В ритме духовной жизни Церкви наступил особый период. Богослужения пронизаны печалью, священники одевают только черные облачения, в проповедях звучат призывы к покаянию. Православные постятся...
Попытаемся и мы, с точки зрения психотерапии, как искусства и науки помощи в душевном кризисе, осмыслить, в чем же суть этого, столетиями освященного духовного предписания – поста перед Пасхой. Прежде всего следует разобраться, в чем отличие христианского поста от других духовных традиций человечества. Итак, чем пост НЕ является.
При поверхностном сходстве, он радикально отличен от вегетарианства. Вегетарианский стиль жизни обусловлен двумя мотивациями: физическим оздоровлением и принципом воздержания от мяса животных. Христианский пост лишен умиленной жеманности. Он человекоцентричен. Сентиментальному принципу “птичку жалко” нет места в вероучении. Принципиально человеку дозволено употреблять в пищу мясо.
Но, словами апостола, “ все мне позволительно, но не все полезно”. Монашество, как особое человеческое призвание, предписывает неупотребление мясных продуктов, однако в качестве “утешения” – характерное слово из иноческого лексикона – разрешена рыба. Христианство адресовано человеку как “образу Божию”.
Отсюда следует изумительная свобода человеческого бытия. Человек является и хозяином и служителем Вселенной. Он пастырь, который заботится о стаде и в это стадо входит все живущее на земле. Но разве пастуху возбраняется иногда сочный шашлык? Все чаще, особенно во время поста, в газетах и журналах звучат сентенции об оздоравливающем его аспекте.
Апофеозом этого явился слоган в последнем номере еженедельника “Досуг для вас”, Цитирую: “Господа. Наступил Великий пост – время оздоровления. Мы предлагаем вам очищение от шлаков посредством глубинного опорожнения толстого кишечника”. Даже в церковных лавках распространяются великопостные кулинарные рецепты.
Однако человек с развитым чувством церковности осознает, что пост вовсе не является полезным для организма, в том смысле как его пытаются представить на страницах женских журналов. Принципиально наоборот – пост служит для ослабления физического здоровья, как говорят аскеты – “для удручения тела”.
Итак, мы выяснили, что не есть христианский пост. Теперь главный вопрос – что же это? Что предполагает Церковь, как заботливая мать, предписывая нам довольно строгое воздержание в пище и не только в ней? Так вот, выражаясь понятиями, близкими современному человеку, – пост служит для перераспределения энергии в организме. За счет “утеснения телесного Я” происходит возрастание душевной (психологической) и духовной зрелости личности. Обостряется восприятие мира, человек выходит из привычной рутины, окружающее предстает необыкновенным, свежим, ярким. Даже в одном из богослужебных песнопений, звучащих в храмах в это время, звучат необычные слова – “время веселое поста”.
С весенним обновлением природы, с таяньем погрязневшего снега и появлением первых робких зеленых ростков, аккомпанирует счищение с себя заскорузлости ненужных привычек, возможность нового жизненного старта. Динамику психологического личностного роста во время поста лучше представить метафорически. В природе существует универсальный закон, согласно которому, интенсивность бывает пропорциональна степени ограничения. Так, для того, чтобы мощь напора воды трансформировалась в электричество необходимо воздвигнуть препятствие разливу реки – плотину, устремляясь через которую, энергия падающей воды становится источником света и тепла. Беговые лошади помещаются перед скачками в узкие денники, чтобы вырвавшись на круг ипподрома они проявили большую резвость и прыть.
Для того, чтобы успешно действовать в этом мире, человек неминуемо должен ограничить себя и чем раньше это произойдет, тем более высоких результатов он достигает. В одной из ранних песен “Аквариума” встречается метко схваченный и узнаваемый образ “блестящего дилетанта” и примечательно, что он предстает перед нами “на пути в гастроном”. Печально. Просто этот человек не понял, что нельзя рассчитывать стать одновременно профессором математики МГУ и балериной Большого Театра. В современной психологии есть мнение, что комфортное состояние в ситуации выбора, то есть реализация богоподобного дара свободы, есть показатель высокого уровня личностной зрелости. А любой выбор представляет собой не только “да” одному варианту, но и отчетливое “нет” противоположной возможности.
В любом выборе присутствует, таким образом, отвержение недолжного. И пост можно воспринять как великолепную возможность тренинга наслаждения выбором – отвечая “нет” скоромной пище, мы проникаемся принципом “да” более высоким устремлениям жизни. Наконец, собственно духовные аспекты поста представлены тем, что человек чаще находит себя перед насущностью вопроса – “зачем я это делаю” и оказывается перед необходимостью уяснения смысла – откуда я пришел, куда я иду, в чем значимость моего пути. Возвращение к подобным “вечным” вопросам приводит человека к чувству благоговения перед Тайной бытия, почтительности к тем, кто шел этим путем перед ним, доброжелательности и уважению по отношению к спутникам на этом пути.
Отваживаясь поститься, мы проявляем доверие мудрости духовной традиции, послушание Священному Преданию как своего рода этикету, уместному для встречи с Творцом, солидарность с исторической преемственностью поколений. Именно в этот период – парадоксально печальный и радостный одновременно, как и вся наша жизнь, взятая в ее целостности, мы можем опытно испытать неравнодушие друг другу, через умаление собственных претензий и амбиций, убеждаясь всем своим существом – телесно, душевно, духовно – в торжестве человечности в себе и возможности живой сопричастности человечеству.
Пожалуй именно в культивировании прочувствования этой главной тайны личностного бытия – быть человеком в себе и для других – одновременно целым и частью, уникальным и дополняющим, неисчерпаемым и нуждающимся, знающим о свое предельности и дерзающим преодолеть – состоит высокая психотерапия Великого поста.
Список литературы
Белорусов С.А. Психотерапия Великого Поста.
Другие работы по теме:
Психотерапия
Психотерапия в сексологии (псих... + греч. therapeia — уход, лечение), система лечебного воздейстия на психику больного и через психику на весь его организм. Во многих случаях является основным способом лечения полового расстройства.
Основные богослужения Великого поста
Вопреки распространенным представлениям, пост, по логике устава, заключается не в воздержании от особых видов пищи, а в совершенном неядении. И мера поста определяется тем, когда это неядение заканчивается.
Великий Канон как исходная мелодия Поста
Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста— одна из наших важнейших и насущных задач, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.
Великопостный образ жизни
Всегда есть опасность, что эти внешние символы могут быть сочтены как уже совершенное и достаточное соблюдение поста и, вместо того, чтобы напоминать о нем, могут в общественном мнении заменить сам смысл и значение Великого Поста.
Великий пост
На церковнославянском – Святый и великий пост, святая четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи.
Крест как символ половины великопостного пути
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной, в субботу, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви, где остается всю неделю.
Психотерапия
Понятие. Суггестивные методы. Психоаналитическая психотерапия. Аутогенная тренировка. Трансактный анализ.
Бихевиоральные теории личности
Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона.
Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.
Оргонная психотерапия (В.Райх)
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм".
Психотерапия в очаге чрезвычайной ситуации
В условиях катастроф и стихийных бедствий , нервно - психические нарушения у значительной части населения , проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротческих , неврозоподобных реакций до реактивных психозов.
Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии
Graphics Фазы психотерапевтического процесса в индивидуальной психотерапии Graphics Graphics По современным данным Бергина и Гарфилда (Bergin A. E., Garfield S. L, 1994), в мире используется более 400 психотерапевтических техник для взрослых пациентов и более 200 для детей и подростков. Большинство из них применяется в индивидуальной психотерапии.
Психотерапия
ПСИХОТЕРАПИЯ -- разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегосяв болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекциюиндивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
Феличе Бурбон-Пармский
(итал. Felice di Borbone-Parma, 1893 — 8 апреля 1970), впоследствии принц Феликс Люксембургский , муж Великой герцогини Люксембурга Шарлотты. Принц Феличе был одним из 24 детей Роберта I, смещённого герцога Пармского. Его матерью была вторая жена Роберта — Антония Португальская; его старшей сестрой была Зита Бурбон-Пармская, последняя императрица Австрии.
Императорский трон Финляндия
Введение 1 Ранняя история 2 Значение 3 Последующая история 4 Прочие принадлежности Введение Императорский трон (Финляндия) — исторический раритет, имевший в Великом княжестве Финляндском большое символическое значение. Изготовлен в Санкт-Петербурге в 1797 г. Присутствует на многих картинах и фотографиях, запечатлевших важнейшие политические события Великого княжества.
Общеземский привилей Казимира
Привиле́й 1447 года (Привилей Казимира) — законодательный акт (общеземский привилей) в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Казимиром IV в Вильне 2 мая 1447 года. Значительно расширил права и привилегии шляхты, а также положил начало юридическому оформлению зависимости крестьян от феодалов.
Кнютлинги
Введение 1 Генеалогия 1.1 Потомки Харольда Синезубого 1.1.1 Потомки Кнуда Великого Список литературы Введение Кнютлинги (иначе Кнутлинги, династия Горма) династия правителей Дании в VIII в.-1042 году; Норвегии 976 - 995, 1000 - 1014 и 1028-1035 короли Англии 1013-1014, 1016 - 1042.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Божиею милостью
лат. Dei gratia — торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в государственных, дипломатических и важнейших законодательных актах и служащее для обозначения того, что власть главы государства происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею.
Сапега, Лев Иванович
Введение 1 Ранние годы 2 Государственные посты 3 Уния 4 Трибунал и Статут 5 Поздние годы 6 Память 9 Сноски Сапега, Лев Иванович Введение Лев Ива́нович Сапе́га (белор. Леў Сапега, лит. Leonas Sapiega; 4 апреля 1557(15570404), Островно, ныне Бешенковичский район Витебской области Республики Беларусь — 7 июля 1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель.
Трибунал Великого княжества Литовского
Трибунал Великого княжества Литовского — высший апелляционный суд в Великом княжестве Литовском. Организован в марте 1581, спустя три года после создания коронного трибунала, начал действовать в 1582. Состоял из 46 депутатов, избиравшихся на год из шляхты на поветовых сеймиках по 2 от повета (с 1588 избирались еще 3 депутата от жмуди)[1].
Дайновское княжество
Дайновское княжество — удельное княжество XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского. Занимало территорию между Неманом (правые притоки Дитва, Гавья с р. Жижмой) и Вилией. По реке Котра граничило с Городенским княжеством.
Трокское княжество
План Введение 1 История 2 Территория 3 Список князей Трокское княжество площадь составляет 31 100 кмІ кмІ Введение Трокское княжество (лит. Trakų Kunigaikštystė) — удельное княжество в составе Великого княжества Литовского, существовавшее XIV — начале XV веков.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Кезгайло, Станислав Янович
Станислав Я́нович Кезга́йло (около 1451—1527; Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, великий гетман литовский.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.