Владимир Ромек
Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что каждому человеку в жизни хоть раз случалось испытывать ощущение беспомощности, пессимизма и неверия в возможность перемен к лучшему. Это чувство едва ли можно назвать приятным, и поэтому возникает вопрос: можно ли как-то измененить ситуацию?
Можно и нужно! - уверенно отвечает американский психолог Мартин Селигман, обладатель золотой медали Американской психологической ассоциации за выдающиеся достижения в науке, автор теории выученной беспомощности, исследователь закономерностей ее формирования и коррекции.
Еще студентом, наблюдая за экспериментами в лаборатории условного рефлекса, Селигман сделал очень важный вывод о причинах беспомощности: он установил, что это не врожденное качество, а "благоприобретенный" навык, который при определенных условиях формируется очень и очень быстро у всех живых организмов. В том числе - и у людей.
Чтобы человек стал беспомощным пессимистом, должны возникнуть несколько обстоятельств. Но главное - беспомощность возникает тогда, когда человек убеждается: между его собственными действиями и изменениями в окружающем мире нет абсолютно никакой связи, если все выглядит так, как будто мир живет по своим собственным законам, и изменить в нем ничего нельзя.
Соответственно, оптимизм формируется тогда, когда мы ясно видим, что что-то в мире зависит от нас, от наших усилий, когда мы чувствуем, что вслед за плохим поведением возникают плохие для нас последствия, вслед за хорошими действиями - мир меняется в лучшую сторону.
Для иллюстрации своих выводов Селигман вспоминает эксперимент, с которого началась теория беспомощности. Благодаря счастливому стечению обстоятельств он оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета. Руководитель лаборатории Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса Павлова. Идея эксперимента состояла в том, чтобы научить собак бояться звука определенного тона. Для этого их вслед за нужным звуком подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока.
Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук так же, как они раньше реагировали на электрошок, - будут выскакивать из ящика и убегать.
Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!
Селигман предположил, что причина может состоять в том, что собаки не имели физической возможности избежать электрошока в предыдущей серии эксперимента - и привыкли к его неизбежности. Собаки становились беспомощными потому, что убеждались: гадости в мире случаются неизбежно - вне всякой связи с их действиями. Поэтому делать что-либо - бессмысленно, и остается только лежать и поскуливать.
Тогда Селигман задумался, что можно сделать, чтобы у собак во время обучения не возникало этого чувства безнадежности и беспомощности. В своем классическом эксперименте Селигман просто оснастил собачий ящик педалью, нажатие на которую отключало ток. Когда у собаки было средство влияния на окружающий мир, она не становилась беспомощной! Напротив, она приобретала редкое по устойчивости качество - переносить любые неприятности, не теряя способности к активным действиям. Это качество Селигман назвал оптимизмом и доказал, что способ его формирования достаточно прост. Он сводится к трем простым правилам:
1. Последствия поведения должны быть, и эти последствия должны быть разнообразными. В жизни должно случаться нечто положительное и нечто отрицательное. Однообразно позитивные, как и однообразно негативные последствия ведут к беспомощности.
2. Между позитивным поведением и позитивными (приятными) последствиями, негативным поведением и негативными (неприятными) последствиями должна быть четкая и очевидная связь.
3. Промежуток между поведением и последствиями должен быть минимальным.
Эти выводы справедливы не только для собак. Их также можно использовать при воспитании детей, подчиненных или себя, любимого. Нетрудно заметить, что все сводится к простому правилу: нужно дать человеку почувствовать очевидную связь между его активностью и миром. Если это так, то человек начинает активно действовать, а от беспомощности не остается и следа. Поскольку мы все же не собаки и у нас есть речь, то в большой степени оптимизм зависит и от того, в каких словах мы сами для себя интерпретируем последствия - что мы сами говорим себе и нашим близким вслед за хорошими и плохими поступками. Привычка к разнообразию и спонтанности реакций - как во внутренней, так и во внешней речи - вот путь, который, по мнению Селигмана, ведет к оптимизму.
При этом люди и животные, обученные не быть беспомощными, оказываются более успешными не только при решении каких-то конкретных жизненных задач, но и более жизнеспособными в целом. В опытах Селигмана с мышами было выявлено, что у "оптимистичных" мышей смертность от прививки рака составляла 30 процентов, у "пессимистичных" - 70, при 50 процентах в контрольной группе. Если эти закономерности справедливы и для людей, то получается, что оптимисты живут дольше и счастливей.
Другие работы по теме:
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Оптимизм может быть вреден, а пессимизм - полезен
Односторонний взгляд на мир и на себя не дает человеку реальной картины происходящего. Исповедуя его, человек волей-неволей живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков.
работа
Основные предметы исследования геополитики: история становления геополитики как науки
Тема Кол-во страниц
Предложение как единица высказывания. Классификация препдложений и их структура
Количественная школа управления 2
Количественная школа управления (с 1950гг – по н. в.) Основная предпосылка возникновения - усложнение процесса управления, что было обусловлено бурным научно - техническим прогрессом послевоенных лет.
Основные научные школы менеджмента
Основные научные школы менеджмента Школы управления Классическая школа Школа «человеческих отношений» «Эмпирическая школа» «Школа социальных систем»
Классическая школа в управлении 2
МЕНЕДЖМЕНТ Вопрос № 8 Классическая школа в управлении. Существует с 1920 – 1930 г.г. её называли классическая или административная школа в управлении, возникла от А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера. Эти ученые рассматривали общие функции и принципы управления:
Робинзонада главного героя романа Даниэля Дефо Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
Для многих поколений юных читателей этот роман стал настольной книгой, его экранизировали много раз, а дети и сейчас продолжают играть «в робинзона», так как не исчерпывается желание подвергнуть испытанию свои силы в непредвиденных ситуациях, проверить их, оставшись наедине с природой. Пройти и повторить самостоятельно весь путь человечества от охотника до земледельца, не потеряв при этом оптимизма и не упасть духом под бременем непосильной работы, упраздненной с помощью технического прогресса.
Михаил Шолохов Судьба человека
Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.
Театр Горького
Горький со всей силой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл “единой темы” своего творчества—“темы воинственной, революционной”, полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
Школа Анналов
Введение 1 Журнал «Анналы» 2 Первое поколение Список литературы Введение Школа «Анна́лов» (фр. Йcole des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века.
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Участие курсантов ОСАВШ в войне с формированиями басмачей в пустыне Каракумы в 1931 году
Введение 1 Историческая справка 1.1 Подробности боёв 1.2 Награды за ратный труд по теме Список литературы Введение Бои проходившие с 28 августа по 19 октября 1931 года в которых принимала участие Объединенная Среднеазиатская военная школа имени В. И. Ленина[1] в числе других частей Среднеазиатского военного округа против басмачества в песках Каракумы на территории Туркменской ССР.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Ташкентская школа прапорщиков
— Ташкентская школа для подготовки прапорщиков пехоты — военно-учебное заведение императорской России, располагавшееся в Ташкенте. Ташкентская школа прапорщиков была образована 2 ноября 1915 «ввиду некомплекта офицеров частей войск округа, а также для посылки пополнений офицерского состава в части войск, находящихся на театре военных действий»[1].
Антонович, Даниил Исидорович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Роли в кино 3 Сочинения Введение Дании́л Иси́дорович Антоно́вич (10 (22) декабря 1889, Белополье, Харьковская губерния — 8 ноября 1975, Харьков) — украинский советский актёр и театральный педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат Сталинской премии (1948).
Славяно-греко-латинская школа в Ростове
Славяно-греко-латинская школа — учебное заведение в Ростове, основанное Дмитрием Ростовским. Вторая подобная школа в Российской империи, после черниговской, и первая на территории Великороссии.
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Трансильванская школа
Трансильванская школа (также Ардялская школа; Семиградская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) - политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII - начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX-XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве и независимой Румынии.
Школа Америк
Школа Америк («Институт западного полушария по сотрудничеству в сфере безопасности») — основанное в 1946 году учебное заведение. В настоящий момент расположено в Коламбус (Джорджия). Школа содержится за счёт правительства США. Среди выпускников школы множество людей, ставших в последствии диктаторами.[1] Например, Мануэль Норьега, Омар Торрихос, Леопольдо Галтиерэ, Роберто Виола, Хуан Веласко Альварадо, силовые офицеры Аугусто Пиночета.
Школа публичной политики им. Джеральда Р.Форда
(Gerald R. Ford School of Public Policy) Мичиганского университета, также известная как Школа Форда является ведущим центром изучения публичной политики в США. Школа была основана в 1914 году под названием
Школа в моей жизни
Залог получения хороших знаний - внимание, старание и любовь к учебе. Обучение культуре, поведению в общественных местах, общению со сверстниками, старшим поколением, терпению трудностей. Влияние личности учителя на отношение учеников к предмету.
Джованни Боккаччо
Перу Боккаччо принадлежит много произведений - и стихотворных, и прозаических ("Охота Дианы", "Филострато", "Жизнь Данте Алигьери" и др.), но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как автор сборника новелл "Декамерон".