Рассмотрение проблем агрессивности в отечественной психологии
В отечественной психологии большое внимание уделяется агрессивности как черте личности, в связи с темпераментом. Левитов Н.Д. рассматривает агрессивность как качество личности; полагает, что развитие агрессивности зависит от общественных условий. Для диагностики предлагает обратить внимание на анализ мотивов для различения инструментальной и ипедиатеренной агрессии. Агрессивность имеет 3 компонента: познавательный, эмоциональный, волевой. Познавательный компонент проявляется в ориентировке, требующей понимание ситуации, выделение объекта для нападения. Эмоциональный компонент связан с гневом, недоброжелательностью, злостью. Волевой компонент связан с целеустремленностью, настойчивостью, решительностью, смелостью и инициативностью. Эти компоненты могут сочетаться в различных вариантах и в связи со свойствами темперамента (эмоциональностью, подвижностью, интраверсией и экстраверсией). Отдельно рассматривается состояние беспокойства - тревоги. Имеет место вторичная обусловленность общественными факторами и психологическими свойствами индивида. По мнению Славиной агрессивность как черта личности формируется под влиянием аффекта неадекватности: под этим понимается расхождение между уровнями притязаний и возможностей, что вызывает неудовлетворенность потребности и как следствие фрустрацию. Следовательно, агрессия может носить функцию защитной реакции, помогающей оградить себя от неожиданных воздействий действительности и сохранить удовлетворительное отношение к себе. О.П. Елисеев рассматривает агрессивность как психодинамическое свойство реактивности личности наряду с экстраверсией - интраверсией, тревожностью (не) склонность к избеганию), экстрамунитивность (не) склонность к раздражительным реакциям в ситуациях фрустрации), фрустрированность (не) склонность к разрушению индивидуального стиля деятельности), ригидность-фиксибильность (не) склонность к “застреваемости” в ситуациях однородной стимуляции действий), психотизм и т.д.
Проблемы агрессивности в своих работах касались А.С. Залупеный, С.В. Еникопопов, В.В. Знаков, Г.М. Андреева и многие другие. В работах отечественных психологов не наблюдается какой-либо тенденции в изучении агрессивности. В последнее время появилось большое количество работ, занимающихся разбором западных данных об агрессивности . Значительно развивается сфера, изучающая особенности детской агрессивности. В основном рассмотреть особенности агрессивного поведения, личных детерминант. К сожалению, остается не затронутой область социальных детерминант агрессивности. На данном этапе эта тематика для России очень актуальна: мы имели быструю смену экономических условий, требований, идеалов, культуры. Все это находит свое отражение в поведении людей, часто приводя к фрустрации, возрастанию агрессивности. Как, в какой мере, каким образом это происходит, какое место в этом занимает агрессивность и как она изменяется под действием социальных факторов является очень актуальной темой для исследования.
Как было сказано ранее фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Фрустрированный человек особенно часто раздражается бранью, когда агрессивные подначки иновоцируют высвобождение его с трудом сдерживаемого гнева. Это распространяется и на случаи, когда человек находится в сильной политической, экономической или сексуальной фрустрированности. По заключению Национальной комиссии по причинам и предотвращению насилия экономический подъем может даже усилить фрустрацию и повышать уровень насилия. Когда происходит “революция растущих ожиданий” фрустрация может усиливаться, даже если условия жизни улучшаются. Когда в экономически быстро развивающемся обществе растет “грамотность” людей, они все больше начинают задумываться о том, что такое настоящее материальное благосостояние. Но поскольку изобилие приходит далеко не вдруг, увеличивающийся разрыв между желаемым и возможным усиливает фрустрацию. Даже если уменьшается депривация, фрустрация и политическая агрессия могут возрастать. Растущее благосостояние не приносит ощущения благополучия. Человек достаточно скоро адаптируется к успеху и благополучию, ставя новые запросы, удовлетворение которых требует гораздо больших усилий чем прежде. Когда повышается благосостояние, социальный статус или уровень профессиональных достижений, люди резко поднимают планку стандартов, по которым оценивают свои новые достижения. Это сравнение “нацелено вверх”, что может вызвать у людей чувство относительной депривации. Таким образом притязания часто опережают достижения, как следствие возникает фрустрация и возможная агрессия.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
О методах исследований в психологии
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов.
Эмоциональные состояния
Психологические тесты астенических эмоциональных состояний. Эмоциональные процессы. Тревожность. Шкала Спилбергера-Ханина. Агрессивность и враждебность. Психологический тест Басса-Дарки.
Проблема агрессивного поведения
Этологический подход. Теория влечений (психоэнергетическая модель). Фрустрационная теория (математическая модель). Теория социального научения (бихевиоральная модель).
Методики исследования агрессивности
Тест “Рука”. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методика личностного дифференциала. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
Проблемы источниковедения истории психологии.
Одним из разделов методологии историко-психологического исследования является источниковедение истории психологии. Являясь наукой, реконструирующей историческое прошлое, история психология базируется на анализе и интерпретации исторических источников.
Теория первичной травмы (О.Ранк)
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры.
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
История отечественной психологии конец 19 века
Характеристика основных направлений в отечественной психологии в конце XIX – начале XX столетий представлена в работах В. В. Аншаковой, Е. А. Будиловой, В. В. Большаковой, А. Н. Ждан, В. П. Зинченко, В. А. Кольцовой, В.А Мазилова, Т. Д. Марцинковской, Е. В. Левченко, Н. А. Логиновой, А. А. Никольской, А.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Экспериментальная социальная психология
экспериментальная социальная психология В 20-х годах XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии - зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Психология ХХ века
Особенности развития отечественной психологии в ХХ веке, влияние на нее зарубежных теорий и направлений. Возникновение и развитие педологии (науке о ребенке), ее важнейшие принципы. Интеграция отечественной науки в мировое сообщество психологов.
Методы исследования медицины
Методы исследования медицинской психологии. Аффективные (эмоциональные) расстройства являются одной из актуальных проблем в современной мировой психологии и психиатрии. Исследования в области медицинской психологии и медицины показывают, что в общем числе депрессивных состояний преобладают маскированные или скрытые депрессии, что требует своего дальнейшего изучения, так как диагностика такого рода депрессий представляет большие трудности.