Что понимается под духовностью в философии и психологии? Что имеется в виду, когда говорят: “душевный человек”? “духовный человек”? Какие ступени проходит человек в своем духовном развитии?
Принцип духовности в человеческой реальности
Различение в составе человеческого существа трех реалий —тела, души, духа —принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на человека по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения человеческой природы —в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.
Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психологическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизменное строение. В разных научных школах при излучении психического делался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе. Но всегда психическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.
Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явления, возникающие на стыках “души” и “тела”; появились и стали интенсивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового.
Казалось бы, вполне оправдан интерес психологии и к другому полюсу человеческой реальности —к формам его духовного бытия. Только в этом интервале (телесное существование —духовное бытие) можно было выявить и саму природу и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений вообще отрицалось. А если и допускалось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и др. Психология искусства, психология религии были скорее “психологической археологией”, которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духовную ипостась конкретного человека.
Надо сказать, что и в западной психологии —при всей ее казалось бы идеологической раскрепощенности —духовная реальность как особая реальность человеческого бытия также исключалась из научного рассмотрения, за исключением, может быть, специального анализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по “ведомству” идеалистической философии, религии, художественного творчества и т.п.
Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное —строить новый взгляд, “стереоскопическое или голографическое” видение человеческой реальности в ее субъективной проекции.
В отечественной психологии работами Б.С.Братуся, В.П.Зинченко, Б.В.Ничипорова, Ф.Е.Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни. В определенном смысле и наша попытка построить специальный курс психологии человека может рассматриваться под этим углом зрения —как выход на полноту и целостность психологической (субъективной) реальности человека. С житейской (светской) точки зрения различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим “душевный человек”, то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.
В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным является только узко психологический взгляд на человека, где он предстает прежде всего как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно-своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и механизмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.
Последователь и ученик В.Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э.Шпрангер писал, что “субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру”. Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении “уединения, подобного находящемуся на острове”, он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. “Эти ценности, —отмечал
Э.Шпрангер, —возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой”. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.
Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности — произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии.
Человек как индивид — это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела —дать общее представление о материальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы) , приобретает все большую отрицательность, “небытие”. Определяющая рефлексия осуществляется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения.
Другие работы по теме:
Древнегреческая философия 2
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Основной вопрос всякой философской системы заключается в бессмертии, либо в отрицании бессмертия человеческой души, а остальные вопросы являются производными, и заключаются в обосновании бессмертного или смертного человеческого существования. С точки зрения физиогномики данный вопрос тоже является важным, поскольку позволяет понимать смысл человеческой жизни и соответственно позволяет понимать особенности человеческого характера как необходимые условия для осуществления душевного развития.
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Личность и общество
ТЕМА № 8: “” П Л А Н : Введение. 1. Индивид, индивидуальность, личность. 2. Проблемы свободы и ответственности личности. 3. Личность в правовом государстве.
Личность: свобода и ответственность
Содержание и научное использование понятий "индивид", "индивидуальность", "личность". Задача и основная функция процесса социализации личности. Взаимосвязь свободы, необходимости и ответственности личности. Модели взаимоотношения личности и общества.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю свою жизнь
Остапчук Екатерина СОШ № 38, 10 «А» класс Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность доказывают всю свою жизнь. Почти каждый день на нашей планете рождаются люди, каждый из них прежде всего индивид, биосоциальное существо. С самого рождения человек нуждается только в биологических факторах, позже, взрослея, он развивается и приобретает нужду в социальных потребностях, то есть, чтобы быть индивидом, достаточно родиться и просто существовать.
Об имидже
Одни прячутся за одежду как за ширму, стараясь быть как можно незаметнее в толпе, другие надевают на себя маску - другую личность, какой хочется быть. В чем смысл всех этих манипуляций?
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Системные качества человека
Понятие и виды системных качеств человека; Человек как биологический индивид; Человек как личность; Индивидуальность человека. Представление о человеке как системе в научный оборот ввёл Ананьев. Системные качества – это качества приобретаемые человеком при включении в определённую систему и выражающие его место и роль в данной системе.
Система элементов психологии
В. И. Дерюгин Периодическая таблица (редуцированный вариант) Человек Индивид Субъект Индивидуальность Личность Сенсорика Психомоторика Рационика
Психология личности и деятельности
Психология личности и деятельности Личность – субъект и объект общественных отношений. А. Г. Ковалев В своей жизни и деятельности человек всегда предстает как личность, как член общества.
Проблема человека в психологии
Сорокин Александр, курс, 1 группа. Проблема человека в психологии. Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Шукшин в. м. - Искусство в жизни человека
О о эх воля моя воляВоля вольная моя. Воля сокол в поднебесье. Воля вольная моя. Воля милые края. Самобытный художник и человек. Василий Макарович Шукшин видел и ценил в людях индивидуальность оригинальный взгляд на мир.
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Управление социальным развитием организации
Глобализация экономики. Обострение рыночной конкуренции. Быстрые изменения и нововведения в обществе и экономике. Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте. Информация как фактор развития общества. Социальная ответственность бизнеса.
Тревога о человеке на страницах произведений русских писателей
Милосердие, «экология человеческой души»… Эти слова начали уже забываться в наш век жестокости и насилия. Но настало время, когда мы наконец - понимаем, что если будем жить так, как жили раньше, нас ожидает катастрофа. И не только экологическая, экономическая или политическая — нравственная.
Что формирует судьбу человека
«Судьба» - очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать судьбу? Сформировать, слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что «делает судьбу» сам, для другого это карма, предначертанное будущее. Поэтому свою работу я назову так: «Что формирует личность человека».
Герой своего времени
Автор: Тургенев И.С. “Героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. Мне кажется, что Базаров — очень интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов XIX века.
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.
Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс
Введение 1 Причины 2 Хронология массового убийства 3 Дальнейшие события Список литературы Введение Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс — преступление, совершённое 20 сентября 2010 года человеком, личность которого пока официально не объявлена. В результате происшествия погиб он сам и ещё две женщины, а также один человек получил ранения.
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Саблиер, Маргарита
Введение 1 Личность и биография 2 Посетители салона 3 Лафонтен и мадам де Саблиер Введение Маргарита Сабльер (фр. de la Sabliиre, урождённая Hessein, 1636—93) — хозяйка известного салона в Париже, в котором собирались выдающиеся учёные и светские люди того времени.
Человек немыслим вне общества
Человек немыслим вне общества. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами.
по Экономике, бухгалтерский учет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ ФГОУ СПО « ЗЛАТОУСТОВКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По специальности: