность 4.Уравновешенность |
|
| Восприятие | Воля | Мышление | Эмоция |
Субъект | 2 | 1.Выявление 2.Выделение 3.Сличение 4.Соотнесение | 1.Активность 2.Интенсивность 3.Настойчивость 4.Решительность | 1.Описание 2.Выведение 3.Обобщение 4.Наведение | 1.Возбуждение 2.Настрой 3.Насыщение 4.Волнение |
|
| Образ | Опыт | Понятие | Предвосхищение |
Индивидуальность | 3 | 1.Конфигурация 2.Контраст 3.Конгруэнция 4.Композиция | 1.Знание 2.Умение 3.Навык 4.Автоматизм | 1.Концепт 2.Предикабилия 3.Категория 4.Универсалия | 1.Воображение 2.Представление 3.Установка 4.Фантазия |
|
| Адаптация | Организация | Адекватность | Резонанс |
Личность | 4 | 1.Сочетание 2.Следование 3.Уподобление 4.Сопряжение | 1.Собранность 2.Направленность 3.Самоконтроль 4.Самообладание | 1.Означенность 2.Обоснованность 3.Осмысленность 4.Вероятность | 1.Влечение 2.Вдохновение 3.Зависимость 4.Переживание |
В предлагаемой табличной форме системы элементов психологии, каждый родовой элемент включает четыре видовых, образующих классы. Каждый первый элемент противоположен третьему, каждый второй - четвёртому. Порядок прочтения элементов отражает периодическую закономерность - одну из закономерностей системной организации.
Классификация элементов проведена по единым методологическим принципам. Операции над понятиями производились с помощью методов, методик, приемов логико-семантического анализа-синтеза.
Состав элементов таблицы варьирует от четырёх до двухсот пятидесяти шести видовых единиц. Наименования и форма организации элементов в систему не являются единственными. Глоссарий-тезаурус как свод взаимосвязанных понятий частично изменяется и дополняется в процессе расширения объёма видовых элементов, поиска номинаций, наиболее точно соответствующих денотатам. Кроме сетевой и табличной формы системы существует спирально-круговая, лестничная, цилиндрическая, синусоидная и другие формы.
Система элементов психологии является, в свою очередь, подсистемой макросистемы элементов философской антропологии, включающей в свой состав системы элементов социальной психологии, социологии, этнологии, экономики, политологии, этики и других научных дисциплин. Система, предназначена для использования в учебном процессе, научной деятельности, диагностической и коррекционной работе, программном обеспечении приборов искусственной психики.
Другие работы по теме:
О методах исследований в психологии
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов.
Психология как наука
Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии. Специфика научного психологического знания. Взаимосвязь научной и житейской психологии. Психология как естественная и гуманитарная наука. Практическая польза психологии.
Методы психологии труда
Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.
Кризис психологии
Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта.
Понимающая психология (Э.Шпрангер)
Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
Бихевиаризм
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение»; ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Когнитивный подход в психологии 2
Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах.
Документ является демонстрационной версией
Все больше осознается мысль о том, что психология – не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого специалиста, в том числе и юриста
Ассоциация
В психологии термин «Ассоциация» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.