1880 г. — В. Вульф, немецкий психолог, поставил ответы на реакцичеловека — основоположник психологии-науки.
“Психология”— наука о душе.
Вопросы о психологии возникли давно — Аристотель. Проводилось наблюдение психических явлений и на основе их изучали человеческупсихику. Это был донаучный анализ, существовавший в форме пословиц и поговорок, но часты были противоречия : “С глаз долой — из сердца вон”, “Любовь закрепляет разлука”.
Психологинеобходимо изучать не на основе житейского опыта, а научно.
Психология как наука :
· изучает конкретные факты психической жизни, характерные качественно и количественно ;
· имеет свои законы (стадийное развитие человеческого интеллекта и др.) ;
· имеет свои механизмы (механизмы психической деятельности) :
- механизмы внезапного “озарения” во время решения задач,
- механизм постоянства восприятия (восприятие предметов в их естественном размере независимо от расстояния, на котором они находятся).
Изучает факты, механизмы и закономерности психики.
Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление деятельностью, имеющуу человека личностный характер.
У человека формируется объективные образ субъективного мира. Мы имеем дело с отражением, образом предметов. Люди воспринимают мир адекватно, не искаженно при условии, что все находятся и развиваются в обществе себе подобных.
Конец ХIХ века — Фрейд (австрийский ученый) изучал сновидения.
Уровни психики : сознание и бессознание.
Сознание — продукт развития человеческого общества, уровень современной культуры.
Структура сознания (характеристики сознания) :
1. совокупность знаний об окружающем мире.
Познавательные процессы : ощущение (отражение отдельных свойств предмета) ; знание ; память ; восприятие (выявление взаимосвязи между факторами) ; забывание ; воображение (реконструктивное познание мира, реконструктивные картины мира).
2. разграничение в сознании человека понятий — субъекта (“я”) и объекта (“не я”).
Рефлексия — способность стать в позицинаблюдателя относительно самого себя.
Способность к самооценке и самосознани(физическому, интеллектуальному, социальному). Следовательно, формируется самосознание, уровень притязания к себе.
3. целеполагание — способность человека к поставленицели.
Маркс : социальная цель характеризует образ жизни человека.
4. отношение эмоциональное.
Маркс : отношение мое к обществу есть мое сознание.
Человеческое сознание развивается в процессе вовлечения человека в социальные отношения. Среда необратимо влияет на людей :
- воспитание в волчьем логове — индийские девочки Амола и Камола;
- американская девочка, лишенная общения, изолированная матерьот общества как незаконнорожденная, не могла быть очеловечена ;
- “очеловечивание” слепо-глухо-немых путем вовлечения в активнужизнь.
Бессознательные (подсознательные) отношения
опыты Фрейда : выявление жизни человека по его снам.
опыты Кедрова : изучение тог, как шло построение таблицы Менделеева (Менделеев впервые в форме таблицы увидел ее во сне).
Подсознание активно влияет на деятельность человека.
Маркс : человек — общественное животное.
Человек :
способен поступать сознательно : может выходить за пределы данной ситуации;
создает или сохраняет орудия, переоборудует ими мир ;
пользуется общественным опытом (опытом бывших поколений) ;
имеет чувства, отличные от животных (редко бросает детенышей).
Психология как наука не развивалась сама по себе. Она тесно взаимосвязана с другими науками :
- философией (Аристотель был философом и психологом)
- естественными
- точными.
Признаки, лежащие в основе классификации современной психологии.
1. конкретная деятельность человека :
1. психология труда
·инженерная
·авиационная
·космическая
2. педагогическая психология (изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека)
3. психология спорта
4. медицинская деятельность (врач)
2. развитие человека :
1. возрастная психология
· детская (подростковая и дошкольная)
· юношеская
· взрослого человека
· героидопсихология (психология престарелого человека)
2. психология аномального развития
· патопсихология (нарушение психики алкоголика)
· олигофренопсихология (врожденные дефекты)
3. сравнительная психология
· филогенез (сопоставление психики человека и животного)
3. отношение человека к обществу :
1. психология личности человека. Изучает процессы становления человеческой личности, взаимосвязь человека с окружающим миром.
2. социальная психология. Изучает
·общение в разных по размеру социальных группах (классовых, этнических)
·социализацичеловека (процесс усвоения человеческой культуры)
социальные установки (отношение человека к миру).
Другие работы по теме:
Кризис психологии
Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Психология как наука 4
Реферат Психология как наука. Психология личности СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЁ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.. 4 1.1. Предмет психологии. 4
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Объект, субъект и задачи психологии и педагогики
Объект, предмет и задачи психологии и педагогики как науки. 1.Педагогика. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Так же педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики
Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
Основные задачи психологии труда
Министерство науки и образования Украины Бердянский государственный педагогический университет Реферат : Основные задачи психологии труда Подготовила:
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Название темы и ее содержание
Место психологии в системе наук. Межпредметные связи психологии. Психология и социальные науки, психология и естествознание, психология и технический прогресс. Структура современной психологии. Отрасли психологии. Основные психологические дисциплины
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.