Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
по психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
по назначению:
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
тесты профессиональной пригодности;
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
тесты достижений;
по материалу, которым оперирует испытуемый:
бланковые;
предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
по форме ответа: устные и письменные;
по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
стандартизованные самоотчеты:
тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);
шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);
индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);
проективные техники (см. Тема 5);
диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ |
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ |
тесты
многие опросники
шкальные техники
|
беседы
интервью
диагностические игры
патопсихологический эксперимент
некоторые проективные методики
|
"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."
В.К. Гайда
Список литературы
Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. – М. : Педагогика, 1982. С. 114-119.
Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.
Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.
Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.
О. В. Белова. Классификации психодиагностических методов
Другие работы по теме:
Классификация элитного жилья
Классификация элитного жилья. Вся-то и беда в том, что такой классификации, четкой, структурированной и единой, в нашей стране до сих пор не существует. У нас вообще-то и с самим понятие элитное жилье не все определено. И все-таки, как же из этого положения выходят застройщики и риелторы?
Классификация объектов недвижимости
Классификация объектов недвижимости Объектом недвижимости может считаться товар, который неразрывно связан с земельным участком, на котором он располагается. Любое его перемещение обязательно повлечет за собой разрушение и утрату рыночной стоимости.
Методы психологии труда
Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
Развитие взглядов в истории учения о темпераменте
Тест: «Развитие взглядов в истории учения о темпераменте» Составила студентка 3го курса ФП НГУ Гришаева Ангелина, 2010 г. Количество правильных ответов на каждый вопрос может превышать один или отсутствовать среди четырех приведенных вариантов.
Психодиагностика личности
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
История развития и становления психодиагностики в России
История становления, основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик. Особенности психодиагностики в дореволюционной России и в СССР, ее кризис, требования к качеству и современное состояние.
Психодиагностика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ Р Е Ф Е Р А Т НА ТЕМУ
Методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Психодиагностика как наука и практика
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное федеральное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Этические принципы в психодиагностике
Федеральное агентство по образованию Балашовский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Методы исследования в психологии
Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. Методы исследования в психологии: основные, вспомогательные. Наблюдение, эксперимент, общение и анализ. Психодиагностический диагноз - описание состояния объектов.
Валидность теста
Тесты как стандартизированные методики психодиагностики. Особенности классификации тестов. Показатели качества тестов (методик). Разновидности валидности и её нахождение. Методы проверки валидости. Характеристика конкурентной и очевидной валидности.
Технологии в системе экономических отношений
Graphics Graphics Термин «технология» трактуется очень широко. В одних случаях понятие технология относится к состоянию уровня развития техники на каком-то этапе развития общества, в других – к способу производства продукции, к отрасли и к самой продукции. Термин «технология» используется не только в технике и производстве, но и в экономике, политике, управлении, образовании и других сферах человеческой деятельности.
Требования к психодиагностическим методикам
Основные типы психодиагностических методик. Методика УСК (уровень субъективного контроля). Правила применения психодиагностических методик. Правила использования психодиагностических тестов.
Методы управления деятельностью предприятий
Понятие и классификация методов управления. Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Привести в действие организованную систему, чтобы получить необходимый результат, можно только через влияние на нее управляющего органа или лица. При этом необходимы определенные инструменты согласованного воздействия, которые и обеспечивают достижение поставленных целей.
Классификация тюркских языков
План Введение 1 Основные принципы разделения 1.1 Проблемы 2 Известные варианты классификаций 2.1 Классификация Махмуда Кашгари 2.2 Новейшие классификации
Классификация ноутбуков
Существует 2 основные системы классификации ноутбуков, которые дополняют друг друга Классификация на основе размера диагонали дисплея: 17 дюймов и более— «замена настольного ПК» (Desktop Replacement)
Гомология
Распространенность конвергенции и различных других типов сходства, не обусловленного общим происхождением, показывает, что при построении классификации следует различать несколько типов сходства.
Классификация и филогения
В основе построения классификаций и реконструкции филогенезов лежат одни и те же данные — сравнение видов, связанных близким или более отдаленным родством, и взвешивание сходства (или различия) по отдельным признакам.
Джон Рей
Английский биолог, один из основоположников систематики растений как науки.
Рисунок 2 1
Признаки классификации информационных потоков По отношению к логистическим функциям По степени открытости и уровню значимости По назначению информации