В. Спартин
Принято считать, что образование включает в себя обучение и воспитание в качестве компонентов или составляющих. Однако теоретически это положение обосновать невозможно, поскольку изначальная ошибочность посылки не может привести к логически непротиворечивому умозаключению. Ошибка состоит в том, что обучение принимается за технологию достижения образования, в то время как обучение есть всего лишь форма, в которой организуется процесс образования, а результатом образования является не образованность, как принято считать, а воспитанность. И в этом все дело. Формула «образование есть процесс и результат», с точки зрения логики, представляет собой софизм, нисколько не проясняющий, а напротив, затемняющий суть дела. Истина заключается в том, что процесс образования принимает форму обучения, а результатом этого процесса является воспитание (или воспитанность). Весь вопрос в том, воспитание чего именно происходит в процессе образования (т.е., по сути, обучения).
Путаница возникает сразу же, как только воспитанность и образованность разделяются как семантически достаточно далеко отстоящие друг от друга понятия. Тогда образованность предстает как эрудированность, информированность, знание; обученность – как владение умениями и навыками, а воспитанность – как набор поведенческих стереотипов (этикет). Все вместе это называется социализацией. И объявляется чуть ли не целью образования. Но социализация есть не что иное, как адаптация индивида к существующим социальным условиям, то есть – по глубинной сути своей – конформизм. Если школа хочет получать на выходе конформистов, то надо признать, что она более или менее успешно справляется с этой задачей. Однако не конформисты – двигатели прогресса, не конформисты обеспечивают развитие общества, науки, техники, искусства. Конформисты нужны как носители консервативного начала, но ведь каждый нормальный прогрессист есть в определенной мере и консерватор. Оголтелых прогрессистов, к счастью, не бывает много. Но плохо, когда большинство населения – конформисты.
Задача школы – построить образовательный процесс так, чтобы ученик (студент) приобретал не просто знания или способы работы с тем или иным материалом, а – человеческие качества, которые могли бы выручить его в любой нестандартной жизненной ситуации, могли бы служить залогом приобретения им любых необходимых знаний или способов деятельности, когда ему это понадобится.
Совершенно согласен с В.С. Лысенко, когда он утверждает, что базовое, фундаментальное качество человека XXI века – это триединая – развитая и высокая – культура общения, понимания и деятельности. Я бы только добавил, что к этому качеству примыкает и такое важное свойство личности, как культура здорового образа жизни.
Чтобы в школе воспитывать эти качества и свойства, необходимо прежде всего перестроить содержание образования. Ибо с утверждаемой нами точки зрения образование есть не что иное, как содержание человеческой личности.
Другие работы по теме:
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Финансовые ресурсы предприятия 3
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКАЯ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ социально-экономический факультет
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Деньги и денежные отношения
Раздел Деньги и денежные отношения Тема Сущность и функции денег 1)Происхождение денег: Деньги, как известно, историческая категория. Они появились на определенном этапе развития общества. Среди ученых-экономистов нет единого взгляда на происхождение денег. К настоящему времени в науке существуют две концепции по этому вопросу.
Телеология и семиотика в эйдосе
С момента появления человека, его главным сознательным императивом стало: "Выжить!". А значит, ему вменялось свыше на века бороться с Хаосом {1}. Гераклит, пожалуй, был один из первых, кто своей первой доктриной, почитая огонь, считал, что вместе с огнем человеку дан Логос.
Аристотель (384-322гг. до н. э.)
Аристотель верил в бога, противопоставлял земное и небесное, в центре ограниченной Вселенной он поместил неподвижную Землю. Аристотеля называют крёстным отцом физики: ведь название его книги "Физика" стало названием всей физической науки.
К вопросу о преподавании дарвинизма
Дарвинизм, продолжает преподаваться в школе, как давно доказанная очевидная система взглядов. Хотя в научном мире уже давно не является сенсацией факт, что ни одно ключевое положение этого учения не доказано.
Творческий проект Поиграть бы
Text Graphics Отдел образования администрации муниципального образования «Лиманский район» МОУДОД «Центр детского творчества п. Лиман»
подготовка
индиви- Самообразование => дуальная Курсовая подготовка => Наставничество начальных классов => групповая естественно-математических наук
Моя будущая профессия
Конкурс: Номинация: Сочинение на тему: «Моя будущая профессия» Ученика 11 «Б» Класса. Ларионова А. В. ЧСШ№1 Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии.
Куприн Гранатовый Браслет
Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Нам говорит согласие струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Шекспир. Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.
Кальмарская война
(1611—1613) — разгоревшийся в 1611 году вооружённый конфликт Дании во главе с Кристианом IV и Швеции во главе с Карлом IX по вопросу о контроле над Зундом и Нарвой. Одним из мотивов к войне служило стремление Швеции возвратить себе Сконе и прочие южные провинции, оставшиеся под властью Дании после распада Кальмарской унии.
Индонезийская оккупация Восточного Тимора
Введение 1 Предыстория 2 Оккупация 3 Общественная реакция Введение Индонезийская оккупация Восточного Тимора (индон. Pendudukan Indonesia di Timor Timur; 7 декабря 1975 г. — 27 января 1999 г.) — период истории Восточного Тимора, когда последний был оккупирован войсками республики Индонезия с 1975 по 1999 г.
Фейхо-и-Монтенегро, Бенито Херонимо
Бенито Херонимо Фейхо-и-Монтенегро (исп. Benito Jerуnimo Feijoo y Montenegro; 8 октября 1676, Оренсе, Испания — 26 сентября 1764, Овьедо, Испания) — испанский учёный, писатель и монах-бенедиктинец.
Мосульский конфликт
(1918—1926) — территориальный спор между Великобританией и Турцией по вопросу о принадлежности нефтеносного района Мосул, входившего до Первой мировой войны вместе с районами Киркук, Эрбиль и Сулеймания в состав Мосульского вилайета Османской империи.
Тысячелетие
Введение 1 Летосчисление 1.1 Порядковый 1.2 Количественное 1.3 Диапазоны 2 Полемика по вопросу празднования тысячелетия 2.1 Споры 2.2 Мнение № 1: x001-y000
Тюрьма народов
План Введение 1 История Список литературы Введение Тюрьма народов — фразеологизм на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Рейхштадтское соглашение
Рейхштадтское соглашение — секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня (8 июля) 1876 года при встрече императора Александра II и министра иностранных дел князя А. М. Горчакова с австрийским императором Францем Иосифом и министром иностранных дел Д.
Дело о микрофракции
Дело о микрофракции, оно же "Дело Эскаланте". Высшая точка внутрипартийной дискуссии в Коммунистической партии Кубы, по вопросу о курсе экономического, внешнеполитического и социального развития страны.
Капгер, Иван Христианович
Иван Христианович Капгер (1806 — 1867) — российский юрист и государственный деятель. Брат А. Х. Капгера. В 1830-ых годах, будучи старшим чиновником II отделения Собственной Его Величества канцелярии, участвовал в составлении свода местных законов остзейских губерний; в 1851 г. назначен сенатором.
Кинг, Уильям Руфус
Уильям Руфус Дивэйн Кинг (англ. William Rufus DeVane King, 7 апреля 1786(17860407) — 18 апреля 1853) — американский политик, член Демократической партии, вице-президент США в 1853 году.
Основные идеи Дарвина
Подобно тому как культурные организмы были приспособлены к потребностям человека в результате искусственного отбора, так и в природе организмы приспособились к ее условиям в результате естественного отбора.
Идея эволюции живой природы
Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление креационизму (от лат. "созидание") - учению о сотворении мира богом из ничего и неизменности созданного творцом мира.
Безопасность моей семьи по месту жительства
Я живу на улице Кадырова дом 8 корпус 1, район Южное Бутово, округ ЮЗАО. На сайт управы района Южного Бутово, Юго-Западный административный округ (ugbutovo.uzaomos/) мной было отправлено письмо по вопросу безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации по месту жительства. На мое обращение было прислано письмо от исполняющего обязанности главы управы Б.С.Сагинадзе и от Управления ГО И ЧС ПО ЮЗАО Г.