Задачи и содержание гуманитарного образования
Э.М. Мирский
...Много говорят о национальных культурах, и классовых культурах, иначе говоря, подчиняют понятие культуры идеалу благоденствия, могущества и безопасности. Такой субординацией понятие культуры фактически переводится на животный уровень, где оно теряет свой смысл... Культура должна быть метафизически ориентированной, либо ее нет вообще. (Й.Хейзинга)
С учетом вышесказанного, можно более конкретно сформулировать цели и задачи либерального образования в наших условиях. Центральная задача – формирование отношения индивида к власти. Именно здесь находится точка преодоления традиции и здесь же возможно расположение точки роста будущего либерального сознания.
Власть, государство, властные институты и идеологемы суть правила игры, по которым каждый раз в конкретных условиях развертываются отношения людей и их групп. Эти правила следует знать и соблюдать, они могут помогать или препятствовать осуществлению поведения человека. Но в самих этих правилах, как и в любой мертвой схеме, нет и не может быть никакого позитивного содержания, ничего, что можно любить или ненавидеть, с чем можно связывать свои надежды и стремления.
В идеологическом плане речь идет в первую очередь о десакрализации власти, об отделении представлений о власти как конкретного функционального элемента любой социальной системы от тех культурных по происхождению ценностей и смыслов, с которыми представления о власти намертво связаны в образовательной традиции.
В самом простом перечислении это выглядит следующим образом:
Страна как место обитания сложившейся группы этносов, обладающих общей культурой и историей не равна государству, будь то исторически конкретная форма осуществления власти или совокупность властных структур на территории страны вообще. Эквивалентное употребление этих понятий всегда содержит довольно прозрачную метафору.
Производными от этой метафоры является соответствующая содержательная интерпретация базовых ценностных понятий –“Родина” (с большой буквы), “отечество” и, наконец, понятий, связанных с нравственными оценками поведения индивидов –“патриотизм“, “верность”, “гражданский долг” и т.п.
Говоря о неправомерном сужении таких интерпретаций, обычно совершенно справедливо подчеркивается их непреложная конфликтная (в историческом плане - милитаристская) ориентация. Они приобретают ценностный и даже культурный смысл лишь в контексте противопоставления и борьбы.
Есть, однако, еще одна семантическая линия, приобретающая особое значение в содержании образования. Все перечисленные ценности не требуют от индивида какой-либо активности в повседневной жизни, более того, обычно прокламируют всяческие ограничения самостоятельной активности и инициативы (“Наступи на горло собственной песне”). Грубо говоря, патриотом, верным гражданином страны и т.п. можно быть, не шевельнув за всю свою жизнь и пальцем.
Если поставить в центр внимания описываемые этими понятиями культурные содержания, общая картина приобретает совсем иной в образовательном отношении крайне важный оттенок. Культура - это всегда созидание, идет ли речь о творческом процессе или о его результатах. Для того, чтобы защищать страну, город, дом и т.п. нужно их сначала построить. Страна – это нечто, сделанное нашими предками и нами самими. Патриот – это человек, создавший для страны и сограждан нечто значительное... И в этом смысле свобода как высшая цель образования – это свобода действующего человека, каждое решение и поступок которого подвергаются оценке им самим и его окружением. Эта свобода индивидуальна, а любое объединение индивидов имеет ценность лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно предпринимается для совместных действий; при этом каждый член объединения несет ответственность за свои поступки.
Таким образом, одним из наиболее перспективных, если не единственным направлением либеральной переориентации образования -”переидеологизации”- выступает культурная интерпретация основных ценностей и символов в его содержании, тех самых символов, которые тоталитарная традиция соотносила исключительно с властью.
Сама культура как вместилище всего наследия страны и ее истории, обладает для такой интерпретации необходимой содержательной полнотой, объединяя в себе материальные, духовные и метафизические компоненты.
Соответственно, естественными в этом случае выглядят и следующие общие определения гуманитарного образования и его задач:
Гуманитарное образование – основа гуманитарного воспитания, т.е. развития у индивида способности выбирать из практически возможных те поступки, которые приемлемы в рамках данной культуры.
Задача гуманитарного образования – научить пониманию, т.е. соотнесению потока бытия, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Попытки соотнесения изменяют саму культуру.
Посмотрим теперь, насколько эти общие цели, определения и представления допускают хотя бы схематическое развертывание в содержательном материале и могут быть реализованы в системе действий.
Другие работы по теме:
Основные направления налоговой политики Российской Федерации
на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее – Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
Интеграция Интернета в литературное образование
Главная проблема дистанционного литературного образования: можно ли обойтись без Интернета? Пока что литературное образование использует Интернет лишь как ресурс. Интернет - не самоценный объект, хотя он и расширяет возможности ученика.
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
мгпу
Распад СССР и новые ориентиры социально-экономических и политических процессов России
Все о Конусе
Муниципальное обще образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучение предметов социально-гуманитарного цикла центрального района города Новосибирска
Все о Конусе
Муниципальное обще образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучение предметов социально-гуманитарного цикла центрального района города Новосибирска
Мои планы на будущее
Сочинение-рассуждение с элементами описания Я - девятиклассник, и проблема выбора профессии сейчас достаточно важная для меня. Конечно, я долго размышлял над этим вопросом. У моих родителей по этому поводу своя мысль. А поскольку окончание школы все ближе, мои тревоги становятся более сильными. Но впереди еще 3 года.
Тот, кто "не в ногу"
"Маргинал" — слово модное, но понятие довольно неопределенное. Отсюда и не вполне ясна роль этого явления в культуре. Ключевой в определении маргинала представляется характеристика — "внесистемный".
Место культурологии в системе гуманитарного знания
Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в огромном море взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина – культурология, одна из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Вспомогательные исторические дисциплины
(другое наименование — специальные исторические дисциплины) — особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию, дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику, историческую метрологию, нумизматику, хронологию, историческую географию, историческую информатику и некоторые др.).
Китайская историография
— совокупность исследований в области истории Китая. Имперский период Китай — страна непрерывной культурной традиции. Начиная с древности профессиональные чиновники фиксировали на гадальных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках, шелковых свитках и на бумаге различную информацию. Это летописание являлось важной составной частью духовной жизни Китая.
Данкан, Хью Дейел
Введение 1 Биография 2 Научные интересы и ориентиры 3 Труды Введение Хью Дейел Данкан (англ. Hugh Dalziel Duncan, 1909-1970) – американский социолог, теоретик массовых коммуникаций, исследователь символической природы литературы и искусства.
Морозов, Павел Егорович
Павел Егорович Морозов (род. 11 октября 1978, Минск) — белорусский общественный деятель и диссидент[1][2]. Отец Егор Морозов, полковник МВД Белорусской ССР. Павел окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «банковское дело» (2000), аспирантуру БГЭУ по специальности «финансы и кредит» (2004), магистратуру Европейского Гуманитарного Университета по специальности «политология» (2004).
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований
План Введение 1 История 2 Направления деятельности 3 Основные публикации 3.1 Коллективные монографии 3.2 Индивидуальные монографии Введение Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева (ИГИТИ) — научное подразделение национального исследовательского университета Государственный университет — Высшая школа экономики.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
Не следует путать с Вольным обществом любителей российской словесности. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах[1] (с перерывами).
Городецкий, Габриэль
Габриэ́ль Городе́цкий (род. 13 мая 1945 года) — профессор истории, директор Каммингсовского Центра по изучению России и Восточной Европы Тель-Авивского университета. Почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета (с 2010 г.). Один из ведущих западных критиков теорий Виктора Суворова.
Естество-научная картина мира
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом.
Ханс-Георг Гадамер
Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».