К вопросу о телеологии образования

Рефераты по психологи и педагогике » К вопросу о телеологии образования

В. Спартин

Принято считать что образование включает в себя обучение и воспитание в качестве компонентов или составляющих. Однако теоретически это положение обосновать невозможно поскольку изначальная ошибочность посылки не может привести к логически непротиворечивому умозаключению. Ошибка состоит в том что обучение принимается за технологию достижения образования в то время как обучение есть всего лишь форма в которой организуется процесс образования а результатом образования является не образованность как принято считать а воспитанность. И в этом все дело. Формула «образование есть процесс и результат» с точки зрения логики представляет собой софизм нисколько не проясняющий а напротив затемняющий суть дела. Истина заключается в том что процесс образования принимает форму обучения а результатом этого процесса является воспитание (или воспитанность). Весь вопрос в том воспитание чего именно происходит в процессе образования (т.е. по сути обучения).

Путаница возникает сразу же как только воспитанность и образованность разделяются как семантически достаточно далеко отстоящие друг от друга понятия. Тогда образованность предстает как эрудированность информированность знание; обученность – как владение умениями и навыками а воспитанность – как набор поведенческих стереотипов (этикет). Все вместе это называется социализацией. И объявляется чуть ли не целью образования. Но социализация есть не что иное как адаптация индивида к существующим социальным условиям то есть – по глубинной сути своей – конформизм. Если школа хочет получать на выходе конформистов то надо признать что она более или менее успешно справляется с этой задачей. Однако не конформисты – двигатели прогресса не конформисты обеспечивают развитие общества науки техники искусства. Конформисты нужны как носители консервативного начала но ведь каждый нормальный прогрессист есть в определенной мере и консерватор. Оголтелых прогрессистов к счастью не бывает много. Но плохо когда большинство населения – конформисты.

Задача школы – построить образовательный процесс так чтобы ученик (студент) приобретал не просто знания или способы работы с тем или иным материалом а – человеческие качества которые могли бы выручить его в любой нестандартной жизненной ситуации могли бы служить залогом приобретения им любых необходимых знаний или способов деятельности когда ему это понадобится.

Совершенно согласен с В.С. Лысенко когда он утверждает что базовое фундаментальное качество человека XXI века – это триединая – развитая и высокая – культура общения понимания и деятельности. Я бы только добавил что к этому качеству примыкает и такое важное свойство личности как культура здорового образа жизни.

Чтобы в школе воспитывать эти качества и свойства необходимо прежде всего перестроить содержание образования. Ибо с утверждаемой нами точки зрения образование есть не что иное как содержание человеческой личности.