Знание этой проблематики особенно важно для ряда отраслей человеческой деятельности, проходящей в экстремальных условиях. Так как здесь мы имеем дело с действиями, - и их немало, - выполнение которых связано с отрицательными эмоциями, но поскольку они необходимы, человек все же выполняет их. Эти действия важно выделить в особую группу, т.к. здесь необходимо умение подчинять свои действия вопреки неприятным переживаниям, которые вызываются их выполнением. Трудность выполнения действий состоит в том, что надо преодолеть отрицательное эмоциональное отношение, которое эти действия сами по себе вызывают. И, несмотря на это, все же совершить их, руководствуясь тем, что цель признана необходимой, а другого способа достичь ее - нет.
Важнейшим звеном всякого волевого действия, является исполнение принятого решения. Человек не всегда сразу выполняет то, что наметил, и далеко не всегда доводит начатое до конца. Кажется, что раз цель выбрана, то трудности выполнения должны быть наименьшими и легко преодолимыми. Но это не так. Человек, приняв решение, часто вновь начинает сомневаться в правильности способов действия для достижения поставленной цели.
Значительные трудности приходится преодолевать человеку, когда действие уже начато и его надо доводить до конца. Здесь возникают препятствия, вызывающие различные эмоциональные переживания, которые задерживают выполнение задуманного. Особенно хорошо это наблюдается в тех случаях, когда необходимость выполнить действие сталкивается с побуждениями, которые не вызываются необходимостью, но обнаруживают значительную силу и привлекательность. Выполнение действия связано в таких случаях с отказом от сильного и привлекательного побуждения, что вызывает отрицательную эмоцию. Борьба с противоречащими этому действию побуждениями вызывает специфические трудности его выполнения. Чем больше противодействующих действию побуждений, тем значительнее преодолеваемые трудности.
Противоречия обычно возникают из-за недостаточно продуманного решения. Как бы ни были глубоки соображения, на деле все же бывают ошибки, промахи, недостаточный учет того, что надо было принять во внимание. Неопытные люди плохо знающие жизнь и самих себя, иногда даже не подозревают, сколько испытаний ждет их при переходе к выполнению принятого решения. Они обнаруживают, что многое было не учтено, и что плохо рассчитали свои силы. В результате у них возникает много трудностей при выполнении действия. Следовательно, чем лучше человек знает жизнь, чем чаще проверяет на практике свои силы, тем меньше у него неожиданных трудностей при выполнении действия, тем легче будет достигнута цель. Все это наиболее ярко прослеживается в совместной деятельности людей. Т.к. здесь важно знать и понимать не только себя, но и других, с кем совместно действуешь. Большая ответственность здесь лежит на руководителе малой группы. Нередко возникают новые, иногда даже более значительные трудности, чем неправильно принятое решение. Первоначальные побуждения, отвергнутые при принятии решения, другие цели, возникавшие раньше, иные способы осуществления задуманного, часто сохраняют свою силу, противостоят уже начатому действию, препятствуют его выполнению, не дают возможности довести его до конца. И их влияние тем значительнее, чем больше неожиданных препятствий возникает перед человеком. Могут также возникать и новые побуждения, противостоящие принятому решению. Возникают соображения о ненужности принятого действия, что особенно увеличивает трудности его выполнения. Здесь источник новых колебаний и задержек, или полного отказа от начатого действия. Что может отразится на группе при выполнении действия в экстремальных ситуациях, где требуется быстрое и единственно правильное решение. А для этого требуется знание не только ситуации в целом, но и личностных особенностей каждого члена группы. Взаимная зависимость людей, определяющая их поведение в различных ситуациях, конфликтность внутриличностных и межличностных состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой и партнером, работой и предполагаемым результатом, и т.д. Все это входит в понятие эмоциональной составляющей межличностных отношений людей, что влияет на успешность выполнения действий.
Список литературы
Баскакова Н.С. Роль эмоциональных переживаний личности при выполнении решения.
Другие работы по теме:
Умения и навыки выполнения электромонтажных работ
Graphics Graphics Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Формирование умений и навыков в выполнении электромонтажных работ Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения Graphics
Сексуальные абстиненции
Половое воздержание, если рассматривать его вне зависимости от возраста, может быть разделено на два периода — начальный, совпадающий с рефракторной стадией копулятивного цикла, и следующий за ним период вынужденной сексуальной абстиненции.
Здоровье половое
Здоровье половое, комплекс соматических, эмоциональных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Эмоции и творчество
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Стресс-менеджмент
Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций.
Эмоции. Классификация, функции
Определение и классификация эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций. Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно-информационные факторы возникновения эмоций.
Персоналистическая психология (В.Штерн)
Персоналистическая психология. представляет собой новую ориентацию всей психологической науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структурное образование.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Трансперсональная психология (С.Гроф)
Концепция личности в Трансперсональной психологии разработана Графом в процессе эксперимент, изучения многочислен, группы феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков.
Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
Понятие характера 4
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание
Эмоциональные свойства личности и управление эмоциями
Типичные различия в эмоциональных особенностях личности. Основные формы выражения эмоций, их влияние на здоровье и деятельность человека. Необходимость управления собственными эмоциями, способы устранения нежелательных эмоций (регуляции и саморегуляции).
Эмоции и чувства
Характеристика эмоций и чувств, их функции и физиологические основы. Интерпретация эмоционально-выразительных движений на основании их соотнесения с контекстом, в котором идет общение. Система нравственных, эстетических и интеллектуальных переживаний.
Эмоции и психические состояния
Эмоционально-волевые интересы: аффект, эмоции, чувства. Основные уровни эмоциональных переживаний. Виды эмоциональных нарушений. Характеристики маниакального и депрессивного состояний. Воля как сознательное регулирование поведения и деятельности.
Механизмы "срабатывания" вытеснения и его функции
Отрицательные эмоциональные переживания и перцепции. Номенклатура защитных механизмов личности. Общая характеристика механизма психологической защиты. Защитный механизм вытеснения и его функции. Возникновение деформации и отклонение в развитии личности.
Эмоции, стресс и психологическое здоровье
Теоретические основы изучения эмоций, проблемы эмоциональной неустойчивости личности. Эмоциональная неустойчивость и проявление стрессовых ситуаций как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения. Влияние стресса на психологическое здоровье.
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Стихотворение Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Способность творить красоту А.А. Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота — вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного. Он поэт переживаний, его стихотворения выражают то, что скрыто в душе.
Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина сочинение-миниатюра
Лирика великого русского поэта А. С. Пушкина разнообразна по своей тематике и проблематике, но мне больше всего нравится любовная лирика. Для Пушкина любовь — одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений» Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
Тема любви в поэме Маяковского Облако в штанах
Автор: Маяковский В.В. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого «ни одного седого волоса», то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы «Облако в штанах» он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Жанр и композиция поэмы Лермонтова Мцыри
Автор: Лермонтов М.Ю. «Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Любовный роман в лирике Ахматовой
Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. Читая ее стихотворения, можно подумать, что это дневник женщины, которая находится в постоянном духовном развитии,и вместе с ней развивается и ее любовный роман. Это пики и обрывы, взлеты и падения. А также это целая гамма настроений, чувств, красок жизни.
Психологическая подготовка спортсмена
Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям - это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.
XX век
БИЛЕТ № 1 Значение физических упражнений для здоровья человека. Взаимоотношение людей в коллективе, влияние его на личность и личности на коллектив.
Сандро Ботичелли
Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний.